Презентация. Япония в Средние века

Скачать презентацию




Япония в средние века Презентацию выполнила ученица 10 класса «А»: Власова Дарья
 


 
 


Япония в раннее средневековье В древности японский архипелаг населяли племена кумасо и эбису, в течении нескольких веков сюда переселялись племена маньчжурского происхождения с северо-востока, а также другие племена Индонезии, Кореи и Индокитая. В 3-7 веках шел процесс разложения первобытнообщинных отношений и формирование раннеклассового общества Родовая община постепенно уступала место соседской. Наряду со свободными крестьянами появились полусвободные члены общины (бэ или бэмин) и рабы. Рабов по сравнению с бэ было меньше. Ожесточенная борьба за государство велась между отдельными племенами и родами. Глава самого сильного рода, а впоследствии и племенного союза получал титул сумэраги (царь, император) и сосредотачивал в своих руках огромную власть, являясь и вождем, и верховным военачальником, и судьей, и жрецом племени. В 3 в возвысился клан Тэнно, объединивший территории между Осакой, Киото и Нарой и создавшей государство Ямато. Из этого рода происходил император. И уже с ранних этапов японской истории начинает складываться традиция особого почитания императора, хотя его власть на деле была ограничена могущественными аристократическими кланами и придворными группировками. В Японии император не являлся носителем реальной высшей власти, он был и остается фигурой репрезентативной, ритуальной, олицетворяющей страну. Он первосвященник синтоизма — древней японской религии. Его фигура сакральна. Об особом отношении к императору свидетельствует тот факт, что за всю историю Японии была предпринята лишь одна попытка свержения императора — в VIII в.   Император клана Тэнно
 


В курганный период и в следующий за ним период Асука (середина VI — середина VII в.) закладываются основы японского миросозерцания, формирование «духа Ямато», который должен был «сделать японца японцем». Основу этого духа составлял синтоизм, главными составляющими которого было почитание культа предков и распространение культов природных божеств. Каждый японский род имел своего божественного предка, его существование относится к мифологическим временам. Он охранял род и каждого его члена. Череда предков также обожествлялась. Несмотря на островную изоляцию, раннесредневековая Япония была открыта внешним, особенно китайским, влияниям. В середине VI в. в Японию проникает буддизм, ставший в VIII в. официальной религией Ямато. Господствующим направлением буддизма в Японии был дзэн-буддизм. Это направление возникло в Китае, где оно называлось «чань-на» — «сосредоточенное созерцание», в нем медитация была связана с практикой «сатори» — внезапного просветления, мгновенного приобщения к мудрости Будды. Это направление буддизма в сознании и верованиях людей довольно органично уживалось с синтоизмом. Из Китая в Японию пришла иероглифическая письменность, которая была преобразована и упрощена. Идеология государственности Ямато находилась под влиянием конфуцианского учения и китайской практики управления государством. В начале VII в. появились «Законоположения из 17 статей», написанные принцем Сётоку, в которых были реализованы конфуцианские принципы, обозначен верховный суверенитет главы государства и социально-государственной иерархии. Японская письменность
 


Позднее средневековье (развитой феодализм). 12 век –время жестокой борьбы феодальных кланов за власть над страной. В 1185 году власть перешла в руки Минамото и с этих пор он носил звание Сегун (военно-феодальный правитель). Во второй половине 13 века над Японией нависла опасность вторжения монголов. И, как считали жители страны восходящего солнца в этом им помогли боги. Хан Великой Монголии Хубилай, ставший затем китайским императором, дважды посылал свой флот на завоевание Японии, но оба раза его флот был уничтожен сстрашными штормами. После этого Япония замкнулась в своей островной изоляции, японцы не создали дееспособного флота-ни военного, ни торгового. Это обусловило слабость и эпизодический характер внешних связей. Японцы предпочитали принимать посланцев иных земель, а не посылать туда своих представителей. Конец 13-первая треть 14 в – период нескончаемой войны феодальных классов. Порой даже было непонятно кто с кем воюет. Сегунат Минамото пал. После длительной междоусобной борьбы был установлен сегунат Асикага. Однако первый сегун Асикага был убит, и снова началась феодальная война. Страна погрузилась в состояние смуты и анархии. Результатом стал распад единого гос-ва на воюющие между собой удельные владения феодалов. Участились нападения на крестьян, разбойниками и «дикими» самураями. Человеческая жизнь потеряла цену. Лучшим периодом правления сегуната Асикага было правление третьего сегуна- Асикаго Ёсимицу. При нем наметился подъем городов, расцвела городская культура, получил развитие театр Но (яркое и самобытное явление японской культуры). Но тем не менее эпоха Асикага считается мрачным временем в истории Японии. Мон (родовое изображение) рода Асикага.
 


Религия. В формировании своеобразия японской культуры значительный вклад внесли синтоизм, буддизм и конфуцианство. Синтоизм- это древняя японская религия, возникшая и развивавшаяся в Японии независимо от Китая. Известно, что истоки синтоизма уходят в глубокую древность и включают в себя тотемизм, анимизм, магию и др. , присущие первобытным народам. Буддизм возник в Японии еще до нашей эры, но получил распространение только в 5-6 веках. не подлежит сомнению, что Хейанский период (8-12 века) является золотым веком японской государственности и культуры, в становлении которых существенную роль сыграл буддизм. Конфуцианство. Его расцвет начинается в 13 веке. Именно в это время конфуцианство приобретает независимость от буддизма. Будда Тории -ритуальные врата, устанавливаемые перед святилящими религии синто.
 


