object(mysqli_result)#3 (5) { ["current_field"]=> int(0) ["field_count"]=> int(7) ["lengths"]=> NULL ["num_rows"]=> int(1) ["type"]=> int(0) } Презентация. Цивилизации Древнего Востока

Презентация. Цивилизации Древнего Востока

Скачать презентацию




Цивилизации Древнего Востока
 


Неолитическая революция Выделение земледелия, скотоводства выделение ремесла, в том числе и строительства появление вождей, жрецов, воинов доместикация (т.е. одомашнивание) животных утверждение соседской общины вместо кровнородственной появление стационарных и городских поселений, среди которых наиболее известны Иерихон (Иордания) и Дамаск (Сирия), Библ (или Гебал) и Сидон (Ливан), Сузы (Иран). утверждение личной собственности вместо общинной формирование крупных объединений племен развитие письменности
 


Иерихонская труба Иерихон – древнейший из известных городов на земле. По его стены рухнули после того, как еврейские священники громко загудели в трубы и помогли своему войску взять город
 


Центры зарождения цивилизаций Ближний Восток (совр. Египет, Иордания, Палестина, Ливан, Сирия, Ирак) Малая Азия (совр. Турция) Индия Китай
 


Особенности развития государств Древнего Востока Цикличность сознания, т.е. всё идёт по кругу, душа тоже считалась бессмертной (меняется только форма ее существования) Постижение высшего сакрального смысла, а не реализация конкретных целей - главная ценность бытия народов Востока. Общества Востока построены на принципах коллективизма. Личностное начало развито слабо, личные интересы полностью подчинены общине. Общество построено на особом типе связей вертикального характера. Горизонтальные связи между общинами не развиты. Власть единого правителя ничем не ограничена, человек зависел от бюрократии и чиновников, управляющих от имени властелина. Государственная машина восточного деспотизма обезличена, личная инициатива и ответственность исключались: здесь не могли возникнуть партии, борьба идей. Изменения в таких обществах происходили медленно, опыт многих поколений канонизировали как высшую общественную ценность. Авторитет старшего поколения был очень высок.
 


Роль ирригаций Ирригация – подвод воды на поля, для этого существовали специальные сооружения Ирригационное земледелие и его регулирование – основа политической и экономической жизни. Необходимость строительства и эксплуатации ирригационной сети для орошения потребовало создания государств на Древнем Востоке и дальнейшего их объединения.
 


Месопотамия
 


Шумерская цивилизация Древний Вавилон возник в бассейне рек Евфрат и Тигр на основе шумерской цивилизации в районе 4-3 тыс. лет до н.э. Изобретение письма (клинопись) на глиняных табличках, который сначала заимствуют финикийцы и на ее основе создают свою письменность, состоящую из 22 согласных букв, у финикийцев письменность заимствуют греки, которые добавляют гласные буквы. Латинский язык во многом питался от греческого, а многие современные европейские языки существуют на базе латинского языка. Открытие меди Первые элементы государственности. В мирное время у шумеров правил совет старейшин, а на время войны избирался верховный правитель - лугаль, постепенно их власть остается и в мирное время и появляются первые правящие династии. Первые города-государства (Эреду, Ур, Ларса, Урук, Лагаш, Умма, Шуруппак, Исин, Ниппур, Киш) Храмовая архитектура: там появился особый тип храма - зиккурат, это храм в виде ступенчатой пирамиды
 


 
 


Клинопись
 


Зиккурат в Уре (Ур-Наму)
 


Зиккурат Этеменанки (Вавилонская башня)
 


Аккадская империя (2316-2137) В середине 3 тыс. до н.э. расширяется сеть оросительных каналов и значение приобретают новые города (Вавилон Дильбат, Марад, Пуш) В XXIV веке до н. э большая часть Шумера была завоёвана правителем города Аккад царём Саргоном (Саргон Аккадский) Аккадцы усвоили Шумерскую культуру, религию, письменность. Царь Саргон объединил города Шумера и Аккада и впервые образовал деспотическое государство с монархической формой правления. Государство Саргона просуществовало 200 лет. При Саргоне введена система измерения времени: в часе выделено 60 минут, в минуте- 60 секунд, введена 7-дневная неделя. Бурно развивались математические знания.
 


Деспотия в империи Саргона Ничем неограниченная власть правителя Правитель - собственник всех земель Правитель на период ведения войны становился верховным главнокомандующим Правитель выполнял функции жреца. Стабильность основывалась на вере в божественное происхождение правителей Правитель являлся верховным судьей Правитель - верховный сборщик всех налогов Власть деспота реализовывал огромный чиновничий аппарат, который собирал налоги, наблюдал за сельхозработами и состоянием ирригационно-оросительной системы Саргон Аккадский
 


Вавилонское царство В 2137 Аккадское царство было захвачено иноземными кочевниками кутиями, а через столетие опстошённая империя была захвачена кочевниками амореями, ими было создано царство в столице Вавилон (Вавилонское царство) Это первая цивилизация, в которой была разработана и создана законодательная система. Свод законов был составлен и записан на огромной каменной плите во время правления царя Хаммурапи (1792-1750 г. до н.э.). Кодекс Хаммурапи содержал 282 закона, именно там был сформулирован принцип: » Око за око, зуб за зуб». В этом своде законов содержались положения, которые впоследствии вошли в библейские заповеди: «не убей», «не укради» Также Вавилонская цивилизация является важным источником библейских легенд. Царь Хамураппи
 


