Презентация. Аудит учетной политики

Скачать презентацию




Курсовая работа на тему: «Методика аудита учетной политики» на материалах Закрытое акционерное общество «Металлургическая компания «Сталькрон»
 


Введение Каждая организация для осуществления постановки бухгалтерского учета, руководствуясь Законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации и органов, которым федеральным законом предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, самостоятельно формирует свою учетную политику, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности. Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдения ими законодательства необходимо так же государству для принятия решений в области экономики и налогообложения. Вопросы формирования учетной политики и ее исполнения относятся к значимым областям аудита, оказывающим существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности. В связи с этим организация бухгалтерского учета и учетная политика организация является объектом проверки на всех этапах аудита бухгалтерской отчетности - от планирования до формирования заключения.
 


Введение Актуальность данной темы определяется тем, что избранные организацией способы должны обеспечивать полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной жизни (хозяйственных операций, активов и обязательств, результатов проведенной в отчетном периоде их инвентаризации). Если какие-то факты не отражаются в бухгалтерском учете, то формируемая финансовая картина деятельности организации становится неверной, а пользователи ее вводятся в заблуждение. Целью данной работы является изучение порядка аудиторской проверки учетной политики на примере ЗАО МК «Сталькрон». В рамках реализации цели данной курсовой работы необходимо решить следующие задачи: - раскрыть суть аудита и аудиторской деятельности; - изучить профессиональную этику аудитора; - разработать внутренние стандарты аудиторской организации по аудиту учетной политики; - определить цель и информационную базу аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики; - дать характеристику деятельности предприятия; - провести анализ внешней среды; - провести анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия за 2010-2012 гг.; - провести аудит учетной политики ЗАО МК «Сталькрон». Объектом исследования данной курсовой работы является ЗАО МК «Сталькрон». Предметом исследования является учетная политика и бухгалтерская отчетность ЗАО МК «Сталькрон».
 


1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ 1.1 Сущность аудита и аудиторской деятельности Сущность аудита и аудиторской деятельности определена как Международным стандартом аудита МСА 200, так и российским Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности». [1] «Аудиторская деятельность, аудит — предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей». Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность по проведению собственно аудита и оказанию сопутствующих ему работ и услуг. В качестве обобщения дадим определение собственно аудита: аудит — это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности с целью выражения мнения о степени достоверности этой отчетности. [4] Сопутствующие аудиту работы и услуги — предпринимательская деятельность аудиторов или аудиторских организаций, включающая следующие основные направления: бухгалтерские услуги; услуги по проведению проверок и экспертиз, не являющихся собственно аудитом; консультационные услуги; обучение и прочие услуги аудиторского профиля.
 


1.2 Профессиональная этика аудитора Для любой профессии нужен этический кодекс, поскольку люди, занимающиеся этой профессией, заинтересованы в общественном доверии, высоком качестве своих услуг независимо от поведения отдельных представителей этой профессии. Для аудиторов очень важно, чтобы их клиенты, а также третьи лица, пользующиеся финансовой отчетностью, доверяли качеству аудита и прочих предоставленных им услуг. Если лицам, которым предоставляются услуги, не верят, например, врачам, судьям или аудиторам, то способность этих специалистов обслуживать своих клиентов и других лиц существенно уменьшается. [6] Существует несколько способов воздействия на поведение аудиторов с целью корректировки их поведения для получения аудиторских услуг на высоком профессиональном уровне. Условия, при которых аудиторские фирмы могут быть привлечены к суду, также оказывают значительное воздействие на поведение и деятельность. "Кодекс профессиональной этики" также оказывает существенное воздействие на то, как они работают. Этот кодекс должен обеспечить стандарты поведения присяжных бухгалтеров. Кодексы этического поведения содержат соответствующие рекомендации и точно определяют критерии поведения, специфические для данной профессии. В них, в отличие от теории общей этики, можно найти решения конкретных проблем. Кроме того, там содержатся и профессиональные требования. С точки зрения определенной профессии кодекс является декларацией твердых норм поведения и содействует их выполнению. Без этого стала бы невозможна профессиональная дисциплина. [6] Кодекс профессиональной этики - это попытка объединения и общих формулировок идеальных форм поведения, и конкретных правил. Кодекс профессионального поведения бухгалтера-аудитора содержит 6 следующих позитивных положений, выражающих принципы профессионального поведения: 1. Обязанности. Выполняя их, аудиторы должны проявлять высокие профессиональные и моральные качества, выносить точные и взвешенные суждения во всех видах своей деятельности. 2. Интересы общества. Аудиторы должны принять на себя обязательства: служить и действовать в интересах общества, оправдывать его доверие и показывать высокий профессионализм. Защищая интересы клиента в налоговых, судебных и иных органах власти, а также в его взаимоотношениях с иными юридическими и физическими лицами, аудитор должен быть убежден, что защищаемые интересы возникли на законных и справедливых основаниях. Как только аудитору станет известно, что защищаемые интересы клиента возникли в нарушение закона либо справедливости, он обязан отказаться от их защиты. [6] 3. Честность. Чтобы заслужить и оправдать общественное доверие, аудиторы должны честно и безукоризненно выполнять профессиональные обязанности. Руководствуясь в своих поступках общечеловеческим правилом: «Старайся не делать другим того, чего не хотел бы, чтобы сделали тебе»; соблюдать правила общей морали, правдивость и честность в поступках и решениях, самостоятельность и объективность в суждениях и выводах, непримиримость к несправедливости, нарушениям моральных и нравственных, а также правовых норм во всех их проявлениях. [7]
 


