Презентация. Архитектура Двуречья

Скачать презентацию




Архитектура двуречья
 


Двуречье, Месопотамия, Междуречье – это.. Месопотамия, Междуречье , а также Двуречье — область в среднем и нижнем течении рек Тигр и Евфрат (в Западной Азии) от Персидского залива на юге до Армении на севере, на территории современного Ирака, одна из колыбелей евроазиатской цивилизации. Спеицифические природные особенности сильно повлияли на архитектуру Двуречья. Разливы рек вызвали потребность возведения зданий на возвышенных местах. На данной территории не было леса и камня, и основные материалы, применявшиеся в народном строительстве Двуречья , были глина, тростник, мелкий речной кустарник, а основным так сказать промышленным строительным материалом — сырцовый кирпич. Непрочность материала задала основные особенности архитектуры Двуречья. Здесь нет мощных колоннад, только большие прямоугольные массы кирпича. Отсюда и своеобразие архитектуры Двуречья: выведение арок и сводов, тяготение к кубическим объемам, огромные дворцы и крепости и строительство знаменитой башни-зиккурата. Появившаяся во времена процветания Древнего Вавилона и Сирии архитектура Двуречья оставила мало памятников. Опустошительные войны, погодные катаклизмы и специфические природные условия привели к тому, что огромные башни и величественные дворцы оказались погребены под землей. Тем не менее архитеектура Двуречья оказала огромное влияние на зодчество последующих цивилизаций, а так же породила несколько воистину легендарных объектов, таких, как Вавилонская Башня и Сады Семирамиды. История древней архитектуры Двуречья (Месопотамии) делится на четыре периода соответственно этапам экономического и политического подъема государств. Основы культуры Месопотамии закладываются в Шумере - области нижнего течения Тигра и Ефрата. Народы Шумера и Аккад, Ассирии и Вавилонии создали своеобразные памятники архитектуры Двуречья. В период Шумер (27-25 вв до н.э.) закрепляются основные черты, характерные для архитектуры Двуречья раннерабовладельческой эпохи. Ведущую роль играла архитектура дворцовых сооружения, позже Двуречье было завоевано племенем вавилонян, которые переняли культуру Шумера и их зодчество стало расцветом и пиком развития крепостной архитектуры Двуречья.
 


 
 


В Двуречье существовала своя техника строительства разнообразных зданий и сооружений. В качестве основного строительного материала использовались кирпич-сырец, обожженный кирпич, а так же глазурованный кирпич. Основанием для любого сооружения выступали многометровые, достаточно мощные стены, в верхней части которых можно увидеть было зубчатое завершение, а вот внешняя сторона всех стен разделялась выступами. Глазурованный кирпич в строительстве применяли не всегда. Он служил неким украшением стен – мастера выкладывали из него разные орнаменты, а в некоторых случаях даже складывали кирпичи в огромнейшие изображения животных. Южная Месопотамия – местность, к которой всегда существовала нехватка таких природных материалов как древесина и камень, что не позволяло вести строительство по таким же технологиям как, к примеру, в Египте. Именно поэтому в Двуречье достаточно часто встречались конструкции как с балочными перекрытиями, созданными из стволов пальм, так и сводчатые перекрытия, для создания которых был использован кирпич. В поздние периоды в этих местах довольно часто устраивали своды не только в общественных помещениях, но и во внутренних пространства домов (особенно активно велось строительство с использованием такой техники в VII году до нашей эры). Архитектура Двуречья не признала столбы центральным элементом, в отличии все от того же Египта, где они считались наиболее важным конструктивным элементом используемым при строительстве практически каждого сооружения. Месопотамия, с точки зрения безопасности, имела не очень хорошее месторасположение, так находилась на открытой местности. Это привело к тому, что все города и даже небольшие деревушки жители стремились защитить оборонительными стенами, которые смогли бы стать серьезным препятствием на пути врагов, жалеющих захватить территории Двуречья. В 3000 году до нашей эры – расцвет городов Ур и Урук. В начале II тысячелетия до нашей эры уже существует объединенная империя, столицей которой стал город Вавилон. С I тысячелетия до нашей эры правителями Двуречья становятся ассирийцы и в это время очень быстрыми темпами начинают развиваться Ниневия и Ашшур. Позднее все города перестраиваются, при этом городские улицы приобретают структуру перпендикулярного пересечения. В центре города зачастую располагался дворец правителя, но иногда его могли встраивать и в оборонительную систему города. Что касается Ниневеи – столицы Ассирийской империи, она была обнесена высокой (33 метра), мощной стеной, на которой было устроено 1,5 тысячи башен.
 


