Презентация. Арт-деко

Скачать презентацию




Формообразование в стиле Арт-деко Выполнила студентка II курса Специальности «Дизайн» Бабошко Анастасия Руководитель: Бытачевская Т.Н МГГУ им. Шолохова, 2012
 


Что такое Арт-деко? Термин "Арт Деко" (фр. art deco букв. «декоративное искусство», Art Decoratifs et Industriels Modernes - Международная выставка современных декоративных искусств и ремесел 1925 года в Париже, на которой в полном объеме были представлены достижения декоративно прикладных искусств того времени. Однако сам термин возник еще позднее - в 1966 году, во время рождения выставки в парижском Musee de Arts Decoratifs (Музее декоративных искусств). Эта экспозиция возвестила о возрождении интереса к декоративным искусствам того периода, когда все они процветали под общим названием «модерн». Арт Деко был также известен как "джазовый модерн", "зигзаг модерн" и "обтекаемый модерн" - последний термин относится к формам, базировавшимся на обтекаемых силуэтах автомобилей, кораблей и самолетов. Как художественное течение Арт Деко оформился в 1908-1912 годы и достиг расцвета между 1925 и 1935 годами.
 


Арт деко сочетал в себе одновременно неоклассицизм и обтекаемость, грациозность и игривость, монументальность и элегантность. Представители этого стиля игнорировали массовое промышленное производство товаров, они стояли за эксклюзивное изготовление предметов. В производстве изделий использовались ценные и дорогие материалы - змеиная кожа, слоновая кость, бронза, кристаллы, экзотическая древесина. Излюбленными формами были геометрические орнаменты из шести-, восьми-угольников, овалов и кругов, треугольников и ромбов. Кроме того широко использовались растительные формы недавно распространенного модерна, различные цитаты из классицизма, а также заимствования из египетской, африканской и других экзотических культур.  Таким образом, в Арт Деко можно выделить множество направлений: элегантно-классический, экспрессивно-экзотический, а также различные модернистские варианты.
 


Художественный стиль Арт Деко впервые получил признание в Европе. Быстро охватило влияние Соединенные Штаты, где его огромной популярности в немалой мере способствовало всеобщее увлечение голливудской кинопродукцией. Костюмы и декорации картины "Клеопатра" (1934 г.) студии "Парамаунт" вызывали прямые ассоциации с орнаментами и горгульями нового нью-йоркского небоскреба Крайслер-Билдинг.
 


А Грета Гарбо в костюме Маты Хари из фильма компании "МГМ" (1932 г.)выглядела, как статуэтка Арт Деко из бронзы и черного дерева.
 


Арт Деко формировал сам образ жизни людей в межвоенные годы, их манеру одеваться и разговаривать, путешествовать, работать и отдыхать. В его власти находились индустрия развлечений и сферы искусства - его дух чувствовался в кинотеатрах, небоскребах, композициях внутренних интерьеров и узорах драгоценных украшений, в дизайне курительных и питейных аксессуаров, кухонной посуды и уличных фонарей, в скульптурах и плакатах, в книжных и журнальных иллюстрациях, в тканях, картинах, в общественных зданиях и сооружениях. Мосты, туннели, бензоколонки, рестораны быстрого обслуживания и неподражаемый символ того времени, неоновая реклама, все создавалось " стиле "модерн", а точнее, Арт Деко. Легкость и изящество, заложенные в основу новаторской идеи Арт Деко, навеянной балетными "Русскими сезонами", вскоре переродились в выражение невероятной простоты и умеренности новой жизни в век машин. В Нью-Йорке стилизованные орнаменты над порталами зданий, неоклассические скульптуры Рокфеллеровского центра, арочный шпиль Крайслер-билдинг, характерная башня Эмпайр Стейт-билдинг и алюминиевая выколотка парадных входов и легких пристроек особняков сформировали одновременно доступный и неповторимый облик города.
 


Нимфа и лань МАРИ ЛОРАНСЕН, 1925; масло, холст Одна из наиболее ярких художников Арт Деко, Лорансен работала в доступной и модной манере, столь популярной у публики. Ее костюмы и декорации для балета "Русских сезонов" имели неописуемый успех. Крайслер-билдинг Уильям ВАН АЛЛЕН, 1931 Арочный шпиль, оправленный в нержавеющую сталь и усиленный узором треугольных окон, придает знаменитому небоскребу ярко выраженный драматизм.
 