Государственное управление. После 1185 года господствующие позиции в государстве занимают самураи. Каста самураев, или буси, приносит свой образ жизни, что влечет изменения в духовной жизни. Почетное место занимает дзэн-буддизм. Причинами возникновения дзэн-буддизма является то, что в условиях междоусобных войн централизованная власть нуждалась в идеологии. Сильное влияние дзэновской модификации видно в литературе (стихи, короткие поэмы), живописи (монохромная, портрет), драме (Но, баллада-драма), архитектуре (храмы, бумажные окна, чайные домики), прикладном искусстве (лакированные шкатулки, ширмы, экраны), в повседневной жизни (искусство аранжировки цветов икебана и марибана, каллиграфия), сохраняется до сих пор. Созданная сегунами эффективная и действенная машина управления почти целиком была использована при создании структуры современного государства во время буржуазных реформ (1867-1912). Минамото но Ёритомо, первый сёгун
 


Самураи Как особое сословие самураи существовали на протяжении всей истории Японии. Первоначально они были в услужении аристократических родов, корни которых лежали в древнейшей японской иерархии жрецов. В конце эпохи Хэйан крупнейшие кланы самураев обрели самостоятельный политический и военный вес, и аристократам уже нечего было им противопоставить. В течение веков одни самурайские кланы сменяли другие, сражаясь за титул сёгуна - военного правителя страны. Основой идеологии самураев стали дзэн-буддизм и складывающееся веками учение бусидо, базирующееся на конфуцианстве. Во главу угла оно ставило полное подчинение самурая своему господину. Последнее, однако, не означало готовность подчиненного на совершение любой подлости и злодеяния по слову повелителя. Если самураю отдавался заведомо преступный приказ, то он должен был смиренно пытаться переубедить господина. Могущество самурая определялось доходом от пожалованных ему земель. Чем больше был этот доход, тем больший отряд мог привести самурай в армию господина. Пожалованные земли не воспринимались как реальная собственность самурая. Они могли быть легко отняты или переданы другому воину. От всех прочих самураи отличались двумя вещами - особой прической с выбритым лбом и зачесанными назад волосами и правом носить два меча - большой и малый . Право носить малый меч имели все совершеннолетние мужчины. До начала правления клана Токугава самураем мог стать любой достаточно удачливый человек, в том числе и крестьянин, и горожанин. Четкого разделения между кастами тогда еще не было, а звание самурая присваивал князь за какие-либо военные заслуги. Среди самураев проводились своего рода "соревнования" с награждениями, скажем, первого взобравшегося на стену вражеской крепости или первого воина, вступившего в бой с противником. Принято считать самураев мастерами не только меча, но и кисти. Действительно, многие самураи из влиятельных семей получали неплохое образование, умели писать стихи, практиковали каллиграфию и чайную церемонию и т.д.
 


Искусство средневековой Японии Развитие культуры в Японии можно разделить на 3 периода: Дзёмон-Асука, Нара и Хайан. В первый период выделяется сильное влияние культуры Китая. К 5-6 веку возникает культура курганов. Самые красивые курганы принадлежат знати, главным элементом отличающим японские курганы от иных это гармония с природой. На это очень влиял путь синто- главенствовавшей религии в то время, согласно ему человек должен жить в гармонии с природой которая пропитана божественной силой ками. Курганы были меньше всего обработаны человеческой рукой, территорию окружали растения свойственные местности, а сама гробница не вносила никакой дисгармонии в окружающей природе. Появились первые керамические образы японцев, которые выставлялись снаружи гробницы это был либо декоративный элемент, либор воплощение слуг отбывающих с господином. Сами образа больше походят на попытки предания жизни натуры, с которой они делались.   Период Нара характеризуется тем, что в Японии начинает активно формироваться единое государство. Начали строиться храмы. Активно происходит ассимиляция искусства: архитектуры, скульптуры, резьбы по дереву. Главным же родом стал считаться род ведущийся от богини Анотерас (богини солнца). Буддизм был больше распространён среди элиты. Начал формироваться двор подобный китайскому, т.е. установилась одна стойкая столица (ранее столица переносилась от одного города к другому). Складывается живопись ямато- изображения были на свитках с использованием ярких красок, они отображали происходящие события истории или некоего произведения. Живопись
 


Выводы. Японская культура во многих отношения уникальна и удивительна. Здесь изумительная вежливость уживается со смелостью, отвагой и готовностью самопожертвования самураев. Именно в эпоху средневековья Япония заимствовала и усваивала достижения и традиции других народов чаще, чем в какое-либо другое время, но это нисколько не помешало сохранить в стране веками устоявшиеся традиции. Именно поэтому Япония до сих пор считается удивительной страной с множеством интересных традиций и вещей. Именно поэтому путь развития Японии так не похож на развитие других стран в эпоху средневековья. Значительная удаленность Японии от других развитых стран средневековья, привело к совершенно своеобразному развитию и течению событий во всех сферах жизни японцев. Традиционная чайная церемония
 


Список используемой литературы. 1.Гуревич П. С. Человек и культура. Основы культуроведения. — М., 1989. 2.Завадская Е. Культура Востока в современном западном мире. — М., 1977. 3.Степанянц М. Т. Восточная философия. — М., 1997. Сайты: http://works.tarefer.ru/33/100645/index.html http://worldofjapan.ru/iskusstvo/iskusstvo-srednevekovoy-yaponii.html http://www.google.ru/imghp
 


Спасибо за внимание
 

< <       > >