Завоевание Ассирией В VIII веке до н.э. при царе Тиглатпалассаре происходит усиление Ассирии – государства на севере Междуречья. В VII веке до н.э. Ассирия подчиняет себе Вавилон, с этого времени начинается этап сосуществования Ассирийско-Вавилонской цивилизации. При Тиглатпалассаре была создана впервые в истории регулярная армия. Тиглатпалассар I
 


 
 


Жестокость ассирийцев Так описывает свой поход в страну Урарту (совр. Армения) Ашшурнасирпал II: «Вышел … к царскому городу Араму Урарту … сильную битву устроил я в горах, 3400 воинов поверг я своим оружием, как Адад, тучу над ним пролил я дождём, их кровью окрасил я гору… В моей могучей силе, как тур, раздавил я страну, поселения превратил в развалины и сжёг огнём. Город Арзашну и поселения его округи захватил, разрушил и сжёг огнём. Кучи из голов устроил я напротив городских ворот. Одних из людей живыми свалил я в кучи, а других вокруг куч посадил на кол». Ашшурнасипал II Тот же царь о разгроме города Суди: «Я велел построить стену перед Большими воротами города; я велел содрать кожу с вождей восстания и обил стену этой кожей. Некоторых из них я велел замуровать в стену; другие были распяты на кресте или посажены на кол вдоль стены. Со многих из них я велел содрать кожу в моём присутствии и покрыл стену этой кожей. Я велел сделать венцы из их голов, и гирлянды из их проколотых тел. Я велел отвести Акиабаха (царя) в Нинуа (Ниневию) и там содрал с него кожу, которую я повесил на стену Нинуа»
 


Уголовное законодательство ассирийцев Из уголовного ассирийского судопроизводства мы узнаём, что вся судебная процедура была кратка. законы отличались исключительной жестокостью, предусматривали казни и пытки, для того, чтобы добиться признания у обвиняемых. Одних преступников обезглавливали, других сажали на кол, с третьих сдирали кожу. Трупы казнённых выбрасывали на съедение диким животным. За сравнительно небольшие преступления виновникам выкалывали глаза, отрубали руки… Дошедшая до нас часть этих законов посвящена главным образом положению женщины в семье. Она была буквально в „руках мужа“, жила, в сущности, на положении рабыни и не имела никакого права на семейное имущество… Из него вытекает, что ассирийская семья была основана на неограниченной власти отца, доведённой до абсурда В отличие от законов Хаммурапи, ассирийское законодательство не ограничивало прав ростовщика на эксплуатацию неоплатного должника. Последнего разрешалось бить, выщипывать ему волосы, калечить». Хищения, спекуляции, насилия — всё это разрешалось древнеассирийским законодательством. Наказания за различные преступления были практически идентичны: отрезание носа и ушей, кастрация для мужчин, вырывание сосков для женщин и т.д.
 


Библиотека Ашшурбанипала Несмотря на воинственность ассирийцев, именно здесь при правителе Ашурбанипале появилась первая библиотека.
 


Нововавилонское царство Сильный своими сепаратистскими настроениями Вавилон не стал столицей Ассирии. Ассирийский царь Синаххериб после восстания в Вавилоне (689 до н. э.) сравнял этот город с землей. Вскоре Вавилон был освобождён племенами халдеев ? Халдейский Вавилон. В 625 г. до н.э. в Вавилоне установилась халдейская династия. Начался период Нововавилонского царства.
 


Навуходоносор Наиболее известным царём эпохи Нововавилонского царства стал Навуходоносор В его правление были построены Висячие сады Семирамиды (для царицы Амитис) – одно из чудес света – и Вавилонская башня Он завоевал Иудею, разрушил Иерусалим и Храм Соломона. Сам город был сожжён, а его стены срыты. Уцелевшие после осады и штурма жители Иудеи были угнаны в рабство ? Вавилонское пленение евреев. Навуходоносор
 


 
 


Завоевание Вавилона персами Последним царём Вавилона являлся царь Набонид, правивший в 556-539 гг. до н.э. Власть в Вавилоне Набонид передал своему сыну Валтасару, а сам Набонид осуществлял полководческую деятельность В 539 г. персы выступили в поход на Вавилонию. Слабая вавилонская империя была сокрушена: Валтасар был убит, а Набонид отправлен в ссылку. Согласно Библии, в ночь взятия Вавилона персами на устроенном Валтасаром последнем пиру, он святотатственно использовал на нём для еды и напитков священные сосуды, вывезенные отцом из Иерусалимского храма. В разгар веселья на стене появились начертанные таинственной рукой слова: «мене, мене, текел, упарсин». Пророк Даниил истолковал надпись, в переводе с арамейского означающую: «Исчислено, исчислено, взвешено, разделено» — и расшифровал их как послание Бога Валтасару, предсказал скорую гибель ему и его царству. В ту же ночь Валтасар погиб. В переносном значении выражение «валтасаров пир» означает шумное празднование накануне беды
 


Рембрандт «Валтасар»
 


Египет
 


Положение Египта Возвышение древнеегипетской цивилизации, в большой степени, было результатом её способности адаптироваться к условиям речной долины и дельты Нила. Регулярные ежегодные разливы, удобряющие почву плодородным илом и организация ирригационной системы земледелия, позволяли производить зерновые культуры в избыточном количестве, обеспечивавшем социальное и культурное развитие. Концентрация людских и материальных ресурсов в руках администрации способствовала созданию и поддержанию сложной сети каналов, появлению регулярной армии и расширению торговли, а с постепенным развитием горнодобывающего дела, полевой геодезии и строительных технологий, давала возможность организовывать коллективные возведения монументальных сооружений. Принуждающей и организующей силой в Древнем Египте был хорошо развитый бюрократический аппарат из жрецов, писцов и администраторов во главе с фараоном, который, в сложной системе религиозных верований с развитым культом погребальных обрядов, часто обожествлялся.
 