ВАН АЛЕН, Уильям - (Van Allen, William. 1883-1954) американский архитектор и дизайнер стиля Арт Деко, известен как автор небоскрёба компании «Крайслер». Родился в Бруклине в Нью-Йорке. Учился в институте Пратта. Работал на несколько компаний в Нью-Йорке. С 1908 г. обучался в Париже в Школе Изящных искусств по выигранной стипендии (Ллойд Уоррен). С 1911 по 1925 гг. работает совместно с Г. Крэг в Манхэттене и известен как архитектор многоэтажных коммерческих зданий. Крайслер-билдинг (Chrysler Building) – небоскрёб компании «Крайслер», построенный в 1930 г., один из символов Нью-Йорка. Здание высотой 319 м (1 046 футов) расположено в восточной части Манхэттена на пересечении 42-й улицы и Лексингтон Авеню. Первоначально принадлежавшее корпорации «Крайслер», в настоящее время оно находится в совместной собственности «TMW Real Estate» и «Tishman Speyer Properties». Небоскрёб увенчан 38-метровым шпилем. Шпиль из нержавеющей стали, собранный внутри здания из отдельных элементов, был установлен на вершине здания, превратив небоскрёб «Крайслер» не только в самое высокое здание в мире, но и в самую высокую конструкцию. Он является примером арт деко в архитектуре. Своеобразная орнаментация башни повторяет мотивы дизайна колпаков на дисках колёс автомобилей марки Крайслер того времени. Возможно – это лучший образец периода Арт Деко в архитектуре Нью-Йорка, самого красивого периода в развитии города. Необыкновенно элегантен, красиво оформлен холл, а на вершине здания находилась обзорная площадка, которая через несколько лет была заменена рестораном. Самые верхние этажи здания с низкими потолками, их создавали преимущественно для обозрения снаружи и использовали для технического оборудования. Крайслер-билдинг широко известен благодаря американской поп-культуре (фильмы «Армагеддон», «Годзилла» и др.). Крайслер-билдинг - символ капитализма в Америке. Ван Ален умер в Нью-Йорке.
 


ЛОРАНСЕН, Мари (Laurencin, Marie) 1883, Париж — 1956, французская художница. Родилась близ Парижа. Училась в Лицее Ламартина и в Академии Эмбера. Становлению ее творчества способствовала дружба с художниками Пикассо и Браком и поэтом Гийомом Аполлинером. В 1909 она написала большое полотно – групповой портрет друзей, где изображены Пикассо, Фернан Оливье, Аполлинер и она сама. Собственный, очень индивидуальный стиль художницы сформировался около 1910. Она занималась гравюрой и резьбой по дереву, испытав влияние африканской скульптуры, делала иллюстрации и декорации для «Комеди-Франсез (1928) и русского балета Сергея Дягилева (1924)В течение нескольких лет участвовала в выставках кубистов, переняв у них некоторые стилевые черты. Однако кубизм по сути был чужд женственному и лиричному искусству Лорансен. В 1914—1920 она жила в Испании, в Германии, затем вернулась в Париж. В ее картинах светлых пастельных тонов плавно изогнутые линии очерчивают девичьи фигуры удлиненных пропорций со склоненными головами и глазами газелей (Нимфа и лань, 1925, Филадельфия, Музей искусств; Репетиция, 1936, Париж, Нац. музей современного искусства). В 1920-х Лорансен становится модной художницей, воплотившей эстетику ар деко. Ею оформлено несколько балетных спектаклей: Лани (Русский балет, 1924), Розы (Парижские вечера, 1924), (Женщины с Собаками, 1923)Летний день (Опера комик, 1940) Умерла Мари Лорансен в собственном доме в Париже 8 июня 1956 года. Мари Лорансен Мари Лорансен Женщины с Собаками, 1923
 


ВПЕРЕД К НОВОМУ СТИЛЮ Стиль Арт Деко возник не из единого источника, скорее он явился результатом смешения множества новаций, развивавшихся в этот период почти одновременно, а также роста интереса к традициям туземного и народного искусства разных стран. Различные течения в искусстве и дизайне 1900-х годов, таких как венский Сецессион, немецкий союз дизайнеров Веркбунд, русский конструктивизм и голландское движение "Де Стейл". Кроме того, Арт Деко не могло обойти стороной модернистские достижения в живописи, такие как абстракционизм и кубизм. В 1900 г. доминирующим стилем был Арт Нуво.
 