Одним из самых крупнейших городов Месопотамии являлся Вавилон. Это город был окружен несколькими оборонительными стенами (общая толщина этих стен составляет 25 метров), призванными защищать сам город, а так же его пригородные территории. Если посмотреть на план, то этот город представляет собой квадрат, сторона которого равняется 2 км. Сеть вавилонских улиц прямоугольная. Напротив главных городских ворот располагается семиступенчатый зиккурат, известный на весь мир как Вавилонская башня. На возвышенной террасе установлено святилище бога Мардука, по форме напоминающей квадрат со стороной в 250 метров. Что касается жилых домов, то в каждом из них в Двуречье мастера устраивали центральный дворик. В этом дворе по большей части и проходила жизнь семьи, он помогал осветить внутренние помещения домов и проветрить их. Дома устраивались в большинстве случаев двухэтажными и имели плоские перекрытия. Жилые дома имели прямоугольную форму, были разграничены на хозяйственную и жилую части. С давних времен в Месопотамии мастера занимались устройством акведуков, каналов, созданием мостов, крепостей и резервуаров, в которых хранилась вода. К наибольшим достижениям в этой области относится акведук – чудо техники того времени, подающий воду в Вавилон, по протяженности он был равный расстоянию от Лондона до Парижа, а так же «канал королей» протяженностью в 400 километров, которым соединялись Евфрат и Тигр. К сожалению, до наших дней дошли только развалины, которые схоронились в холмообразных глиняных образованиях.
 


Двуречье – местность, которую довольно часто затапливали реки, между которыми находилась эта территория. Поэтому чтобы защитить строения от наводнений, их возводили на насыпных террасах. Возьмем, к примеру, дворец Саргона, построенный в городе Харсабад – он был возведен на высоких кирпичных платформах. Город сейчас представляет собой руины, но если посмотреть на его планировку, можно понять что он имел форму квадрата, был защищен стенами с семью воротами. Внутри городских стен среди всех строений наиболее значимыми являлись комплекс храмов и дворец, который связан с зиккуратом. Эти сооружения строились на искусственной высокой террасе, где еще располагались цитадель и собственные крепости. Получается, что в городе был построен как бы еще один город. Площадь основания только одного дворца занимает 100 тысяч кв.м., и чтобы для него устроить насыпь пришлось использовать где-то 1,5 млн. куб. м. глины. Наклонные плоскости (рампы) и монументальные лестницы этого дворца приводят на террасу, на которой и воздвигнут дворец. Этот удивительный комплекс включает в себя 200 залов и комнат, некоторые из которых уже сейчас раскопаны. Во дворце можно встретить залы длинной в 50 метров, однако они узкие, ведь для устройства перекрытий использовался кирпич. Строение не имеет окон и освещалось оно через двери (так же существует мнение, что свет внутрь дворцовых помещений мог проникать через отверстия, имеющиеся в своде). Дворец был построен по прямоугольному плану. Часть комнат и залов, расположенных по одну сторону строения служила для проведения приемов, иная же часть – была отведена под хозяйственные помещения и для гарема правителя. Крыши дворцов были плоскими и для украшения сооружения на них устраивались сады. Внутренние залы дворцов и храмов в Месопотамии было принято обильно украшать эмалями и золотом, что делало их особенно прекрасными.
 


 
 


