Презентация. Авангард в России

Скачать презентацию




Авангард в россии Презентацию подготовила ученица 11 класса Ушанова Татьяна
 


Авангард как течение в искусстве Авангардизм - (франц. avantgardisme от avant -- передовой и garde -- отряд) -- обобщенное название экспериментальных течений, школ, концепций, идей, творчества отдельных художников XX в., преследующих цели создания совершенно нового искусства, не имеющего связей со старым. Авангардизм - это тенденция отрицания исторической традиции, преемственности, экспериментальный поиск новых форм и путей в искусстве. Понятие, противоположное академизму. Авангард -- порождение абсурда, несоответствия духовного смысла реальности искусства и жизни. Отсюда и возникает «новая прагматика», в которой художественные ценности последовательно подменяются эстетическими, а эстетические -- спекулятивными. Суть авангардизма в авторитарности, агрессивности и обмане.
 


Авангард в России
 


Основные Представители В. Малевич В. Кандинский М. Ларионов М. Матюшин В. Татлин П. Кузнецов Г. Якулов А. Экстер Б. Эндер и другие.
 


Авангард в России Авангард был нацелен на радикальное преобразование человеческого сознания средствами искусства, на эстетическую революцию, которая разрушила бы духовную косность существующего общества, — при этом его художественно-утопические стратегия и тактика были гораздо более решительными, анархически-бунтарскими. Не удовлетворяясь созданием изысканных «очагов» красоты и тайны, противостоящих низменной материальности бытия, авангард ввел в свои образы грубую материю жизни, «поэтику улицы», хаотическую ритмику современного города, природу, наделенную мощной созидательно-разрушительной силой, он не раз декларативно подчеркивал в своих произведениях принцип «антиискусства», отвергая тем самым не только прежние, более традиционные стили, но и устоявшееся понятие искусства в целом.  Постоянно влекли авангард «странные миры» новой науки и техники — из них он брал не только сюжетно-символические мотивы, но также многие конструкции и приемы. 
 


Авангард в России С другой стороны, в искусство все активнее входила «варварская» архаика, магия древности, примитив и фольклор (в виде заимствований из искусства негров Африки и народного лубка, из других «неклассических» сфер творчества, прежде выносимых за рамки изящных искусств).  Мировому диалогу культур авангард придал невиданную остроту.  К середине 1910-х роль законодательницы мод в авангардном искусстве окончательно перешла к России, ведь именно здесь появлялось на свет все самое передовое, новаторское и оригинальное. Первый робкий шаг по направлению к авангардному искусству сделали в 1907 г. художники объединения «Голубая роза» — П.Кузнецов, Н. апунов, С.Судейкин, М.Сарьян, А.Фонвизин, Н.Крымов. Стиль «голуборозовцев», утонченный, поэтичный, тесно связанный с эстетикой символизма, создавался с упором на неопримитивизм, что отчасти повлияло на развитие творчества таких «титанов» русского авангарда, как М.Ларионов, Н.Гончарова или К.Малевич.
 


Мошенники на ярмарке Новое искусство впервые громко заявило о себе в 1910 г. на выставке «Бубновый валет», устроенной по инициативе Михаила Ларионова. Участие в ней принимали самобытные и очень не похожие друг на друга мастера — Илья Машков , Наталья Гончарова, Аристарх Лентулов , Роберт Фальк и многие другие. Объединяло их всех настроение «площадного живописного действа», желание передать атмосферу балагана, ярмарочного представления.
 


 И. Машков. Дама с фазанами. 1911.
 


Н. Гончарова. Мальчик с петухом.  Начало 1910-х.
 


А. Лентулов. Исследование символического сходства в портрете 1912.
 


Мошенники на ярмарке Живописный стиль «бубнововалетчиков» характеризовало причудливое смешение французского постимпрессионизма с чисто русскими иконописными традициями и приемами народного искусства (лубок, росписи подносов и игрушек, магазинные вывески). Выставка стала настоящим шоком для добропорядочных москвичей и даже для художественных критиков, уже много чего повидавших. Впрочем, ее организаторы были бы расстроены, если бы эффект оказался другим. Ведь уже сам выбор названия выставки стал достаточно эпатажным: на уличном жаргоне «бубновый валет» означало «мошенник», «плут», «нечестный человек».
 


М. Ларионов. Отдыхающий солдат. 1911.
 


М. Ларионов. Лучистый пейзаж.  1912.
 


Заумный реализм Художественная жизнь Петербурга также не стояла на месте. В 1910 г. здесь возникло творческое объединение «Союз молодежи», не имевшее специальной программы и объединявшее в своем составе представителей разных художественных направлений (О.Розанова, И.Клюн (6), Н.Альтман, А.Экстер, Н.Удальцова, М.Шагал). В отличие от москвичей, петербуржцы в большей степени оказались подвержены влиянию кубистов и итальянских футуристов, причем русский вариант футуризма оказался намного богаче и интереснее, чем то, что предлагали Маринетти и его последователи. Объединив принципы этих двух направлений, они создали на их основе собственный стиль — кубофутуризм. Основные работы были выполнены в период 1911–1915 гг. Особенной оригинальностью отличается творчество Ольги Розановой, параллельно с Кандинским и Малевичем ищущей пути к абстракции.
 