В плакате Макинтоша "Шотландское музыкальное ревю" сочетаются подчеркнутая геометричность и стилизованность. Фигура гротескно вытянута и упрошена до почти абстрактного лабиринта параллельных линий. Геометричность работ Макинтоша и других художников школы Глазго оказала глубокое влияние на развитие стиля художников венского Сецессиона - еще одной группы молодых отрицателей нормы, чьи идеи вдохновляли Арт Деко. Школа искусств Глазго была основана в 1845 году и первоначально носила название Государственная школа дизайна Глазго. Нынешнее здание школы было построено в 1897—1909 годах по проекту выдающегося шотландского архитектора и художника-модерниста Чарльза Ренни. Стиль Сецессиона (основанного в 1897 г.) отличался элегант­ностью, декоративностью и функциональностью; представители Сецессиона, - в числе которых были Йозеф Хоффманн, Густав Климт, Йозеф Мария Ольбрих и Соломон Мозер - обычно предпочитали в оформительских проектах использовать квадраты и прямоугольники. Уже в 1907 г. немецкий союз дизайнеров Веркбунд попытался связать воедино искусство, промышленность и новаторскую архитектуру. Подобная идея была для того времени чрезвычайно прогрессивной. Применительно к Арт Деко такая связь позволила значительно разнообразить принципы конструирования, без чего Деко никогда бы не достиг столь широкого успеха и популярности. Веркбунд Немецкий производственный союз. Основан в 1907 в Мюнхене. Объединение архитекторов, мастеров декоративного искусства и промышленников. Цель — реорганизация строительства и художественных ремёсел на современной промышленной основе. Шотландское музыкальное ревю ЧАРЛЬЗ РЕННИ МАКИНТОШ, 1896;
 


Веркбунд продолжил традиции логичности и геометричности, заложенные школами Глазго и венского Сецессиона. Особое значение члены Веркбунда придавали функциональности проектов, возможности их запуска в массовое производство при условии сохранения эстетического очарования. Орнаменту придавалось вторичное значение, и эта концепция была позднее поддержана основанным в 1919 году немецким конструкторским центром Баухауз. Баухауз высшая школа строительства и художественного конструирования,— учебное заведение, существовавшее в Германии с 1919 по 1933.Основополагающие принципы школы Глазго, венского Сецессиона и немецкого Веркбунда базировались на идее единства искусства и дизайна, выдвинутой Уильямом Моррисом, лидером английской школы декоративно-прикладных искусств. Развивая принципы Морриса в условиях нового века, дизайнеры Баухауза, возглавляемые Вальтером Гропиусом, считали, что форма недорогих предметов массового производства должна соответствовать их назначению, материалу и способу изготовления. Заимствованный из предыдущих стилей орнамент был призван скрасить простоту дизайна, а элементы роскоши признавались социально вредными. Тем не менее, Арт Деко начинался с упоения роскошью и орнаментом. Лишь впоследствии этот стиль изменил направление в сторону концепции функционального дизайна, впервые выдвинутой Баухаузом, и произошло это, когда, спасаясь от преследований в Германии, дизайнеры Баухауза прибыли в Америку и привнесли свои идеи в американскую школу Арт Деко. Сигнет школы "Баухауз". Театр Веркбунда в Кёльне. 1914
 


Конструктивизм базировался на убеждении, что искусство должно было служить социальным целям и что оно являлось отражением скорее личного, чем общественного опыта. Художники конструктивисты создавали работы, напоминавшие детали механизмов, составленные из геометрических форм, и пользовались новой техникой литерации, оказавшей влияние на графику Арт Деко. "ДЕ СТЕЙЛ" Простой, геометрический стиль голландских художников группы "Де Стейл" (Стиль) тоже внес свою лепту в формирование Арт Деко. Голландцы были заняты поисками новой формы, пригодной для изображения любых аспектов современной жизни,- формы, которая охватила бы в одной композиции всю интеллектуальную и визуальную гармонию мира. В результате глубокого анализа основных элементов художественной композиции и выразительных средств, художники "Де Стейл", такие как Пит Мондриан и Тео Ван Дюсбург, создали энергичный геометрический стиль, при котором цветные прямоугольники удерживаются в плоскости картины сетью темных линий. Несмотря на то, что представители "Де Стейл" были исключены из числа участников судьбоносной Парижской выставки декоративных искусств 1925 года, их влияние материализовалось в одной из наиболее замечательных конструкций выставки, Павильоне туризма, спроектированном Робертом Малле-Стивенсом. АБСТРАКЦИОНИЗМ Арт Деко не избежал влияния еще одного замечательного явления в развивающемся искусстве Запада начала двадцатого века -абстракционизма. Новации абстракционизма связывают в основном с заслугами русского художника Василия Кандинского, который жил и работал в Мюнхене с 1 896 по 1914 год. Постепенно удаляя из своих картин сюжет, Кандинский добился, что они приобрели вид полной абстракции. Первые абстракции Кандинского, такие как "Компози-ция 8, No. 260", к началу двадцатых годов стали представлять собой неустойчивое равновесие очерченных черными линиями красочных геометрических фигур, элегантно расположенных на светлом фоне. Выражение быстроты движения с помощью скоростных линий и повторяющихся форм стало одним из любимых мотивов Арт Деко. Павильон туризма РОБЕРТМАЛЛЕ-СТИВЕНС, 1924-1925; эскиз "Де Стейл" Композиция 8, No. 260/ВАСИЛИЙКАНДИНСКИЙ, 1923; масло, холст
 