Основы культуры Месопотамии закладываются в Шумере – области нижнего течения Тигра и Ефрата. Первые поселения появились на юге этого географического района в плодородной низменности, у впадения рек Тигра и Евфрата в Персидский залив, который в те времена вдавался значительно глубже в сушу. Здесь уже в середине V тысячелетия до н. э., т. е. в эпоху позднего неолита, существовали сельские поселения родовых общин. Несколько позднее, но еще в IV тысячелетии до н.э. в Двуречье расселились шумеры - народ, который уже располагал определенными навыками ведения оседлого земледелия. Вплоть до конца III тысячелетия до н. э. шумеры господствовали в Месопотамии. К этому времени относится появление поселений городского типа, представлявших собой отдельные города-государства, то объединявшиеся под эгидой одного из них, то враждовавшие друг с другом. Из древнейших шумерских городов известны Эриду, Урук, Ур, Лагаш, Ларса, Умма, Ниппур, Кута и др. Древнейший период развития этих городов, который историки называют раннединастическим (2750-2300 до н. э.), изучен еще недостаточно, однако некоторые характерные черты архитектуры Двуречья сложились именно в эту раннюю эпоху. К таким характерным чертам можно отнести овальные очертания плана города в целом, ориентацию главной оси овала на северо-запад и юго-восток, расположение святилища в центре или в северо-западной части города на холме или искусственной возвышенной террасе, прямоугольную форму святилища в плане, появление зиккурата как главного здания храмового комплекса, нерегулярную систему улиц, отсутствие город-ских площадей и наличие многочисленных дворов, вокруг которых группи-ровались жилые, дворцовые и храмовые помещения. Население шумерских городов составляли правители, придворные, жрецы, чиновники, купцы, ремесленники, солдаты, крестьяне, обрабатывавшие храмовые земли, и рабы. Как видно из этого перечня, социальный состав города шумеров отражал сложившееся в них классовое общество. Подлинного расцвета некоторые шумерские города достигли в период III династии, т. е. после объединения шумеров с семитским народом-аккадцами в единое Шумеро-Аккадское государство. Первоначально это объединение носило завоевательный характер со стороны аккадских царей, подчинивших себе не только города Шумера, но и другие государства Двуречья. В этот период (XXIV-XXII вв. до н.э.) главным городом был Аккад расположенный в Междуречье севернее Вавилона. Тогда же выросли и другие аккадские города: Киш, Шуруппак, Кисурра, Сиппар и др. Некоторое представление о характере этих городов дает святилище в городе Тудубе (современном Хафаджи), расположенном на левом берегу притока Тигра-Дияла. Священный участок в Хафаджи имел овальную конфи-гурацию в плане и был огражден двойным рядом мощных крепостных стен. Центральная часть святилища бы-ла расположена на платформе, где размещался главный храм города. В XXII в. до н. э. государство Аккад подверглось нашествию диких горных племен кутиев, что привело к его распаду и новому возвышению шумерских городов, на этот раз под главенством Ура и его царей III династии (2112-2015 гг. до н.э.). Ур XXI в. до н. э. хорошо изучен благодаря раскопкам, которые производились в 1922-1934 гг. под руководством английского археолога Л. Вулли. Городд лостиг своего расцвета при урском царе Урнамму и его сыне Шульги. В этот период в Уре насчитывалось 5250 жилых домов, что соответствовало населению, с учетом домашних рабов, 40-50 тыс. жителей. Ур был ограничен с запада старым руслом Евфрата, а с северо-восточной стороны искусственным каналом. Городская территория имела размер 1000 х 700 м. Это был город, построенный в шумерских традициях, овальный в плане с главной осью, ориентированной с юго-востока на северо-запад. Мощные стены, сложенные из сырцового кирпича, достигали толщины 25-32 м. В северо-западной части города на холме, искусственно расширенном в виде террасы, размещался дворцовый и храмовый комплекс Ура, посвященный культу особо почитавшегося у шумеров бога луны Наннара. Главный вход в святилище находился с северо-восточной стороны, откуда через монументальные ворота можно было попасть в священный двор Наннара и далее в следующий двор, на котором располагался зиккурат. Из всех сооружений официально-культовой архитектуры Древнего Востока зиккурат (храмовая пирамида) наиболее полно выражал идею возвеличения и обожествления монарха и был ведущим архитектурным типом, композиционным центром ранних городов Двуречья. Вокруг зиккурата группируются дворцовые сооружения, обьразуя священный участок, окруженный прочными стенами. Зиккурат Ура находился в центре городской застройки с тесными кварталами и представлял одно из древнейших сооружений этого рода. Он был сложен из сырцовых блоков, и лишь внешний слой толщиной в 2,5 м был построен из обожженного кирпича, скрепленного битумным раствором. Зиккурат имел основную платформу высотой 15 м и размерами 62,5 х 43м; её грани, облицованные обоженным кирпичом, были слегка наклонены внутрь – для большей устойчивости; наверх вели три лестницы, соединявщиеся у каменной террасы. Он был трехъярусным, нижний сохранившийся ярус имел высоту 15 м, парадная лестница была расположена с северо-восточной стороны. На верхней площадке располагалось святилище бога Наннара, а рядом с замкнутыми дворами святилища Наннара и зиккурата на открытой площадке располагались еще два храма, посвященных культу того же бога луны и его жены богини Нингал, и отдельный храм, посвященный Нингал, кроме того, здесь же находился царский дворец. И дворец, и храмы имели почти одинаковые размеры и представляли собой квадратные в плане монументальные объемы, лишенные оконных проемов на фасадах, расчлененные лишь вертикальными углублениями в кладке стен. Большая часть зданий белилась известковым раствором и лишь зиккурат и особенно его увенчание могли быть подцвечены в соответствии с существовавшей у шумеров цветовой символикой. Жилые дома Ура, согласно шумерской традиции, имели внутренние дворы, вокруг которых группировались все помещения. В центре двора иногда находился колодец, здесь же часто располагался очаг. Дома, перекрытые плоскими кровлями, выходили стенами без оконных проемов на узкие извилистые переулки и тупики. Улица в полном смысле этого слова была лишь одна и предназначалась для процессий и вела к главному святилищу города. Расцвет Ура завершился в 2000 г. до н.э. в ходе войны с соседним государством - Эламом и пришлым народом аморитами. В дальнейшем Ур оставался важным торгово-ремесленным центром Вавилонского царства, но навсегда потерял свое прежнее величие.
 