 
 


Ранний династический период (2920-2575) Египетская цивилизация уходит своими корнями в глубь веков, в 9 тысячелетие до н.э. Кочующие племена охотников постепенно концентрация в пойме Нила. К 5 тысячелетию до н.э. здесь возникли два четко разграниченных объединения: Нижний и Верхний Египет. Около 3000 г до н.э. Верхний Египет покорил своего северного соседа. Во время правления III-й династии фараон Джосер воздвиг ступенчатую пирамиду. При Джосере окончательно завершилось объединение Верхнего и Нижнего Египта в могучую деспотию. Столицей государства окончательно стал Мемфис («Белые стены»). Именно за время правления Джосера Египет достиг таких успехов, которые открыли новую эру в истории Египта. Джосер
 


Ступенчатая пирамида Джосера в Саккаре
 


Древнее царство (2575-2040) Расцвет египетской цивилизации произошёдв эпоху т.н. Древнего царства и правления фараонов III-X династии. Во время правления IV династиив расцвет вступает культура Египта. Пирамиды Гизы и Сфинкс – архитектурные памятники эпохи. Расцвет торговли, искусства, развивается письменность. Во время V династии сильно возрос культ Солнца. К концу VI династии Древнее царство распадается на ряд враждующих между силой княжеств.
 


Пирамида Хеопса Крупнейшая из сохранившихся пирамид
 


Пирамида Хефрена (Хафры) и Большой Сфинкс Сфинкс – дева с телом и лапами льва, крыльями орла, хвостом быка. Она подстерегала путников, задавала им хитроумные загадки и убивала всех, кто не мог их отгадать. Загадка: «Скажи мне, кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырех ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время?». После того как Эдип разгадал загадку Сфинкс, чудовище кинулось с вершины горы в пропасть. По версии, загадка была стихотворной, и Сфинкс съедала не разгадавших её
 


 
 


Среднее царство (2040-1640) В 2040 до н. э., когда фиванский монарх Ментухотеп I вновь объединил территорию страны.Началось правление XI династии. Фараоны XI, но особенно XII династии, сосредоточив в руках людские и материальные ресурсы страны, восстановили общую египетскую ирригационную систему, существовавшую в эпоху Древнего царства. В целом XII династии Аменемхетов — Сенусертов (1991 ? 1783 гг. до н. э.), в особенности Сенусерту III, удалось стабилизировать положение страны и превратить Египет в сильное государство, располагавшее мощным военным и экономическим потенциалом. Опираясь на него, XII династия проводила успешную завоевательную политику. Царь пользуется поддержкой чиновничьего сословия, сводя на нет власть местных правителей. Расцвет искусство. Среди богов на первое место выходит Осирис, популярен культ солнца Ра.
 


Боги Египта Амон Ра (солнце) Осирис (загробное царство) Исида (женственность) Сет (хаос) Гор (охота) Птах (Мемфис)
 


Боги Египта Анубис (мёртвык) Тот (мудрость) Геб (земля) Апис (плодородие) Бастед (радость) Маат (истина)
 


Крушение Среднего Царства По неизвестным причинам Среднее царство распадается, Племена гиксосов из Палестины захватили район Дельты, основывают там ХV династию. Ок. 1640 до н. э. Гиксосы завоёвывают и разоряют Нижний Египет. Верхний Египет вынужден признать вассальную зависимость от гиксосов. Начало власти гиксосов в Египте. Ок. 1640—1552 до н. э. Гиксосы в качестве XV и XVI династий правят в Египте. Поклонение гиксосов богу пустыни Сетху, противнику Осириса и Хора, его сына и наследника. После гиксосского периода в Египте появилось новое военное оснащение: более сложный загнутый назад лук, разные виды мечей и кинжалов, новый тип щита, кольчуга и металлический шлем. Самое важное новшество — двухколёсная военная колесница, запряжённая лошадьми, использование которой на поле битвы привело к изменению тактики ведения военных действий ХVII династия Фив объявляет войну гиксосам и используя новое оружие - лошадей, заряженных в колесницы - освобождают Дельту и провозглашает новую эру – Новое царство.
 