В художественном смысле наиболее заметное влияние на Арт Деко оказал кубизм, особенно его способ расчленения предметов и анализа их геометрических составляющие. Возникновение кубизма традиционно датируют 1906—1907 г. и связывают с творчеством Пабло Пикассо и Жоржа Брака. Термин «кубизм» появился в 1908 г., после того как художественный критик Луи Восель назвал новые картины Брака «кубическими причудами» (фр. bizarreries cubiques). Начиная с 1912 г. в кубизме зарождается новое ответвление, которое искусствоведы назвали «синтетическим кубизмом».Простую формулировку основных целей и принципов кубизма дать довольно трудно; в живописи можно выделить три фазы этого направления, отражающие разные эстетические концепции, и рассмотреть каждую в отдельности: сезанновский (1907—1909),  аналитический (1909—1912) и  синтетический (1913—1914) кубизм. Арт Нуво характерные черты – волнообразно изогнутая линия, сочетающая веяния Востока и стремление к конструктивности. Пышный стиль округлых линий, к тому времени уже выдвинувший концепцию упрошенного изображения и стилизации, подучившую дальнейшее развитие в Арт Деко. Лозунг – “назад к природе”. Витраж Фрэнк Ллойд РАЙТ, 1912; стекло, свинец. Кубизм Входная группа парижского метро. Архитектор Эктор Гимар
 


Комод Поль ВЕР, 1920 Партнеры Луи Сю и Анд-ре Маре проектировали интерьеры и различные виды декоративных предметов. Их мебель в стиле традиционного Арт Деко создавалась по мотивам эпохи Луи-Филиппа - о чем говорят ее грациозные изгибы, лакировка, отделка шпоном и резными деревянными деталями ИЗЯЩНАЯ МЕБЕЛЬ Франция, кроме всего прочего, была родиной ряда мастерских по производству изящной мебели, которые, после того как отошла в прошлое вычурность мебели в стиле Арт Нуво, использовали наследие краснодеревцев конца восемнадцатого и начала девятнадцатого веков в качестве отправной точки для нового стиля. Проекты Эмиля-Жака Рульманна были рассчитаны именно на таких мастеров-мебельшиков. Утонченная простота углового шкафчика является отличительной чертой его творений - дверь шкафчика украшена стилизованным мотивом цветочной корзины, варианты которого широко использовались в Арт Деко. Рульманн дебютировал в Осеннем салоне 1913 года в Париже и на протяжении всех военных лет продолжал создавать шедевры столярного мастерства. Его работы считаются энциклопедией стиля Арт Деко в миниатюре. На Выставке 1925 года Рульманн приобрел всемирную известность - более 100 000 посетителей пришло взглянуть на его павильон Hotel du Collectionneur ("Дом коллекционера"). Угловой шкафчик эмиль-жак рульманн, 1916 Превосходная работа, дорогие материалы и изящество стиля выгодно отличают, работавшего в стиле Арт Деко, Шкафчик украшает стилизованная цветочная
 


МЕБЕЛЬНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ Яркие представители Ар-деко в области французской мебели:  Морис Дюфрен, Поль Фолло, Жюль Леле, Леон-Альбер Жалло, Доминик, а также Луи Сю и Андре Маре - партнеры, создавшие фирму "Сю и Маре". Стиль мебели производства "Сю и Маре" был навеян мотивами эпохи Луи-Филиппа. Изящество изгибов и элегантность, лакировка, шпон и резные деревянные детали придавали их работам роскошный и привлекательный вид. Сю и Маре стали партнерами в 1919 году и продолжали вести совместный бизнес до 1928 года. Они верили в то, что создавали не просто модную мебель, но произведения искусства, несущие на себе печать выдающегося прошлого. К середине двадцатых годов французы стали признанными лидерами в сфере декоративных искусств. Их произведения отличали тонкий вкус, пропорциональность и мастерская отделка, а цветовая гамма, утонченная роскошь и легкая фривольность делали их необычайно привлекательными. Неповторимый облик мебели Арт Деко придавали редкие и дорогие материалы, такие как черное дерево, пальмовое дерево, бразильская джакаранда, палисандр, а также контрастные сочетания традиционных шпонов. В число других популярных материалов входили лак, шагрень (кожа пятнистой морской собаки), акулья кожа, шкура пони, слоновая кость и сварное железо. Сочетание палисандра, акульей кожи, слоновой кости и перламутра в паре стульев работы Клемента Руссо демонстрирует образец превосходной гармонии, выражающей прихотливый вкус и индивидуальность художника. Руссо превратил обычные стулья в предметы музейной роскоши, оклеив их пятнистой акульей кожей и тонкими полосками слоновой кости. Спинки этих изящных стульев украшены стилизованными инкрустациями на растительные мотивы. Ножки обиты крашенной акульей кожей, тонкие полоски слоновой кости подчеркивают линии ножек и сиденья, контрастируя с теплым оттенком палисандрового дерева. Пара стульев КЛЕМЕНТА РУССО, 1925
 


