Презентация. Развитие таможенной статистики в России

Скачать презентацию




Этапы зарождения и развития ТС в России
 


Русская таможенная статистика внешней торговли (учет вывоза и ввоза товаров) прошла длительный исторический путь, хотя точную дату ее возникновения в качестве одной из функции таможенного ведомства вряд ли можно назвать. Конец XV века позволил объединить вокруг Москвы ближайшие княжества, что повлекло за собой политические и экономические изменения существовавших мелких формаций. Русские правители многое сделали в то время для создания отлаженного механизма таможенного обложения, которое, по свидетельствам историков, было весьма высоким. Так , по Новгородской таможенной грамоте 1571 год с горожан брали пошлину в размере 0,75 % стоимости товара, с жителей пригорода – 2%, с торговцев других областей – 4%, с иноземцев – 7%. Русский ученый и историк Константин Лодыжанский приводит статистику таможенных доходов Московского государства времен Бориса Годунова за год. Так, из общей суммы государственных доходов в 1430 тыс. рублей таможенные пошлины составили 60, 55 тыс.; в том числе на долю Москвы приходилось 12, Пскова – 12, Казани – 11, Смоленска – 4, Новгорода – 6, Костромы – 1,3, Ярославля – 1,2, Торжка – 0,8, Твери – 0,7 тыс.руб. Таможенные книги Москвы 1693 – 1694 г.г. дают развернутую картину внешней и внутренней статистики конца XVII века. В записных книгах Московской большой таможни впервые дается статистика привоза в Москву иностранных товаров. Б.Б. Кафенгауз использовал материал Малороссийской и Новгородской книг 1693 – 1694 г.г. при изучении русского рынка XVIII в. Он включил этот материал в свою работу преимущественно в форме таблиц и разного рода итоговых подсчетов с целью сопоставления их с данными таможенных книг XVIII в. По Великому Новгороду и Макарьевской ярмарке, на которых он строит характеристику внутреннего рынка России изучаемого им периода. В России таможенным делом занимались многие государственные структуры. Так, в 1716 г. Петром I была учреждена Государственная Коммерц – коллегия, в которой были сосредоточены все дела, относящиеся к внешней и внутренней торговле Казахстана. Коллегия обязана была иметь сведения о строении купеческих кораблей, заведовать таможенной статистикой и определять тарифные пошлины на товары, наблюдать за ходом российской торговли, изыскивать средства для ее развития и не допускать монополии, наносящей ущерб обществу.
 


Отчеты Коммерц – коллегии формировали таможенную статистику внешней торговли того периода. К примеру, К.Лодыжанский на базе данных Коммерц – коллегии обобщает внешне –торговую статистику 1793 -1890 гг. С 1796 г. Деятельность Коммерц – коллегии расширилась на основе нового положения. Она была разделена на 7 частей. В ее компетенции входили: внешняя торговля и изменения в таможенном тарифе и торговом уставе; внутренняя торговля; торговые сообщение; дела таможенные; счетная часть; бухгалтерская часть; секретная часть. Среди вопросов, решаемых с помощью таможенной статистики внешней торговли в конце XIX – начале XX в., приоритет принадлежал вопросу влияния международной торговли на платежный баланс Казахстана. Протекционисты в России выдвигали аргументы, сводившиеся к тому, что повышенные ввозные таможенные пошлины ведут к сокращению расходов, созданию положительного торгового баланса, сокращению вывоза золота за границу; импорт товаров, по их мнению, сопровождается падением курса рубля и обесцениванием бумажных денег. Введенный в 1906 г. новый таможенный тариф учитывал новые факторы экономической политики, направленной на дальнейшее развитие капиталистических отношений и развитие внешнеэкономических связей. Основные принципы функционирования внешнеторговой статистики в условиях социализма были сформулированы в 1917 – 1918 гг. Они касались, прежде всего, вопросов, таможенной политики, а также осуществления государственной монополии на внешнюю торговлю. Практика советской статистики внешней торговли прошла все этапы развития, характерные для международной торговой статистики, и оказала на нее существенное влияние. Внешнеторговая статистика довоенных лет была по своему характеру статистикой таможенной. До 1930 г. таможенные учреждения по документам, на основе которых осуществлялся пропуск товаров через границу, производили учет экспорта и импорта и заполняли специальные статистические ведомости, которые еженедельно направляли в Главное таможенное управление (ГТУ). В ГТУ, на основании поступивших данных, по установленным показателям обобщались сведения о внешней торговле страны. Таможенные учреждения осуществляли контроль за движением товаров через границы Советского союза вели учет всех товаров по первичным товаросопроводительным документам: железнодорожным накладным, передаточным ведомостям и т.п.
 