 
 


Новое царство (1582-1070) Египет вновь становится процветающим и открытым обществом. В результате военных походов первых двух царей Нового царства (Яхмоса I и Аменхотепа I) Египет достиг рубежей периода расцвета Среднего царства – от Синайского полуострова на севере до Второго Нильского порога на юге. Начало масштабных завоевательных походов связано с именем Тутмоса I. Войска Тутмоса I были отправлены в Палестину и Сирию, достигнув Евфрата. Тутмос I был первым похоронен в Долине Царей близ современного Луксора. Новое царство не было периодом строительства гигантских каменных пирамид, предпочтение стали отдавать более защищённым и дешёвым скальным усыпальницам. Тутмос I
 


Долина царей
 


Новое царство (1582-1070) Фараоны XVIII династии превратили Египет в ведущую силу древнего мира. Во время правления царицы Хатшепсут (1489—1468 до н. э.) закончилось возрождение Египта. Она расширила границы царства, лично возглавив один из двух походов в Нубию и воюя в Палестине, восстановила уничтоженные гиксосами монументы в Луксоре и Карнаке. По поручению Хатшепсут зодчим и приближённым царицы Сенмутом был создан целый ряд выдающихся архитектурных сооружений, в том числе храм Джесер-Джесеру в Дейр эль-Бахри. Началось интенсивное развитие науки и искусств, распространялось использование стекла и вертикального ткацкого станка. Хатшепсут
 


Храм в Дейр эль-Бахри
 


Храм в Луксоре
 


Храм в Карнаке
 


Новое царство: расцвет Преемник Хатшепсут, ее пасынок Тутмос III (1468—1436 до н. э.), «Наполеон Древнего мира», стал крупнейшим фараоном-воителем и создал крупнейшую империю от Северной Сирии до Нубии, победив в 17 кампаниях в Передней Азии и подчинил себе земли практически до самого Евфрата, однако, ему приходилось ходить сюда походами почти каждый год, чтобы закрепить египетское верховенство над Сирией, Палестиной и Финикией. Апогей могущества Египта припадает на правление наследников Тутмоса III, включая фараона Аменхотепа III (1405—1367 до н. э.), который, пользуясь полученными в ходе походов своих воинственных предков ресурсами, создал несколько грандиозных храмов в честь Амона. Тутмос III
 


Эхнатон и Тутанхамон Египетское жречество после каждой военной экспансии требовало материальных подношений,а затем и вовсе стало позиционировать себя выше самого фараона В ответ фараон Аменхотеп IV (1364—1347 до н. э.) в 1359 г. , взявшим себе имя Эхнатон ввёл в 1359 г. поклонение солнечному диску Атону и монотеизм. Иногда утверждается, что Эхнатон был первым достоверно известным нам монотеистом в мировой истории. Реформы Эхнатона сильно потрясли Египет, а пацифистская политика этого фараона привела к потере обширных азиатских владений После смерти Эхнатона воцарился малолетний Тутанхамон, который запретил поклонение Атону и пересмотрел все реформы предшественника
 


Эхнатон Царица Нефертити (жена Эхнатона)
 


Погребальная маска фараона Тутанхамона
 


Закат Нового царства Вновь могущество Египта было восстановлено фараонами Рамсесом I, Сети I и особенно Рамсесом II (1289-1224). Рамсес II также примечателен как активный строитель. Он приказал построить множество храмов (крупнейший из которых находился в Абу-Симбеле в Северной Нубии), а также новую резиденцию Пер-Рамсес, но при этом активно пропагандировал собственные достижения, зачастую преувеличенные. Рамсес II правил почти 67 лет и имел множество сыновей, но вскоре его династия пала. После Рамсеса II начался медленный закат Египта.
 


Храм Абу-Симбел
 


Распад египетской цивилизации В 1070 г. Египет охватил внутренний кризис, страна раскололась. Затем Египет переходит к ливийской династии. В VII в. - нападают ассирийцы, в 525 г. до н.э. - вторгаются персы, превращая Египет в провинцию. В 332 г. Персия пала под ударами А. Македонского и в истории Египта была перевернута последняя страница. Окончательный упадок наступил, когда Египет пал под ударами Цезаря Августа в 30 г. до н.э. Даже язык на котором говорил народ навсегда исчез.
 


Достижения Египта Древний Египет оставил огромное культурное наследие для мировой цивилизации, произведения его искусства ещё в древности вывозились в различные уголки мира и широко копировались мастерами других стран. Своеобразные архитектурные формы — величественные пирамиды, храмы, дворцы и обелиски, вдохновляли воображение путешественников и исследователей в течение многих столетий. Египетскими мастерами создавались прекрасные настенные росписи и статуи, были освоены способы производства стекла и фаянса, поэтами и писателями созданы новые формы в литературе. В числе научных достижений древних египтян было создание оригинальной системы письма, математика, практическая медицина, астрономические наблюдения и возникший на их основе календарь
 


Древняя Индия
 


Индская цивилизация В III тыс. до н. э. создается первая индийская цивилизация, получившая название Индской, или Хараппской, которую заселяли дравиды. У них были развиты монументальное строительство, металлургия бронзы, мелкая скульптура. В зачатке находились частнособственнические отношения, а в основе сельского хозяйства лежало ирригационное земледелие. Важная роль отводилась внешней торговле: у Хараппской цивилизации было сообщение с Месопотамией, Средней Азией, прямые торговые контакты доходили до Шумера и Аравии. Закат Индской цивилизации приходится на XIV—XVII века до н. э. Точно причина упадка не установлена. Вероятно, это было вызвано ухудшением природных условий или миграционными процессами, проходившими в это время между Кавказом и долиной Инда.
 


Древний индский город Мохенджо-Даро
 


Статуэтка жреца из Мохенджо-Даро Ареал Индской (Хараппской) цивилизации
 


Ведическая цивилизация (XIII—VI вв. до н. э.) В 2000-1500 гг. территорию Индии заселяют кочевники индоарии (или просто арии) – предки всех индоевропейских народов Начинается ведический период в истории Индии Веды — сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите (древнеиндийский язык и письменность) Риг-веда — одна из главных вед, собрание преимущественно религиозных гимнов, первый известный памятник индийской литературы; главный источник по истории индоариев.
 