ДЮФРЕН, ШАРЛЬ (Dufresne, Charles) (1876–1938), известен также под именем Морис Дюфрен; французский художник. Родился 23 ноября 1876 в Милльмоне. Учился сначала гравированию, затем медальерному искусству у Понкарма; начал заниматься живописью, когда ему было уже больше тридцати лет. В 1910–1912 Дюфрен жил на вилле Абд-эль-Тиф в Алжире, где впервые попробовал свои силы в живописи. Позднее он открыл для себя произведения фовистов и кубистов, познакомился с Андре Дюнуайе де Сегонзаком, Жаном Луи Буссеньо и Роже де Ла Френе. Аллегорические композиции 1920-х годов Открытие Америки и Орфейтипичны для зрелого периода творчества мастера. Умер Дюфрен в Ла-Сен 8 августа 1938. Дюфрен, Шарль Пьедестал 1924 Кабинет из амбоины. Кабинет спроектирован Полем Фолло. Симметрия и сдержанность создающие элегантный образ ДЮФРЕН, ШАРЛЬ
 


Пристенный стол Demi-Lune. Дизайн этого полукруглого стола, оформленный кленом «птичий глаз» и красным деревом, сделан Луи Сю и Андре Маром. Столешница имеет выступающий край и широкую ленту окантовки. Ножки чуть скошены по типу кабриолей 1930 года Луи Сю и Андре Мара.
 


В 1933 году Марсель Бройер, будучи членом Баухауза, создал первый обтекаемый стул из стальных трубок. Его проект был задуман еще в 1928 году. Находясь под впечатлением от руля своего велосипеда, Бройер первым применил стальные трубки в производстве мебели. Свободнонесущая конструкция кресла, делающая ненужными ножки, для того времени была революционной. Популярность этой формы, некогда считавшайся величайшим достижением конструкторов, привела к бесконечному ее повторению и копированию. Поэтому сейчас она выглядит совершенно обыденно. В некотором смысле, это кресло, изготовленное из хромированных стальных трубок, крашенного дерева и парусины, ознаменовало окончательный разрыв с традициями, конец эпохи Арт Деко и приход "интернационального" стиля. Ступенчатый силуэт, характерный для нью-йоркских небоскребов, отличает многие мебельные проекты Франкла. Простые, открытые, прямоугольные очертания стола соотносятся с модернистскими направлениями в архитектуре, в то время как использование драгоценных пород дерева напоминает о традициях французских краснодеревцев Письменный стол ПАУЛЬ Т. ФРАНКА, 1930 комплект стульев Элиэль СААРИНЕН, 1929-1930; дерево, краска Кресло МАРСЕЛЬ БРОЙЕР, 1928 1933
 


Письменный стоилик со скамеечкой. Неизвестный автор - изготовлено для магазина "Лорд и Тейлор", Нью-Йорк, 1931  Скошенные углы и наклонные поверхности придают необычный вид красному лакированному письменному столику и скамейке. Необычное, удлиненное кресло в форме каноэ, созданное под впечатлением от работ африканских туземцев. Черное лаковое покрытие дерева, подчеркнутое с наружной стороны серебряной фольгой. Софа "Каноэ"\ЭЙЛЕНГРЕЙ, 1919-1920; дерево, серебряная фольга, обивка Буфет на подставке\ЭЖЕНШЕИ, 1927; орех Стол Иозеф Урбан 1920 г. дерево, шелк, стекло.
 


