Презентация. Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции

Скачать презентацию




Презентация по дисциплине «Макроэкономика» На тему: «Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции» Тураев Ф. 3- «ЭВ» РТСУ 2013г
 


СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава 1. Теоретические основы антимонопольного регулирования и развития конкуренции Монополия: понятие, сущность, виды и формы Цели и методы антимонопольного регулирования Глава 2. Антимонопольное регулирование в Республике Таджикистана Органы антимонопольного регулирования РТ Антимонопольное законодательство РТ Глава 3. Развитие конкуренции в отдельных отраслях и меры по ее совершенствованию Конкуренция: понятие и виды. Ряд проблем антимонопольного регулирования Актуальные меры совершенствования в области антимонопольного регулирования Заключение
 


ВВЕДЕНИЕ Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок. Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы. Таким образом, целью данной работы является изучение антимонопольного регулирования в РТ как основной предпосылки формирования конкурентной среды в различных отраслях отечественной экономики. Данная цель диктует решение следующих задач: дать определение понятию монополизация экономики, рассмотреть цели и методы антимонопольного регулирования; рассмотреть антимонопольное законодательство в Республике Таджикистана; описать методы антимонопольного регулирования, применяемые в таджикской практике и др.
 


Монополия: понятие, сущность, виды и формы Монополия – это когда в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают. Сущность монополии характеризуется следующими моментами: 1. Монополия возникает из господства в производстве; 2. Господствуя в производстве, монополия господствует на рынке; 3. Благодаря монопольным ценам монополия получает монопольно высокую прибыль. Виды монополий: -Естественная монополия -Государственная монополия -Чистая монополия -Конгломерат -Закрытая монополия -Открытая монополия Формы монополий: -Картель -Синдикат -Трест -Концерн -Конгломерат
 


Теоретические основы антимонопольного регулирования и развития конкуренции Антимонопольная политика – это система государственных мер правового, экономического, финансового, налогового, психологического характера, препятствующая проявлениям неконкурентного поведения и способствующая эффективному функционированию рыночной экономики. А также это деятельность государства по созданию конкурентных рыночных структур. Она развивает товарные рынки и конкуренцию, ограничивает монополизацию, защищает права потребителей. Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений
 


Теоретические основы антимонопольного регулирования и развития конкуренции Цели и методы антимонопольного регулирования ЦЕЛИ МЕТОДЫ - насыщение рынка продуктами и услугами, ликвидация дефицита; - развитие конкуренции, пресечение недобросовестной конкуренции и формирование цивилизованных рыночных отношений; - ограничение деятельности сложившихся монополий, недопущение образования новых; борьба с нарушениями закона, препятствующие развитию нормального рынка, в том числе борьба с коррупцией; защита прав потребителей Существует три основных направления антимонопольной политики: - борьба с монополизацией. - предотвращение неконкурентных слияний фирм. - запрет ценовых сговоров. Также запрещены соглашения о разделе рынка, изоляция фирм, манипуляции ставками на аукционах.
 


Антимонопольное регулирование в Российской Федерации Органы антимонопольного регулирования РФ 9 марта 2004 г. функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе. Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе, а также изданию в пределах своей компетенции индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности. Подчиняется председателю правительства непосредственно. ФАС России выполняет следующие основные функции: Обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства; Выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения; Предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства;
 


Антимонопольное регулирование в Российской Федерации Антимонопольное законодательство РФ Основные законодательные акты, предопределяющие антимонопольную политику на современном этапе развития, это: Конституция РФ, которая гарантирует единство экономического пространства, свободы перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности (ст. 8) и не допускает экономическую деятельность, направленную на монополизацию, недобросовестную конкуренцию (ст. 34); Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), который не допускает действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах; использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (ст. 10); Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ); Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ в ред. №22-ФЗ от 01.03.2011 "О защите конкуренции"; Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях"; Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ; Нормативные правовые акты, принимаемые Федеральной антимонопольной службой в установленной сфере деятельности.
 


Конкуренция: понятие и виды. Конкуренция (от латинского «concurrere» — сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров. КОНКУРЕНЦИЯ Функциональная Видовая Межфирменная внутриотраслевая и межотраслевая
 


Конкуренция: понятие и виды Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную и недобросовестную. Добросовестная конкуренция •  повышение качества продукции, •  снижение цен («война цен»), •  реклама, •  развитие до- и послепродажного обслуживания, •  создание новых товаров и услуг и использование достижений НТР и т.д. Недобросовестная конкуренция •  экономический (промышленный шпионаж); •  подделка продукции конкурентов; •  подкуп и шантаж; •  обман потребителей; •  махинации с деловой отчетностью; •  валютные махинации; •  сокрытие дефектов и т.д.
 


Ряд проблем антимонопольного регулирования не созданы нормальные рыночные условия существования конкуренции не существует полного набора эффективных инструментов пресечения нелегальных сговоров участников рынка. существует проблема защиты прав потребителей, прежде всего от недоброкачественной продукции. не создана действенная система поддержки малого бизнеса. проблема формирования системы регулирования деятельности естественных монополий. недоработки в антимонопольном законодательстве как следствие дефицит ответственности за недобросовестную конкуренцию.
 


Актуальные меры совершенствования в области антимонопольного регулирования К актуальным перспективным мерам совершенствования в области антимонопольного регулирования относятся: • продолжение структурных преобразований в экономике России, особенно в отраслях естественных монополий; • совершенствование нормативной базы для организации эффективного контроля за финансовыми потоками монополий; • регулирование и контроль инвестиционных программ; • создание условий для развития конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности и последующее дерегулирование этих видов деятельности; • повышение эффективности реализации полномочий государства по принадлежащим ему акциям акционерных обществ – естественных монополий; • приведение уровня цен на продукцию монополий в соответствие с реальными затратами; • целевое дотирование за счет соответствующих бюджетов при предоставлении льгот отдельным категориях потребителей; • сокращение практики перекрестного субсидирования различных групп потребителей при адресной поддержке социально незащищенных групп населения.
 


Заключение В процессе работы нам удалось определить то, что: Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Монополия — исключительное право государства, предприятия, организации, торговца на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. Формы монополий – картель, синдикат, трест, концерн, конгломерат. Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений; Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле над ценообразованием на естественно-монопольные товары и/или за объемом их производства; В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже сложившихся; Основанием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка, а именно: либо концентрации очень большой доли рынка в руках одной фирмы, либо переплетения ведущей фирмы с конкурентами; Можно выделить три принципиальных возможности понижения степени монополизации в России: прямое разделение монопольных структур; иностранная конкуренция; создание новых предприятий. Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является Федеральная Антимонопольная Служба. Основными законами, регулирующими монополии, являются закон «О защите конкуренции» и закон «О естественных монополиях».
 


Спасибо за внимание !
 

< <       > >