Санскрит
 


 
 


Кастовый строй Появившись в середине II тысячелетия до н. э., арии принесли с собой и свою общественную организацию. В её основе лежал раздел общества на «своих» (ариев) и «чужих» (дасов). В результате в Индии сложились 4 касты («варны»), принадлежность к которым определялась рождением: брахманы — жрецы, учёные, подвижники (уста Брахмы) кшатрии — воины, правители (руки Брахмы). Не могут брать боле ? урожая подданных. вайшьи — земледельцы, ремесленники, торговцы (бёдра Брахмы) шудры — слуги, наёмные рабочие.(ступы Брахмы)
 


Неприкасаемые Неприкасаемым предписывались такие занятия, как уборка мусора, работа с кожей или с глиной. Члены таких каст жили в отдельных кварталах или поселках на обочине поселений «чистых» каст, не имели своей земли и большей частью являлись зависимыми работниками в чужих хозяйствах. Они не входят в систему четырех варн и считаются способными осквернять членов более высоких каст, особенно брахманов. Такие занятия, как выделка кож или забой животных, считаются явно оскверняющими, этой работой занимаются только неприкасаемые. Членам каст неприкасаемых запрещается посещать дома «чистых» каст и брать воду из их колодцев. Большинство индуистских храмов до недавнего времени были закрыты для неприкасаемых, существовал даже запрет подходить к людям из более высоких каст ближе установленного числа шагов.
 


Брахма
 


Религия Древней Индии Индуисты верили не в одного бога, а почитали многих: Сарасвати — богиня мудрости, знания, искусства, красоты и красноречия Вишну – хранитель мироздания Лакшми — богиня изобилия, процветания, богатства, удачи и счастья. Агни – бог огня Агни, Варуна – бог воды Митра – бог-помощник и хранитель всего Шива - шестирукий разрушитель. Его образ подобен древнеиндийскому богу – покровителю скота. Представление о Шиве – доказательство влияния культуры местного населения на верования пришельцев ариев. Наравне с богами почитались Веды, язык санскрит и брах­маны как хранители культуры и священных знаний. Брахманов считали живыми богами.
 


Боги Агни Шива Варуна Лакшми Вишну Сарасвати
 


Кризис ведической веры Середина I тыс. до н. э. была в Индии временем кризиса древней ведической религии, хранителями и ревнителями которой были брахманы. В это время в Индии активно возникают оппозиционные брахманизму учения как следствия разочарования в части древнеиндийского общества в ведической (брахманской) религии с её ритуальностью и формальным благочестием, а также с определенными противоречиями и даже конфликтами между брахманами и кшатриями (сословия воинов и правителей в древней Индии). Появляются новые «еретические» аскетические движения, так называемых шраманов, аскетов, подвижников, странствующих философов, отвергших авторитет брахманов и священных Вед и поставивших своей целью самостоятельный поиск истины через познание философии и йоги (практикой преобразования сознания). Одним из таких отшельников и был Будда Шакьямуни, исторический основатель буддизма.
 


Будда Основатель будизма – царевич Сиддхартх Гаутама, живший с 623 по 544 до н. э. или на 60 лет позже. Буддийские предания рассказывают о том, что он происходил из царской семьи в роде Готамы (отсюда его родовое имя — Гаутама), из племени шакьев, обитавшего в Северной Индии на южной границе современного Непала (отсюда одно из его прозвищ Шакья - Муни — отшельник из шакьев). В возрасте 29 лет Гаутама оставил семью и дом отца и после 7-летних скитаний, аскетических подвигов и размышлений стал проповедником нового учения - буддизма Сиддхартх Гаутама (Будда Шакьямуни)
 


4 истины буддизма всё существование человека есть страдание, неудовлетворённость, разочарование. Даже счастливые моменты его жизни в конечном итоге приводят к страданию, поскольку они связаны с "разъединением с приятным« хотя страдание универсально, оно не является изначальным и неизбежным состоянием человека, поскольку имеет свою причину - желание или жажду удовольствий. причина страдания, поскольку она порождена самим человеком, подвластна его воле и может быть им же устранена - чтобы положить конец страданиям, надо прекратить испытывать желания восьмеричный благородный путь - правильные взгляды, правильные намерения, правильная речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильные усилия, правильное осознание и правильное сосредоточение включает три основные составляющие: культуру поведения (правильные мысль, слово, действие), культуру медитации (правильные осознание и сосредоточение) и культуру мудрости (правильные взгляды).
 


Положения буддизма Жизнь – это бесконечная череда перевоплощений, смена телесных оболочек, это сансара – круговорот рождения и смерти в мирах. Каждая мысль, каждое слово и дело оставляют свой след. Сумма всех поступков и помыслов составляет карму человека - это судьба, сила, закон возмездия, который определяет конкретный вид перерождения. Кармический след, который приводит человека к следующему воплощению. Высшую цель религиозной жизни буддизм видит в освобождении от кармы и выходе из круга сансары. Это значит, что его поведение не должно зависеть от желаний и привязанности к объектам желаний. Это состояние называется нирваной.
 