КОСТЮМЫ И ДЕКОРАЦИИ Еше одним источником вдохновения мастеров Арт Деко явились яркие краски и экзотические персидские и восточные мотивы балетных "Русских сезонов" импресарио Сергея Дягилева, впервые открывшихся в Париже в 1909 году. Костюмы и декорации, созданные по эскизам Леона Бакста и Александра Бенуа, соперничали по своей яркости с картинами фовистов, группы художников, впервые выставлявшихся в Париже в 1905 году. В 1912 году публика была словно поражена электрическим током - на сцене появился "Полдень фавна", положенный на музыку Клодом Дебюсси с декорациями Леона Бакста и с Вацлавом Нижинским в главной роли. На следующий год сенсацией стала постановка "Весны священной", возвестившая приход эпохи современной музыки, поражающей новизной рваных ритмов, диссонансов и примитивизма произведений Игоря Стравинского. Кроме представления парижанам современной музыки, "Русские сезоны" многое сделали для ознакомления их с новейшими художественными течениями - после 1917 года Дягилев привлекал многих художников-авангардистов, включая Наталью Гончарову, Анри Матисса, Пабло Пикассо, Хуана Гриса, Робера Делоне, Андре Дерэна и Мари Лорансен, которые занимались созданием костюмов и декораций для его постановок. Например, спектакль труппы Дягилева Les Biches ("Лани") вышел в 1924 году с декорациями и костюмами Мари Лорансен. "Русские сезоны" вдохновили также одного из наиболее ярких модельеров и иллюстраторов Арт Деко - Эрте. Его в высшей степени сложные, стилизованные эскизы одежды для французского модельера Поля Пуаре и множество журнальных обложек для Harper's Bazaarm протяжении шести десятилетий сохраняли легкость и искрометность, почерпнутую им из балетного опыта.
 


Л. С. Бакст. «В. Нижинский в роли фавна в балете „Послеполуденный отдых фавна“. 1912 г. Уотсворд Атенеум. Хартфорд 1. Мадам Кора Лапар-сери в платье Поля Пуаре, 1913. 2. Лев Бакст, костюмы к балету «Дафнис и Хлоя», 1912. 3. Балерина Вера Фокина в роли Шехеразады. 4. Поль Пуаре, платье к балу «Тысяча и две ночи», 1911. 5. Лев Бакст, костюм к балету «Синий бог», 1912. 6. Балерина и актриса Ида Рубинштейн, 1926. 7. Поль Пуаре на примерке в ателье, 1930 1. Николай Рерих, костюмы к «Весне священной», 1913. 2. Зрители на концерте Rolling Stones, 1969. 3. Сцена из «Весны священной», 1913.
 


Родившийся в Санкт-Петербурге Эрте, настоящее имя которого - Роман Тиртов, переехал в Париж и работал на знаменитого модельера Поля Пуаре создавая эскизы платьев и одновременно проектируя оперные и театральные костюмы. Его сложные стилизованные работы не потеряли популярности и в наши дни Модели знаменитого кутюрье Пуаре как нельзя лучше соответствуют духу Арт Деко. Верхнее платье из желтого и бледно-голубого шелка, отделанное тесьмой из черного вельвета и серебра позволяет ощутить вкус стилизованной элегантности того времени. Свадебное платье от Пуаре с опущенной свободной талией и мягкой, но очень элегантной драпировкой показывает, как радикально изменился стиль женской одежды со времен корсетов, использовавшихся на рубеже веков Фламенко ЭРГЕ; сершрафия, тиснение на фольге 1897 Свадебное платье со шлейфом ПОЛЬ ПУАРЕ, 1929 Верхнее платье ПОЛЬ ПУАРЕ, 1912
 


ХУДОЖНИКИ По мнению историографа искусства Аластера Дункана, трудно и почти невозможно выделить среди картин межвоенного периода чистый стиль Арт Деко. Большинство художников применяли технику, заимствованную у кубистов, использовали удлинение или яркие цвета, многие упрошали предметы до полуабстрактных форм. Живопись Арт Деко была, по сути дела, производной - то есть не входила в число авангардных художественных направлений - и, более того, прикладной призванной соответствовать основополагающим принципам декорирования. К примеру, Жан Дюпа любил декоративные сюжеты с участием идеализированных женщин, в то время как Жан Ламбер-Рюки отдавал предпочтение африканскому искусству и кубизму. Картины родившейся в Польше Тамары де Лемпицкой, в которых преобладают модные портреты и попуэротическая обнаженная женская натура, также считаются типичным Арт Деко. Портрет дочери художницы, "Кизетта на балконе" (1927), показателен в смысле создания формы с помошью энергичных светлых и темных тонов. Де Лемпиика впервые занялась живописью с иелью обеспечить себя и дочь после того, как ее бросил муж. Кизетта на балконе ТМАРА ДЕ ЛЕМПИЦКА, 1927; масло, холст Радиатор-билдинг - ночь, Нью-Йорк ДЖОРДЖИЯ О'КИФФИ, 1927; масло, холст Манхэттен Лидия БУШ-БРАУН, 1929 шелковый батик
 