И. Клюн. Автопортрет с пилой (Беспредметная композиция). 1914
 


Заумный реализм Из тесного взаимодействия литературы и живописи родился новый вариант авангардного искусства — «заумный реализм», который Малевич считал специфической чертой русского искусства. «Логика всегда ставила преграду новым подсознательным движениям, и, чтобы освободиться от предрассудков, было выдвинуто течение алогизма». Кульминационным моментом сотрудничества художников и поэтов стала постановка «футуристской оперы» М.Матюшина «Победа над солнцем», с участием Крученых, Хлебникова и Малевича. В декорационном оформлении впервые появились чистые живописные плоскости и зазвучали «беспредметные» мотивы. Пройдет еще полтора года, и эти полуинтуитивные находки оформятся в стройную пластическую систему, квинтэссенцией которой станет изображение черного квадрата на белом фоне. В 1915 г. мир узнает о появлении супрематизма.
 


Победа освобожденных красок Supremus — означает «высший, превосходный». Термин, придуманный Малевичем для нового живописного направления, должен был означать превосходство новой живописи над всем, что было до нее, победу чистых красок, освобожденных от мира вещей. «Черный супрематический квадрат», впервые выставленный на «Последней футуристической выставке 0.10», был провозглашен иконой нового стиля. С тех пор главными элементами живописи Малевича и его соратников стали геометрические фигуры, как бы подвешенные в пространстве. Прямоугольники, квадраты, кресты помещены в специфическую среду, где не действуют законы физики и не поддаются объяснению с помощью обычной человеческой логики. В своем развитии супрематизм прошел три этапа — черный, цветной и белый. «Черный» и «белый» периоды освобождали искусство от самого искусства, отказываясь не только от формы, но и от цвета. 
 


Победа освобожденных красок Серьезное внимание уделял Малевич проблемам «пятого измерения — экономии» и космизма, планетарного назначения живописи. Он старался максимально «экономично» организовать предметы на плоскости, что должно было помочь преодолеть силу земного притяжения и выйти в иные измерения. В конце концов выбранный путь испугал самого художника. Старание очистить искусство от «вещности» привело к пустоте, абсолютному Ничто. Заглянув в космическую бездну, Малевич все же отступил — сначала в цветной супрематизм, а в конце жизни вернулся к «фигурным» композициям, заменив понятие «беспредметности» понятием «безликости» В 20-е годы он писал условные изображения крестьян с «пустыми лицами», выражающие сущность супрематизма, бездны Ничто, может быть, даже лучше, чем геометрические абстракции.
 


К. Малевич. Девушки в поле.  1928–1932.
 


На службе человечеству Супрематизм оказал огромное влияние на дальнейшее развитие творчества кубофутуристов, многие из которых уже давно двигались в том же направлении, но не достигли беспредметной стадии. Пуни, Экстер, Попова, Клюн и другие с увлечением принялись создавать геометрические абстрактные работы. Однако Малевич уже ушел значительно дальше, вступив в фазу «белого супрематизма», провозглашавшего власть новой пространственной идеи — бесконечности Это был еще один шаг в сферу идеального, «чистого духа». В очередной раз художник подтвердил, что «живопись давно умерла». В противовес отвлеченным идеям «искусства для искусства» возник конструктивизм. Конструктивисты отрицали чистую абстракцию, призывая обратить все силы на службу человечеству, проектировать окружающую среду, жизнь в которой была бы простой и удобной. В качестве идеолога «производственного искусства» выступил литературный критик Осип Брик, под знамена которого встали А. Веснин, В. Степанова, А. Родченко. Присоединились к ним также Л. Попова и В. Татлин. На основе проектов конструктивистов строились дома, создавались новые типы посуды и мебели, разрабатывались рисунки для тканей.
 


На службе человечеству В первые годы после Октябрьской революции в стране возникло множество художественных вузов и мастерских, в деятельности которых мастера-авангардисты принимали самое горячее участие. Главными учебными заведениями стали ИНХУК (Институт художественной культуры) и ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), где преподавали ведущие деятели авангарда — Попова, Экстер, Родченко, Малевич, Татлин, Филонов.
 


Аналитическое искусство Творчество Филонова стоит особняком в пестром калейдоскопе стилей и явлений первого десятилетия ХХ века. Ему принадлежит честь создания специфического направления, названного «аналитическим искусством» П. Филонов. Мужчина и женщина.  1912–1913.
 


Аналитическое искусство В марте 1914 г. он начал собирать вокруг себя группу единомышленников, выпустивших манифест «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков», в котором говорилось: «Цель наша — работать картины, рисунки, сделанные со всей прелестью упорной работы, так как мы знаем, что самое ценное в картине и рисунке — это могучая работа человека над вещью, в которой он выявляет себя и свою бессмертную душу». Следуя этим правилам, Филонов и его последователи очень тщательно прорабатывали все детали своих произведений, похожих на мозаику. Персонажи кажутся сложенными из мельчайших элементов, а мир вокруг них будто бы колеблется от постоянного движения составляющих его частиц.
 


Вывод Единению власти и искусства не суждено было долго продлиться. Уже в 1920-е годы началось постепенное «завинчивание гаек». Все чаще художников-авангардистов обвиняли в отрыве от народа, укоряли за излишнюю сложность и заумность. К 1932 г. беспредмедничество было вытеснено из художественных мастерских, а в искусстве окончательно утвердилась доктрина «социалистического реализма».
 


Источник Мировое искусство. Иллюстрированная энциклопедия» «Русский авангард» в энциклопедии  «Кругосвет»
 

< <       > >