Колесо Сансары
 


Этика буддизма не убивать ни одного живого существа. Любовь и милосердие ко всем живым существам. Не делать различия между ними и относиться с равным доброжелательством к добрым и злым, к людям и животным. Любовь к живым существам – это не активная и деятельная любовь, а, скорее, пассивно-благожелательное настроение, непротивление злу, прощение обид. Нельз платить злом на зло, ибо этим не уничтожаются, а лишь возрастают вражда и страдание. Нельзя даже защишать других от насилия, мстить за несправедливость, наказывать за убийство. Нужно спокойно, терпеливо и бесстрастно относиться ко злу, уклоняясь только от участия в нем. не брать чужой собственности; следующий этап – требование отказа от всякой собственности вообще; не касаться чужой жены; следующий этап - полное целомудрие не говорить неправды, не пить вина. выполнение моральных предписаний буддизма означало требование монашеского образа жизни. Исключительная привязанность к какому-либо отдельному человеку решительно осуждается.
 


Особенности буддизма Судьба человека зависит только от собственных усилий и неустанной сознательной работой над собой. Будда не просто говорит о возможности освобождения, но и указывает путь, следуя которому каждый человек собственными силами, без помощи Будды, способен достичь свободы и сам стать Буддой. Примерно в VI в. до н. э. в Индии появляется новая религия, которой суждено было стать мировой. Названа она в честь первого его сторонника Будды, что означает «просвещенный». Буддизм не имеет веры в богов, не признает ничего, что существует. Единственный святой сам Будда. Долгое время в буддизме не было храмов, священников и монахов. Было провозглашено равенство людей. Философия буддизма имела глубокие корни в уже установившихся традициях и обычаях. В течение многих веков буддизм мирно сосуществовал с ведийской религией, у которой он позаимствовал некоторые обряды и божества. По сути своей зародившийся в долине Ганга буддизм становится массовой религией, так как был обращен к любому человеку. Буддизм очень быстро распространился в Индии. В II в. до н. э. буддизм принял император Ашока. Но в начале нашей эры буддизм был вытеснен из Индии индуизмом и стал распространяться в более восточных странах.
 


Кто этот буддист?
 


Александр Македонский в Индии В 327 до н. э. Александр Македонский во главе большой армии приступил к завоеванию Индии. Некоторые области ему удалось подчинить, но племена Северо-Западной Индии оказали сопротивление. Одержав ряд блестящих побед, Александр отказался продолжить восточный поход и в 325 до н. э. ушёл из Индии. Встреча древнегреческой цивилизации с цивилизацией между Гангом и Гималаями способствовала не только сближению Индии с эллинистическим миром, когда греческое и отчасти персидское влияние стали проникать в западные районы Северной Индии. Индийская цивилизация также оказала некоторое влияние на развитие культуры эллинистических стран, в частности, в области медицины и философии. Окончательно греки были изгнаны с индийских территорий после восстания 317 до н. э. Маурьи
 


Создание Империи Маурьев Начиная с VI века до н. э. на территории Индии появилось множество Махаджанападов — независимых королевств и республик. В нижнем течении Ганга находилась Магадха – само крупное и сильное государство того времени. Наивысшего могущества оно достигло в IV-III вв. до н.э. при династии Маурьев, объединившей под своей властью почти всю территорию Индостана. Возникают благоприятные условия для развития экономики, совершенствования политического устройства, расцвета культуры. Чандрагупта Маурья
 


Чандрагупта В III веке до н. э. большая часть Южной Азии объединилась в Империю Маурьев под управлением Чандрагупты Маурьи. Получив власть, Чандрагупта воспользовался войском своих предшественников, и набрал 400 000 воинов с 4000 слонами. С этими силами он занял всю северную Индию, установив империю от Бенгальского залива до Аравийского моря. Затем он двинулся к реке Инд и занял также значительную территорию в Центральной Индии. Из античных источников известно о столкновении Чандрагупты с Селевком Никатором — бывшим сподвижником Александра, а затем царем Сирии — и заключении между ними мира. Селевк послал ко двору Чандрагупты своего посла Мегасфена, который написал о своем пребывании в столице Чандрагупты сочинение в четырёх книгах — «Индику». Слава о Чандрагупте разнеслась по всему эллинистическому миру, и послы к нему были направлены из Египта Птолемеев и из Сирии.
 


Империя Чандрагупты
 


Ашока Великий Преемниками Чандрагупты были Биндусара (293—268 до н. э.) и Ашока (268—231 до н. э.), наиболее могущественный правитель за всю историю Древней Индии. После воцарения он истребил всех своих братьев и развязал опустошительные войны на юге. Однако позже тиранизм Ашоки сменяется политикой «распространения добра» внутри империи, основной целью которой было духовное объединение населения разных частей огромной страны. Важной чертой было особое покровительство буддизму, хотя и обещалась защита всем религиям. Недостатки в политике централизации привели к быстрому распаду державы Маурьев, которая начала терять свои владения уже к концу III века до н. э. Слишком сильны были различия экономического и общественного развития отдельных частей Индии, населенной к тому же разными племенами. Окончательно династия Маурьев была свергнута в Магадхе в 180 г. до н. э.
 