О погребальных сооружениях Двуречья всех периодов известно очень мало, за исключением захоронений в саркофагах, помещенных в подземных камерах, над которыми насыпались курганы. Округлая форма очертания планов городов была очень стойкой в Двуречье и не только в нижнем течении Евфрата. Об этом свидетельствуют изображения круглых ассирийских крепостей на многочисленных барельефах, а также круглые иероглифические знаки, означавшие город. Круглых поселений на территории Среднего Дву-речья не сохранилось, но о них можно судить по сирохеттскому городу Самаль (современный Зенджирли), который был построен в традициях Двуречья. Самаль, расположенный в северной Сирии, в долине притока реки Оронты, был одним из важных центров большого Хеттского государства, достигшего расцвета в XII в. до н. э. Его очертания в плане напоминали очертания Ура. Так же как и Ур, Самаль был расположен на возвышенной территории и укреплен мощными крепостными стенами, имел ту же ориентацию по странам света и северо-западное расположение дворцово-го и храмового комплексов. В VIII в. до н.э. город был сожжен и завоеван асси-рийцами, которые быстро восстановили его , в частости сложили внешнюю крепостную стену, имевшую в плане идеальную округлую форму с тремя монументальными кре-постными воротами. На территории Двуречья довольно рано возникли города, имевшие прямоугольные планы и одним из древнейших примеров такого рода можно, назвать шумерский город Ниппур, который по своему предназначению был городом-святилищем. Основная причина появления в этом же географическом районе городов с прямоугольной конфигурацией плана - прямоугольные в плане платформы святилища. В период Шумеро-Аккадского царства Ниппур был главным религиозным центром этого государства, в Ниппуре находилось святилище одного из главных богов шумерского пантеона - бога земли Энлиля, здесь венчали на царство шумеро-аккадских царей. Ниппур располагался на одном из рукавов Евфрата. Город имел в плане форму непра-вильного прямоугольника, был окружен толстыми, сложенными из сыр-цового кирпича крепостными стенами, прерывавшимися там, где проходил пересекавший его канал. Святилище Энлиля занимало почти половину городской территории. Оно состояло из храмов и зиккурата, а рядом располагались жилища жрецов и большая библиотека, известная во всем древнем Двуречье огромным количеством ценных клинописных рукописей на глиняных дощечках. (на одной из таких дощечек и был обнаружен план Ниппура, изображенный неизвестным художником XII в. до н.э.). Дальнейшее развитие градостроительства Двуречья связано было с разработкой прямоугольной схемы городско-го плана и наиболее совершенным в этом отношении был план города Борсиппы, расположенного южнее Вавилона. Борсиппа была уже известна в эпоху Древневавилонского царства во II тысячелетии до н. э. Город был расположен на берегу озера, образовавшегося в разветвленной дельте Евфрата, и имел правильный прямоугольный план 1406 х 1760 м, т.е. его территория равнялась 250 га. Традиционно для Двуречья город был ориентирован углами по странам света. В него вело семь ворот, из которых на северо-восточной стороне находились ворота бога Сина и ворота Лапис Лазур, на юго-востоке -ворота богини Иштар и бога Эа, на юго-западе - ворота богов Ану и Адад, на северо-западе были расположены седьмые, безымянные ворота. В соответствии с воротами город пересекали главные улицы, соединявшие их. В центре города располагалось святилище, очертания территории которого также представляли собой квадрат. Весьма примечательно, что в основе планировки Борсиппы, по-видимому, лежал модуль, равный 176м, или 3 ашлу (древневавилонская мера-«веревка», равная примерно 59 м). Во всяком случае, если принять за модуль 176 м, то три таких модуля точно укладываются на юго-западной стене между углом города и воротами, а также между двумя воротами этой стены. В том, что разбивка территории города производилась на основе модульной системы, не было ничего удивительного, если учесть высокий уровень развития математики и геометрии в древнем Двуречье.
 