КОВРЫ, ТКАНИ И ОБОИ Значение ковров, тканей и обоев стало расти после 1925 года, когда возникла необходимость освежить цвета и текстуру интерьеров, становившихся все более аскетичными. Мода на цвета менялась быстро от ярких оттенков в духе балетов "Русских сезонов" до приглушенных тонов, предлагавшихся, в частности, монохроматической природой кубизма. Интерес к рисункам, нанесенным на ткань, сменился увлечением к структуре тканого материала. Естественная мягкость и красота нитей подчеркивалась лучшими ткачихами Баухауза Анни Альберс и Гюнтой Штадлер-Штольц, чье мастерство достигло расцвета после второй мировой войны. Несмотря на модернистский характер вещи, стиль драпировки явно навеян мотивами исламского искусства. Козы мирно пасутся на покрытом цветами лугу под неусыпным надзором пастуха в национальном костюме, стоящего в роще узловатых оливковых деревьев. В лирической сценке купающихся женщин Белл многое заимствовала от декоративных упрощений Матисса, а также фрагментированных плоскостей кубистов. Созданный для группы лондонских дизайнеров'Шстерская Омега", этот экран пропитан духом французской авангардной живописи и переносит его на декоративную мебель "Сирийское оливковое дерево" Лидия БУШ-БРАУН, 1916-1926; Обои со сценой в саду. Неизвестный французский дизайнер 1920г. Ковер с анималистским мотивом МАЙЯ АНДЕРССОН ВИРДЕ, 1932; льняная основа
 


ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ В отличие от ювелиров викторианской эпохи, полагавшихся в основном на алмазы, Арт Нуво популяризировал полудрагоценные камни, такие как опал, и успел к этому времени изменить отношение людей к ювелирным украшениям. Но пока мастера ювелирного дела Арт Нуво, подобно Рене Лалику, черпали вдохновение в природе, тщательно имитируя растительные и животные формы, украшения в стиле Арт Деко, изготовленные специалистами вроде Раймона Тамплие, все больше начинали склоняться к простоте и геометричности стиля, что полностью соответствовало тенденциям развития авангардной живописи той поры. Браслет\ЖАН ФУКЕ, 1925; оникс, желтое и белое золото Серьги и перстень РАЙМОН ТАМПЛИЕ, 1925; золото, слоновая кость, черная эмаль Брошь и два перстня ЖАН ДЕСПРЕ, 1925; серебро и эмаль КулоныЖАК-ЭМИЛЬ ДАВИД 1925; золото Брошь ЖОРЖ ФУКЕ 1923
 


ИСКУССТВО ПЛАКАТА С развитием рекламы в двадцатые годы занятие коммерческим искусством впервые стало полноценной профессией. Художники-графики черпали вдохновение в богатых традициях плаката, заложенных на рубеже веков. На плакате Шульца-Нойдамма к фильму немецкого режиссера Фрица Ланга "Метрополии роботоподобный человек показан на фоне футуристического города, подавляющего громадами своих небоскребов. На этой иллюстрации современный город предстает не Общепринятым символом славы и красоты, а воплощением северный экспрессы м. кассандр 1927 кошмара и бесчеловечности. Это противоречит постулату Руфи и Джона Вассосов о том, что "небоскребы... возможно, самые совершенные образцы абстрактной красоты, когда-либо созданные человечеством", сформулированному в их опубликованной в 1929 год/книге Contempo: TheAmerican Tempo ("Современность -время Америки"). Северный экспресс А. М. КАССАНДР 1927 anity Fair ВЛАДИМИР БОБРИЦКИЙ, 1926. Метрополис ШУЛЬЦ-НОЙДАММ, 1926 "Salamander" ("Саламандра")\ЭРНСТДойн, 1912; литография
 


КОМЕРЧЕСКИЕ ЗДАНИЯ И ЧАСТНЫЕ ДОМА Многие деловые здания, от торговых центров до штаб-квартир промышленных корпораций, были построены по проектам и из материалов эпохи Арт Деко. Старый Оклендский цветочный склад, что на Телеграф-авеню в Сан-Франциско (проект Альберта Дж. Эверса), может служить прекрасным примером применения терракоты в конструкциях Арт Деко. Благородный вид его фасаду придают терракотовые облицовочные плитки, покрытые глазурью цвета морской волны и яркого серебра, выложенные узорами, напоминающими головные уборы древних майя, зигзагами, шевронами и другими геометрическими фигурами. Еше одним прекрасным примером Арт Деко является Ниагара Могавк Пауэр Корпорэйшн-билдинг в северной части Нью-Йорка (проект фирмы "Блей и Лайман"), известняковый фасад которого ослепляет блеском нержавеющей стали. Высоко над входом расположена скульптурная металлическая голова - "Дух Света" работы Клейтона Фрие. Множество отличных образцов "модерновых" промышленных зданий можно найти в Англии, например, приземистое, выбеленное известью фабричное здание "Гувер Лтд." (1932 г.) вокрестностях Лондона, спроектированное фирмой "Уоллис, Жильбер и партнеры", или Файрсто-ун-биллинг (1929 г.) в Брентфорде, недалеко от Лондона, построенное из железобетона и раскрашенное в экзотические цвета. В стиле Арт Деко строилось довольно мало жилых домов, так как покупатели предпочитали более консервативные стили, вроде имитированного под дерево псевдотюдора, а позднее стали выбирать чистые линии "интернационального" стиля. Однако для придания многоквартирным домам респектабельного, современного вида их украшали декоративными элементами Деко, которые размешали преимущественно при входе и в фойе, вокруг окон и по периметру крыши. "Шелл-билдшг" ДЖОРДЖ КЕЛХЭМ, 1929 Старый Оклендский цветочный склад АЛЬБЕРТЭВЕРС мл., 1931 фасад Дух Света"'БЛЕЙ и ЛАЙМАН" 1930-1932; скульптура
 