Смутное время Во II веке до н. э. — III веке н. э. Северная Индия вновь становится ареной вторжения различных сил с северо-запада. Первым из интервентов было Греко-бактрийское царство — эллинистическое государство, отделившееся в начале III века до н. э. от царства Селевкидов. Знатью греко-бактров образовывается особое Индо-греческое царство, расширившее свои границы до Аравийского моря и прекратившее свое существование в конце II века до н. э.. В I веке до н. э. из государства кочевников-саков предпринимаются широкие завоевания, которые привели к образованию нескольких владений, крупнейшим из которых стало Индо-скифское царство. Однако ко второй четверти I века н. э. индо-скифские территории были захвачены народом кушанов. Кушанское царство достигло наивысшего могущества при Канишке (97 — 120 гг.), когда оно считалось одной из четырёх великих держав мира. В III веке Кушанское царство утратило последние территории под натиском Ирана.
 


 
 


 
 


«Золотой век» Следующей объединительницей северной Индии стала династия Гуптов, царь которой Самудрагупта (335—380 гг.) в своих походах достиг Гималаев и верхнего Инда. Его сын Чандрагупта II Викрамадитья (380—415 гг.) ввел Индию в «золотой век» её развития. Правление Чандрагупты ознаменовалось небывалым расцветом наук и искусств. Грандиозные архитектурые ансамбли были созданы в городе Паталипутра. Сам будучи индуистом, Чандрагупта терпимо относился к другим религиям Индии — джайнизму и буддизму. Он воплощал в себе мудрого правителя в индийском фольклоре. Китайский монах Фасянь, путешествовавший по Индии в 405—411 годах, с одобрением описывает внутреннее устройство государства Гуптов, которое не знало смертной казни.
 


Паталипутра
 


Возрождение индуизма В этот период формируются черты современной индуистской религии, основанной на ведической вере Именно в это время появляется главная священная книга современного индуизма —«Бхагавад-Гита» — «Божественная песня». Однако и могущественная держава Гуптов не смогла противостоять ещё одному вторжению с северо-запада, на этот раз организованное ираноязычными кочевниками эфталитами, в IV—V веках создавшими государство, которое включало в себя и территорию гуптской Индии. Это событие условно считают окончанием древней истории Индии.
 


Древний Китай
 


Периодизация История Древнего Китая делится на четыре периода, каждый из которых связан с правлением определенной династии: Шан (Инь): XVIII -XII вв. до н. э.; Чжоу: XII в. – 221 г. до н. э.; Цинь: 221-207 г. до н. э.; Хань: 206 г. до н. э. – 220 г. н. Характеризуется перерастанием рабовладельческого государства в феодальное.
 


Империя Шан (Инь) Согласно китайским преданиям возникновение государства в Древнем Китае связано с покорением в XVIII в. до н. э. племени ся племенем шан. Стоявший в то время во главе племени шан Чэн Тан основал династию, получившую название Шан. В более позднее время, после падения династии Шан, ее, а также государство в целом стали обозначать иероглифом «инь» ? 2 названия: шан и инь. Особенность образования государства в Китае заключается в том, что процесс перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу был активизирован покорением одного народа другим
 


Общественный строй Шан (Инь) Государство было рабовладельческим. Рабы находились на положении скота. Они не могли иметь ни семьи, ни имущества Значительную часть населения составляли свободные общинники Среди подданных укреплялось представление о царях как о «сыновьях Неба», получивших власть по воле божественных сил. В 1076 г. государство Шан было завоёвано племенами Чжоу.
 


Период Чжоу Верховная власть находилась в руках наследственного царя (вана), которого обслуживал огромный чиновничий аппарат. Видную роль играли жрецы и гадатели Централизованного государства в течение всего периода Чжоу не существовало, и в непосредственном управлении вана находилась лишь столичная область. Остальная территория страны управлялась владетельными князьями – чжухоу. В IX в. до н. э. ослабевают связи центральной власти с правителями зависимых княжеств. Правители княжеств прекращают свои приезды ко двору, не присылают дани. Усиление эксплуатации влечет недовольство народных масс; восстание привело к изгнанию царя. С V в. Древний Китай и вовсе вступает в «период воюющих царств» (Чжаньго)
 


Конфуций (551-479 гг до н.э.) Древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства Происходил из обедневшего знатного рода и большую часть жизни провёл в царстве Лу. В молодости был мелким чиновником, а затем основал первую в Китае частную школу. Основные взгляды изложены в книге "Беседы и суждения" ("Лунь юй"). Важным понятием этико-политического учения является жэнь ("гуманность") — совокупность этических и социальных отношений людей, основывающихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, преданности государю и т. д. Конфуций решительно противопоставлял цзюнь цзы ("благородных мужей") простолюдинам — сяожэнь ("мелким людишкам"): первые призваны управлять вторыми, служить им примером. Когда конфуцианство стало господствующей доктриной (после 136 до н. э.), Конфуций был провозглашен "учителем 10 тысяч поколений" и его культ официально поддерживался вплоть до 1911.
 


Объединение Китая В 221 г. территория Китая была объединена царством Цинь. Были введены единые письменные знаки, упорядочены меры веса и длины, утверждены обязательные для всех законы, обрядовая утварь и оружие изготовлялись по единому образцу. Строгое соблюдение законов считалось первостепенным условием порядка в стране. Во главе империи встал Цинь Шихуанди
 


Цинь Шихуанди (246-210) Будучи правителем царства Цинь, завоевал 6 китайских царств и создал единую централизованную империю. При нём в 215 началось строительство Великой китайской стены. Он был неограниченным главой государства, обладавшим высшей законодательной, исполнительной и судебной властью; ввёл суровые законы, институт инспекторов для борьбы с сепаратистскими тенденциями и систему наказаний государственных чиновников. Стремясь пресечь всякую возможность критики своего режима, Цинь Шихуанди в 213 издал указ о сожжении гуманитарной литературы, хранившейся в частных собраниях, а в 212 казнил 460 конфуцианцев, обвинив их в подстрекательстве населения к выступлению против императорской власти.
 