 
 


 
 


 
 


 
 


 
 


 
 


В долине Двуречья в нижнем течении рек Тигр и Евфрат (в современном Ираке) сохранилось несколько об­ветшавших кирпичных строений. Это все, что осталось от древнего загадочного города Вавилона. Вавилон являлся одним из поселений, созданных жителями Месопотамии пять с половиной тысяч лет назад. Храмы здесь по традиции строили в виде ступенчатых пирамид — так называемых зиккурат. Зиккураты представляли собой высокие башни, построенные уступами, с плоской крышей. Каждая такая башня возводилась в честь определенного бога. Вавилон был одним из могущественных центров древней Месопотамии. Его таинственный зиккурат прославлял бога Мардука — главного бога Вавилона. Возможно, когда-то Мардук считался богом-громовержцем, позднее его стали называть Бель, а потом просто Господь.
 


Вавилон, Ирак К зиккурату в честь Мардука относились с таким почтением, что его неоднократно перестраивали. Наконец храм превратился в самое высокое здание в долине Двуречья. Археологам уже в наше время удалось обнаружить фундамент таинственной башни: земляную насыпь квадратной формы, причем каждая сторона квадрата по длине составляет больше 90 м. Пика своего величия храм достиг в период правления царя Навуходоносора II (605—562 гг. до н. э.). В это время мистическая башня достигла 90 м в высоту. Надпись, сделанная самим царем, утверждает, что на ее строительство пошел «обоженный кирпич, выкрашенный в ярко-синий цвет». Согласно другим источникам, «в основание были положены золото, серебро и драгоценные камни, добытые в горах и в море». Для перестройки башни были созваны «все народы Вавилонской державы, с севера и с юга, с гор и с берегов рек».
 


Висячие сады Семирамиды Загадочная башня, известная в древности под названием Этеменанки, была не единственной достопримечательностью города. Здесь же находились знаменитые Висячие сады Семирамиды, одно из семи чудес света, и два великолепных дворца, также построенных Навуходоносором. Башня была разрушена скорее всего ок. 478 г. до н. э., когда Вавилон был захвачен персидским царем Ксерксом. Он оставил храм Мардука ветшать: пусть он превратится в грязь, из которой был сооружен. Но даже в 460 г. до н. э., после того как за таинственным храмом уже давно никто не ухаживал, он произвел огромное впечатление на побывавшего в Вавилоне знаменитого древнегреческого историка Геродота. Он так описал это строение: «Над первой башней в центре стоит вторая, наверху второй — третья и так далее. Всего таких башен восемь. На них можно взойти по спиральной лестнице, которая идет снаружи. А на середине пути сделаны скамьи, чтобы путник мог отдохнуть».
 


Реконструкция Вавилонского Зиккурата бога Мардука Храма Мардука ныне не существует, однако до нашего времени дошел целый ряд зиккурат, по которым мы можем судить о религии древних вавилонян. Крупнейшая башня, дошедшая до нас, находится в Иране (прежде эта страна называлась Элам). Она была построена в 1250 г. до н. э. царем Унташ-Напиришей, имела пять этажей и достигала в высоту 50 м. Почему же для истории так важен загадочный храм Мардука, который привлекает к себе внимание даже сейчас, будучи давно разрушенным? Скорее всего потому, что это и есть знаменитая Вавилонская башня, о которой рассказывается в Ветхом Завете (Бытие, гл. 11): «На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с Востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем, И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же, и смешаем-там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле».
 


Строительство Вавилонской башни От ветхозаветного повествования о Вавилонской башне происходит и английское babble, что означает «невнятно говорить». Некоторые ученые полагают, что рассказ о Вавилонской башне не более чем миф. Так или иначе, ясно, что это строение когда-то действительно существовало, пользовалось широкой известностью и сыграло роль при составлении Библии.
 


 
 


 
 


 
 


 
 


Презентацию подготовила Челединова Анна Р-21 БУКЭП 2012
 

< <       > >