Кинотеатр "Оринда" АЛЕКСАНДР ЭЙМВЕЛЛ КАНТИН, 1941 Настенные панно кинотеатра "Парамаунт" ТИМОТИ ПФЛЮГЕР, 1931 Зрительный зал кинотеатра "Парамаунт" Тимоти ПФЛЮГЕР, 1931 Снятый на фотографии 1931 года, знаменитый театр Зигфельда на углу Шестой авеню и 54-й улицы Нью-Йорка до сих пор излучает элегантность и монументальность времен АртДеко.
 


Фасад кинотеатра "НЬЮ-Виктория" Э.Уомсли-Льюис архитектор, 1930. Лондон Отель «Карлайл» Оушсн-драйв «Кичнелл и Эллиотт 1941. Майами-Бич. Приятная палитра пастельных тонов усиливает такие признаки Арт Деко, как ступенчатая линия крыши, пульвинированные скоростные линии и закругленные "навесы", играющие одновременно функциональную и орнаментальную роль. Ритмическое чередование плоских поверхностей и Фабричное здание компании "Гувер Лтд." "УОЛЛИС ДЖИЛБЕРГ И ПАРТНЕРЫ", 1932 Лестница кинотеатра "НЬЮ-Виктория" Э.Уомсли-Льюис, 1930. Лондон
 


Современный Арт-Деко. Со времени своего возникновения, Арт Деко покорил всю Европу, стал классическим для США, но только-только приходит в Россию. По своей сути, Арт Деко –это объединение классики с модерном. В наше время, этот стиль можно отнести к «ретро-интерьерам», олицетворяющим роскошь. Арт Деко позволяет сочетать несочетаемое. Обычно, в дизайне интерьеров допускается один или два акцента в одном помещении, дополняющих друг друга. В Арт Деко, же все вещи и предметы обязательно являются кричащими акцентами. Для создания неповторимого настроения Арт Деко используются дорогие материалы: бронза, кожа, редкие сорта деревьев, шикарные ткани. Для декора же отлично подойдут большие полотна картин, дорогие статуэтки из дерева и слоновой кости, керамика, причудливые скульптуры из стекла. Стиль этот создает особенное настроение в пространстве - это атмосфера эпохи ретро, роскоши, легкомыслия, бодрости и возбуждения. Неотъемлемой частью этого стиля являются аксессуары и предметы мебели восточного и азиатских направлений. Кроме того, хорошо подходят веера, фонтаны, подиумы, кованые решетки. Практически не используется мебель из темных пород дерева. Мягкая мебель должна быть отделана кожей, змеиной кожей, бархатом или замшей. Широко используется мрамор, стекло и хромирование для всех видов домашнего оборудования. Неотъемлемой частью такого интерьера должна быть очень дорогая домашняя техника – музыкальные центры, плазмы, домашние кинотеатры и т.д. Плюс всевозможные драгоценные украшения, курительные и питейные аксессуары, хромированная кухонная посуда. Истинные поклонники Арт Деко не используют массовую мебель, а делают все на заказ, либо приобретают эксклюзивные единичные вещи; скульптуры и полотна должны быть подлинными, а не копиями.  Арт Деко – выбор для зрелого и состоявшегося человека.
 


 
 


Известные художники и дизайнеры ар-деко Лев Бакст. Эскиз декорации к трагедии «Федра», II акт, «покои Федры» (1923). В свой парижский период Бакст работал в стиле Ар Деко. Адольф Мурон Кассандр (1901—1968)  Жан Дюнан (1877—1942) Жан Дюпа Эрте (Ромэн де Тиртофф) Вадим Меллер (1884—1962) Александра Экстер (1882—1949) Соня Делоне (1885—1979) Элейн Грей Георг Йенсен Рене Лалик (1860—1945) Жорж Барбье (1882—1932) Жюль Лёлё Тамара де Лемпицка(1898—1980 Пол Мэншип Эмиль-Жак Рульманн Андре Маре Уолтер Дорвин Тиг Карл Пол Дженневейн Георгий Дмитриевич Лавров (1895 - 1991) 
 

< <       > >