1.2 Профессиональная этика аудитора 4. Объективность и независимость. Аудиторы должны сохранять объективность и быть свободными от столкновения интересов. Осуществляя аудиторские работы, они должны быть независимы как по существу, так и формально. Объективной основой для выводов, рекомендаций и заключений аудитора может быть только достаточный объем информации. Аудиторы не должны представлять факты сознательно неточно или предвзято. Оказывая любые профессиональные услуги, аудиторы обязаны объективно рассматривать все возникающие ситуации и реальные факты, не допускать, чтобы личная предвзятость, предрассудки либо давление со стороны могли сказаться на объективности их суждений. Поступки аудиторов, их решения и заключения не могут зависеть от суждений или указаний других лиц. Аудитору следует избегать взаимоотношений с лицами, которые могли бы повлиять на объективность его суждений и выводов, либо немедленно прекращать их, указывая на недопустимость давления на аудитора в любой форме. Независимость аудитора обеспечивается тогда, когда: - консультации аудитора не перерастают в услуги по управлению организацией; - нет никаких причин и ситуаций, влияющих на объективность суждений аудитора; - персонал, участвовавший в ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности, не привлекается к аудиторской проверке организации клиента; - ответственность за содержание бухгалтерского учета и отчетности принимает на себя организация клиента. 5. Надлежащее внимание. Аудитором необходимо соблюдать профессиональные стандарты, стремится повышать свои знания и постоянно улучшать качество услуг, строго и полно выполнять профессиональные обязанности, использовать все свои способности на максимально возможном уровне. Принимая обязательство оказать определенные профессиональные услуги, аудитор должен быть уверен в своей компетентности в данной области, обладать необходимым объемом знаний и навыков с тем, чтобы добросовестно и профессионально выполнить обязательства, гарантировать клиенту аудиторские услуги, основанные на современных методиках с использованием всех, в том числе новейших, нормативных актов. Аудитор обязан воздержаться от оказания профессиональных услуг, выходящих за пределы его компетенции, а также не соответствующих его квалификационному аттестату. 6. Объем и характер услуг. Определяя объем и виды оказываемых услуг, аудиторы должны соблюдать принципы Кодекса профессионально поведения.
 


1.3 Разработка внутреннего стандарта аудиторской организации по аудиту учетной политики Законодательно установленная система стандартов аудиторской деятельности позволяет включить в регулирующий механизм развития рынка аудиторских услуг два элемента: государственное регулирование и саморегулирование. В этих условиях федеральные стандарты призваны исполнять роль обязательных требований и норм, внутренние стандарты являются гибким инструментом активизации аудиторской деятельности, способны адекватно реагировать на изменения в профессиональной среде и экономике. [8] В этом случае главная функция учетной политики – закрепление выбранных способов учета и внутреннего контроля из ряда разрешенных нормативно-законодательными актами. В связи с этим организации могут применять разные методы учета однотипных групп операций и разные способы контроля. Соответственно, будут различаться учетные показатели, а также степень и область аудиторской проверки. Поэтому учетная политика должна занимать подобающее ей место в аудиторской деятельности. Требования стандартов должны быть учтены как на этапе планирования аудита, так и на этапе его завершения – подведения итогов и формирования окончательного мнения. [10] Внешние стандарты устанавливают единые базовые принципы деятельности, определяют и раскрывают содержание основных категорий аудита. Внутренние стандарты отражают конкретные приемы, способы, процедуры, применяемые в ходе проведения аудита, могут варьироваться в рамках профессионального аудиторского объединения, аудиторской организации. Концептуальный подход к формированию национальных стандартов аудита, который включает формулировку и обоснование стратегических целей, задач, принципов развития стандартов. Концептуальный подход базируется на выявлении и обосновании необходимости основополагающих категорий аудита: независимость: профессиональное суждение и скептицизм; существенность; разумная уверенность; доказательность; достоверное представление. В современных условиях актуальным является усиление принципа независимости.
 