С 1930 г. был введен другой порядок обработки документов о движении грузов через границу, при котором обработка производились не на таможнях, а непосредственно в отделе таможенной статистики Главного таможенного управления, куда стекались все первичные документы из таможен. Таким образом, данные таможенные статистики основывались на наиболее достоверных материалах – первичных транспортных, таможенных и торговых документах. Важное значение в формировании таможенной статистики имели учет товаров таможенными учреждениями и отправка учетных документов в ГТУ. Порядок оформления документов и учет импортных товаров регулировался инструкцией ГТУ. Согласно ей внешнеторговые объединения или торгпредства России за границей выписывали транспортные поручения установлены формы, которые и служили основанием для пропуска таможенными учреждениями товаров в Россию. При наличии в отдельной партии большого количества разнообразных по ассортименту товаров (например, фармацевтические товары) к транспорту поручению прилагался список этих товаров с указанием веса и цены каждого из них. При отсутствии документов, требуемых инструкциями, но при наличии указания министерства торговли, его заместители Главного таможенного управления о пропуске товара через границу, таможни должны были составлять особые справки, восполнявшие отсутствие требуемых инструкциями документов. Некоторые особенности имело ведение статистического учета внешней торговли стран – членов СЭВ. Опыт организации статистических работ в Казахстане был непосредственно использован при перестройке статистики внешней торговли. Методология статистики торговли Казахстана, на формирование которой определенное влияние оказали рекомендации международных статистических органов (прежде всего Международного статистического института и Статистической комиссии ООН), была использована при разработке основных методологических положений по статистическому учету внешней торговли бывших стран – членов СЭВ. Были разработаны унифицированные понятия и определения, обеспечивающие международную сопоставимость содержания статистических показателей о внешней торговле стран – членов СЭВ. Они регламентировались «Основными методологическими положениями статистики внешней торговли стран – членов СЭВ», а методология статистики внешней торговли регламентировалась документом «Статистика международной торговли. Концепции и определения» (ООН, 1982 г.)
 


Ведение таможенной статистики возложено на таможенные органы законодательно Таможенным кодексом России. Положение о ГТК России, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 1991 г. № 65, прямо закрепляло за российским таможенным ведомством ведение таможенной статистики (внешней торговли и специальной) в качестве одной из его важнейших функций. В практическом плане постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 1991 г. № 65 заложило правовое основание для развертывания методологических и организационно-технических работ, направленных на подготовку российского таможенного ведомства к выходу на освоение направления работы "Таможенная статистика внешней торговли". В методологическом плане постановление стало основанием для разработки и выпуска Методологии таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации, и выходных форм официальных публикаций по таможенной статистике внешней торговли России, принятых в международной практике.
 


Наконец, это постановление Правительства Российской Федерации стало правовым основанием для участия ГТК России в разработке "Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики". Практически весь комплекс методологических работ, заложенный в Государственной программе, ГТК России завершил к исходу 1992 г., т.е. одновременно с завершением работы над первой редакцией Таможенного кодекса России. В окончательном виде правовая основа ведения таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации сформулирована в первой редакции ТК России, принятом Законодателем, утвержденном Президентом Российской Федерации и вступившем в силу с 21 июля 1993 г.
 


Постановление "О введении в действие Таможенного кодекса Российской Феде-рации" обязывало российское таможенное ведомство приступить к ведению таможенной статистики внешней торговли страны с января 1994 г. Еще до этого срока ГТК России в соответствии с Методологией таможенной статистики внешней торговли страны, вел опытную эксплуатацию ведомственной автоматизированной подсистемы, формирования данных таможенной статистики внешней торговли на основе сведений, содержащихся в грузовых таможенных декларациях. Сбор, контроль, обработка и передача этой информации в ГНИВЦ, уже проходили в рамках разработанной, строго регламентированной системы. Одновременно осуществлялось ее компьютерное и программное обеспечение, оснащение средствами связи. Итак, впервые в Российской Федерации ведение силами российского таможенного ведомства таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики было определено в качестве одной из его основных функций.
 


Важным нормативно-правовым актом, окончательно закрепляющим -среди прочих функций ГТК России - формирование, ведение и представления в форме официальных публикаций данных таможенной статистики, стал Указ Президента Российской Федерации от 25 октября 1994 г. № 2014, утвердивший Положение о Государственном таможенном комитете Российской Федерации. Принципиальная новизна Положения в части, касающейся таможенной статистики, состоит в том, что на ГТК России возлагается не только ведение, но и организация таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики. Такой формулировкой заложена самостоятельность действий ГТК России на важном направлении его оперативной деятельности, подчеркнут свершившийся факт выхода российского таможенного ведомства на важную экономическую составляющую этой деятельности.
 


Положение определяет конкретную адресность представления ГТК Рос-сии данных таможенной статистики внешней торговли: обеспечение высших органов государственной власти и иных органов государственной власти, устанавливаемых законодательством РФ, информацией о состоянии и развитии внешней торговли. Положением определено, что информирование государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и граждан обеспечивается посредством официальных публикаций данных таможенной статистики внешней торговли по формам, принятым в международной практике.
 


Таким образом, Указом Президента Российской Федерации от 25 октября 1994 г. утвержден нормативно-правовой акт, в котором - среди прочих функций ГТК России - предельно конкретизируются принципы организации и ведения работ на направлении "Таможенная статистика", определяется самостоятельность действий ГТК России на этом направлении, адресаты статистической информации, выпускаемой российским таможенным ведомством, а также форма и порядок информирования пользователей этой информацией, особо оговаривая главную роль в этом деле официальных публикаций таможенной статистики внешней торговли. Переход экономики Российской Федерации на рыночные отношения, необходимость подготовки обоснованных управленческих решений в области государственного регулирования внешней торговли, потребовали построения таможенной статистики внешней торговли страны на уровне не только федеральном, но и региональном.
 


Приказом ГТК России от 22 августа 1994 г. № 432 "О переходе на промышленную эксплуатацию задач формирования таможенной статистики внешней торговли в региональном разрезе" утверждены: -"Основы организации формирования, ведения и представления таможенной статистики внешней торговли в региональном разрезе"; - выходные формы статистической отчетности по региональной статистике (они остаются неизменными и по настоящий день).
 

< <       > >