Великая китайская стена
 


Что изобретено в Китае Бумага Книгопечатание Порох Компас Барабан Весло Вилка Колокол Лак Рис Соль Арбалет Фарфор Вентилятор Воздушный змей Презерватив Диета Доменная печь Чугун Игральные карты Туалетная бумага Чай
 


Проекты Цинь Шихуанди Дворец Эпан в честь любимой наложницы. Дворец стал строиться в 212 году, на строительство было согнано несколько сот тысяч человек, во дворце хранились несчислимые драгоценности и там размещалось множество красавиц. Дворец так и не был достроен. После смерти Цинь Шихуанди генерал Сян Юй, поражённый немыслимой роскошью, приказал сжечь дворец. Поиски бессмертия. Больше всего императора беспокоили мысли о грядущей смерти. Во время своих странствий он знакомился с кудесниками и ведунами, надеясь выведать у них тайну эликсира бессмертия. В 219 г. он направил на его поиски экспедицию к островам Восточного Моря (возможно, в Японию). Наиболее известны экспедиции 219 и 210 года к острову Чжифу (Шаньдун). В 210 году императору сказали что к чудесным островам бессмертных трудно добраться, потому что их охраняют огромные рыбы. Император сам вышел в море и из лука убил огромную рыбу, но ему стало плохо и он вынужден был вернуться на материк, но так и не смог окончательно оправиться от болезни и через некоторое время умер.
 


Начало Династии Хань Из-за глубоких социальных противоречий вспыхивали восстания, самое мощное из которых в 206 г. до н. э. привело к гибели циньской монархии. К власти пришла новая династия -- Ханьская. Основателем новой династии был сельский староста Лю Бан, один из руководителей восстания. В начале своего правления он осуществил ряд реформ, направленных на смягчение положения рабов и крестьян (были освобождены многие рабы, уменьшен поземельный налог и т. д.). Однако эти реформы не остановили роста рабовладения и крупного частного землевладения -- основных причин, порождающих социальные противоречия. Положение народных масс спустя некоторое время вновь ухудшилось.
 


Ван Ман В 8 г. н.э. в результате переврота к власти пришёл Ван Ман. Запрещалась купля-продажа земли, все земли были объявлены царскими; одновременно восстанавливалась древняя система общинного землевладения. Была запрещена купля-продажа рабов. Однако государственное рабовладение сохранялось и увеличивалось. Вводились новые налоги, увеличивался госаппарат, ужесточались наказания, десятки тысяч людей были казнены или превращены в государственных рабов.
 


Восстание краснобровых Во многих районах Китая вспыхнули восстания, которые император пытался подавить силами армии. Самым мощным было восстание на Шаньдунском полуострове в 18 году. Оно было вызвано прежде всего последствиями стихийного бедствия: в 11 году река Хуанхэ изменила свое русло, разбившись на два рукава, в результате чего огромные густонаселённые территории были затоплены, уцелевшие от гибели страдали от голода, а Шаньдунский полуостров оказался отрезанным от остального Китая. Доведённые до отчаяния люди сформировали повстанческий отряд во главе с бедняком Фань Чуном. Он призвал своих приверженцев вооружиться и в качестве опознавательного знака выкрасить брови в красный цвет. Это народное движение вошло в историю Китая как Восстание «Краснобровых». Ван Ман бросил на подавление восстания свою армию, носившую название «Зубы тигра». Несмотря на грозное название, она потерпела поражение в первом же столкновении с отрядами Фань Чуна. Повстанцы двинулись к Чанъани, где укрылся император со своей гвардией. В 23 году столица была взята восставшими. В битве Ван Ман был пленён. Его обезглавили, а тело изрубили на куски, после чего династия Хань была восстановлена, а император Лю Сю подавил восстание
 


Восстание жёлтых повязок Во второй половине II в. н. э. борьба политических группировок привела к глубокому политическому кризису. Хозяйственная система страны пришла в упадок. В 184 г. мощное восстание «Желтых повязок» охватило страну. Оно было подавлено ценой огромного напряжения сил -- погибла значительная часть населения, опустели земли, были разрушены некоторые крупные города. В результате мощных ударов восстаний пала единая Ханьская империя. Главным итогом восстания было окончание периода придворных интриг на закате поздней Хань и начало открытой борьбы между активными силами в Поднебесной. Это привело в итоге Хань к крушению. Оставшиеся после 184 г. отряды «желтых повязок» объединились с отрядами «Черных гор» и продолжили борьбу. Всего в восстании участвовали около двух миллионов человек. Крестьянская война длилась 20 лет — до 204 года н. э. Восстание было окончательно подавлено лишь к 205 году правительственными войсками под руководством полководцев Синего неба. Подавившие восстание ханьские полководцы, такие как Дун Чжо и Цао Цао, отказались распускать свои отряды и вступили друг с другом в затяжную и кровопролитную борьбу за гегемонию в Поднебесной
 

< <       > >