1.4 Аудит учетной политики Согласно ФПСАД № 6 «Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности» в аудиторском заключении должно быть указано, что аудит включал в себя в том числе оценку соблюдения принципов и правил бухгалтерского учета, применяемых при подготовке бухгалтерской отчетности, т.е. при формировании аудиторского заключения аудитор должен оценивать также обоснованность принятой организацией учетной политики (письмо Минфина России от 29.01.2008 № 07-05-06/18). [14] Изучение учетной политики является одним из важнейших моментов в процессе аудита. Цель изучения и оценки учетной политики заключается в формировании мнения о ее соответствии нормам действующего законодательства по  бухгалтерскому учету и налогообложению. В рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам,  аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2007 г., данных в письме Минфина России от 29.01.2008 № 07-05-06/18, в целях повышения качества аудита бухгалтерской отчетности организаций предписано обратить особое внимание на обоснованность учетной политики аудируемого лица, а именно: - принятого аудируемым лицом способа начисления амортизации объектов основных средств; - порядка признания аудируемым лицом управленческих и коммерческих расходов в себестоимости; - признания аудируемым лицом курсовых разниц по причитающимся к оплате процентам по займам и кредитам и т.п. Аудитор должен составить мнение о соответствии учетной политики нормам действующего законодательства и оценке достоверности бухгалтерской отчетности организации исходя из требований ПБУ 1/2008 с учетом следующих допущений: - имущественной обособленности организации; - последовательности применения учетной политики; - временной определенности фактов хозяйственной деятельности.
 


2.1 Общая характеристика деятельности ЗАО «Сталькрон» ЗАО МК «Сталькрон» (Орловская область; ИНН 5703012070) зарегистрировано 28 февраля 2008 года регистрирующим органом Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы 4 по Орловской области. Закрытое акционерное общество «Сталькрон» является структурным подразделение ПК «Втормет» и образовано в 2008 году на базе ЗАО «ЭКО-МАЛ». Вторичная металлургия алюминия в нашей стране характерна тем, что образующиеся при плавке алюминиевого лома шлаки вывозились в открытые отвалы. Так, за 30 лет работы Мценского завода «Вторцветмет», в таком отвале скопилось 3,5 млн. тонн шлаков на площади 10 га. Проникновение с отвала в почву солей натрия и калия привело к массовой гибели деревьев в заповедном урочище «Горелый лес». Кроме того, проведенные в 1988 году Орловским комитетом по охране природы исследования показали существование угрозы проникновения солей в горизонт подземных грунтовых вод. ЗАО «Металлургическая Компания «СТАЛЬКРОН» – предприятие вторичной цветной металлургии, специализирующееся на производстве вторичных нержавеющих сплавов. ЗАО «МК «СТАЛЬКРОН» имеет в своем арсенале полный набор технологий для замкнутого цикла основного производства. На заводе постоянно идет процесс модернизации производства, внедрения и совершенствования новых технологий. По своему техническому и технологическому оснащению ЗАО «МК «СТАЛЬКРОН» уже стало одним из передовых металлургических предприятий России на рынке вторичных легированных сталей.
 


2.3 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Сталькрон» B изменяющихся экономических условиях, финансовой стабильности и экономического роста, усиливается роль управления в повышении эффективности производства. Важная роль в реализации этих целей отводится анализу хозяйственной деятельности предприятия. Роль анализа как средства управления производством c каждым годом возрастает. Анализ хозяйственной деятельности позволяет выявить внутрихозяйственные резервы и разработать мероприятия по их реализации. [36] Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия (таблица 4) проводится за период с 2010 по 2012 гг. и основывается на данных формы №1 «Бухгалтерский баланс» (приложение А) и формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» (приложение Б).
 


Таблица 3 – Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ЗАО «Сталькрон» за 2010 – 2012 годы
 


Продолжение таблицы 3
 


Рисунок 2 – Динамика изменения выручки от реализации продукции, активов и чистой прибыли
 


Рисунок 3 – Динамика изменения рентабельности продаж, активов и рентабельности продукции
 


Рисунок 4 – Динамика изменения коэффициентов ликвидности и финансовой устойчивости
 


2.4 Анализ учетной политики ЗАО МК «Сталькрон» Диагностика внутреннего контроля на предприятии экономического субъекта осуществляется в целях предварительной оценки степени надежности и предполагает изучение, анализ, оценку: - отношения руководства к необходимости поддержания адекватного внутреннего контроля; - порядка делегирования полномочий и распределения ответственности; - порядка авторизации хозяйственных операций на всех уровнях иерархии управления; - порядка обеспечения сохранности активов и конфиденциальной информации экономического субъекта; - учетной и налоговой политики экономического субъекта, ее организационно-технических и методологических аспектов; - организационной структуры бухгалтерии; - порядка документального оформления фактов хозяйственной деятельности и организации документооборота; - роли и места средств вычислительной техники в ведении бухгалтерского и налогового учета; - порядка систематизации данных в регистрах бухгалтерского и налогового учета; - процесса подготовки бухгалтерской и налоговой отчетности. [22] В соответствии с ФПСАД №8, система внутреннего контроля в ЗАО МК «Сталькрон» представляет собой совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых данной организации в качестве средств для упорядоченного эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажений в информации, а также современной подготовки достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности. На предприятии ЗАО МК «Сталькрон» аудиторскую проверку учетной политики целесообразно разделить на два этапа. На первом этапе оценивается система внутреннего контроля по организации учетной политики. Для проведения такой оценки аудитор использует уже разработанные тесты или вопросники с приложением к ним соответствующих ответов опрашиваемого и примечаний аудитора.
 


Таблица 6 - Подготовка общего плана проведения аудиторской проверки учетной политики ЗАО МК «Сталькрон»
 


2.4 Анализ учетной политики ЗАО МК «Сталькрон» Проведенная проверка за 12 месяцев 2012 г. показала, что недостатки в бухгалтерском учете являются не результатом преднамеренных действий персонала, а следствием логических ошибок в учетных записях, расчета, неправильного отражения в учете фактов хозяйственной деятельности, неправильного оформления первичных документов и технологии документооборота, а также неверного понимания некоторых нормативных документов. [37] В целом учет предприятия соответствует Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина РФ 29 июля 1998 года №34Н, однако в ходе проверки было установлено следующее: 1 Состояние бухгалтерского учета в организации соответствует действующему законодательству. 2 Состояние внутреннего контроля вполне соответствует положениям действующего законодательства, однако отдельные отклонения в организации контроля могут привести к его ослаблению: - ввод в эксплуатацию, перемещение ОС не оформляется актами приема-передачи по форме ОС-1; - списание запчастей осуществляется на основании только актов списания без указания марки и номера автотранспортного средства при отсутствии дефектных ведомостей и требований-накладных, подтверждающих передачу запчастей на ремонт№; - списание материалов на ремонт списывается на основании ведомости расхода по фактическому использованию без учета списания по строительным нормам; - оприходование материалов от поставщиков не подтверждается приходными ордерами; наблюдаются отдельные случаи списания ГСМ сверх установленных норм. В организации ЗАО МК «Сталькрон» не определены: - размер выдаваемых денежных средств в подотчет; - срок, на который выдаются денежные средства в подотчет; не проводится внезапная инвентаризация кассы; акт на списание запчастей не содержит указания, на какой автомобиль они списываются.
 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение. Учетная политика часто становится для бухгалтеров чисто формальным документом, которому многие не придают должного значения. А напрасно, потому что: 1) грамотно составленная учетная политика может быть действенным способом законной корректировки финансовых показателей, а значит – снижения налоговой нагрузки на предприятие; 2) положения учетной политики могут стать весомым аргументом в споре с ревизорами; 3) учетная политика является основой для формирования всех остальных организационно-распорядительных документов организации и влияет на принятие управленческих решений; В связи с этим руководителю и главному бухгалтеру следует весьма серьезно отнестись к формированию и утверждению учетной политики. В данной курсовой работе рассмотрены теоретические и практические вопросы аудита. Предметом для изучения стала аудиторская проверка учетной политики предприятия ЗАО МК «Сталькрон». Аудит - независимая экспертиза финансовой отчётности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учёта, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству РФ, полноты и точности отражения в финансовой отчётности деятельности предприятия. Проведенный анализ учетной политики ЗАО МК «Сталькрон» выявил некоторые ее недостатки, для устранения которых необходимо: 1) рекомендовать оформить приказ об учетной политике в виде двух самостоятельных распорядительных документов. Первый документ - учетная политика для целей бухгалтерского учета. Второй документ - учетная политика для целей налогообложения; 2) внести более подробный перечень положений в учетную политику как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения; 3) обратить внимание на возможность формирования резервов, как одного из способов оптимизации налога на прибыль. Учетная политика ЗАО МК «Сталькрон» на 2012 год для целей бухгалтерского и налогового учета утверждена приказом №211 от 30.12.08г. в целом принята в соответствии с принципами бухгалтерского и налогового законодательства. Бухгалтерский и налоговый учет в целом соответствуют принятой учетной политике.
 

< <       > >