Презентация. Международная миграция рабочей силы

Скачать презентацию




Мировая экономика Вячеслав Васильевич Зубенко Академик Международной академии информатизации при ООН, доктор экономических наук, профессор
 


Международная миграция рабочей силы ТЕМА 5
 


3 Понятие, происхождение, роль Миграция населения – это перемещение людей за пределы территорий их постоянного проживания или возвращение к ним. Миграция населения известна с глубокой древности. Она способствовала формированию современного мирового хозяйства.
 


4
 


5 Значение в мировом хозяйстве К началу ХХI в. международная миграция населения стала глобальным процессом. Она охватывает все страны и континенты, все социальные слои общества. По оценкам ООН, в 2010 г. число международных мигрантов достигло 214 млн.чел. ( с 1960 г. рост в 3 раза). К 2050 г. достигнет – 405 млн. чел
 


6 Показатели миграции населения Внутренняя (в рамках территории страны). Внешняя миграция (эмиграция и иммиграция). Реэмиграция – возврат на родину ранее эмигрировавшего населения. Валовая миграция – сумма эмиграционных и иммиграционных потоков. Миграционное сальдо (чистая миграция) –разность эмиграционных и иммиграционных потоков.
 


7 Категории миграции населения По продолжительности: постоянная (безвозвратная), временная, сезонная, маятниковая миграция. По правовому статусу - легальная и нелегальная миграция. Трудовая миграция.
 


8 Причины международной трудовой миграции Экономические (В 2009 г мигранты перевели на родину $316 млрд.). Неэкономические. Основная причина МТМ – неравномерное распределение трудовых ресурсов по странам мира.
 


9 Экономические факторы: различия в уровнях экономического развития; состояние национального рынка труда; структурная перестройка экономики; развитие НТП, сопровождающееся ростом потребностей в квалифицированной рабочей силе; деятельность ТНК.
 


10 Неэкономические факторы трудовой миграции: политико-правовые; национальные; религиозные; расовые; семейные.
 


11 Виды международной трудовой миграции По направлениям: - из развивающихся и постсоциалистических стран в развитые; - в рамках развитых стран; - между развивающимися странами; - из развитых стран в развивающиеся.
 


12 Виды международной трудовой миграции По территориальному охвату: - межконтинентальная; - внутриконтинентальная. По уровню квалификации мигрантов: - миграция высококвалифицированных специалистов («утечка умов»); - миграция неквалифицированной рабочей силы.
 


13 Последствия трудовой миграции для принимающих стран (реципиентов) Положительные: 1. Вследствие притока иностранных работников, обладающих высокой мобильностью, облегчаются структурные, отраслевые и другие изменения в экономике. 2. Заполняются трудовые вакансии в отраслях с тяжелыми и вредными условиями труда. 3. Иммигранты способствуют омоложению нации.
 


14 Последствия трудовой миграции для принимающих стран (реципиентов) 4. Достигается существенная экономия средств на обучении работников. 5. Приток высококвалифицированных кадров повышает качество трудовых ресурсов. 6. Иммигранты расширяют емкость внутреннего рынка, их средства используются для развития экономики.
 


15 Последствия трудовой миграции для принимающих стран (реципиентов) 7. Иммигранты улучшают демографическую ситуацию, особенно в развитых странах, где наблюдается постарение населения. 8. Иностранные работники играют роль своеобразного амортизатора в случае кризисов и роста безработицы.
 


16 Последствия трудовой миграции для принимающих стран (реципиентов) Отрицательные: 1. Целые отрасли экономики (транспорт, строительство, торговля, добыча полезных ископаемых и др.) при длительном использовании иностранных работников попадают в зависимость от их труда. 2. Происходит снижение цены национальной рабочей силы, т.к. растет предложение на рынке труда.
 


17 Последствия трудовой миграции для принимающих стран (реципиентов) 3. Происходит переполнение инфраструктуры городов, что вызывает недовольство местного населения. 4. Растет преступность. 5. Провоцируются конфликты между коренным населением и иммигрантами. 6. Перевод мигрантами валютных средств на родину ухудшает состояние платежного баланса принимающих стран.
 


18 Последствия трудовой миграции для стран эмиграции (доноров). Положительные: 1. Эмиграция уменьшает безработицу. 2. Эмигранты приобретают квалификацию, трудовые навыки, приобщаются к передовым технологиям, которые используют при возвращении на родину. 3. Перевод доходов на родину улучшает состояние платежного баланса. 4. При возвращении мигранты привозят материальные ценности и сбережения, что повышает уровень благосостояния населения.
 


19 Последствия трудовой миграции для стран эмиграции (доноров). Отрицательные: 1. Страна теряет часть трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, происходит постарение населения. 2. При эмиграции высоковалифицированных кадров – прямые потери для бюджета, связанные с затратами на обучение. 3. Страна теряет налоговые поступления.
 


20 Промежуточный вывод: Объемы миграции между развивающимися странами больше чем из развивающихся в развитые страны (ОЭСР).
 


Международные центры притяжения трудовых мигрантов 1. США, Канада; 2. Россия; 3. Западная Европа; 4. Австралия, Новая Зеландия; 5. Нефтедобывающие страны Ближнего и Среднего Востока; 6. Израиль; 7. ЮАР; 8. НИС Юго-Восточной Азии. 21
 


22 Страны притяжения трудовых мигрантов («Миграция и денежные переводы: статистический справочник за 2011 г., МБРР») 1. США, 2. Россия, 3. ФРГ, 4. Саудовская Аравия, 5. Канада
 


23 Государства с большей долей трудовых мигрантов (число мигрантов к населению страны) 1. Катар (87%); 2. Монако (72%); 3. ОАЭ (70%); 4. Кувейт (69%); 5. Андорра (64%).
 


24 Наиболее активные каналы международной миграции 1. Мексика – США; 2. Россия – Украина; 3. Украина – Россия; 4. Бангладеш – Индия.
 


25 Денежные переводы мигрантов («Миграция и денежные переводы: статистический справочник за 2011 г., МБРР») ? денежных переводов в мире (2010 г.): 440 млрд. долл.; из них в развивающиеся страны: 325 млрд. (307 млрд. в 2009 г.). В некоторых странах ? денежных переводов из-за рубежа превышает 25% ВВП.
 


26 Лидеры по ? денежных переводов в другие страны мира (2009 г.) 1. США; 2. Саудовская Аравия; 3. Швейцария; 4. Россия; 5. Германия.
 


Денежные переводы из РФ: К.Косачев (глава Комитета по международным делам Думы РФ): в 2009 г. иностранные мигранты из РФ перечислили в свои страны $19 млрд. (2% ВВП России). «Это больше, чем гастарбайтеры заработали в ФРГ ($16 млрд., Италии и Испании ( по 13 $млрд.): 27
 


28 Страны-лидеры получатели денежных переводов (2010 г.) 1. Индия; 2. КНР; 3. Мексика; 4. Филиппины; 5. Франция.
 


Регулирование трудовой иммиграции: Международный уровень; Национальный уровень. 29
 


Система межгосударственного регулирования миграционных процессов включает: двухсторонние и многосторонние международные соглашения использования труда мигрантов и их социально-экономических прав; деятельность международных экономических организаций, таких как МОТ, ВОЗ, Международная организация по миграции (МОМ). 30
 


31 Регулирование трудовой миграции на международном уровне 1. ООН; 2. конвенции Международной организации труда; 3. региональные соглашения государств; 4. двухсторонние соглашения стран.
 


Деятельность МОТ : разработка конвенций и рекомендаций о труде; оказание технической помощи развивающимся странам; обучение и просвещение по вопросам, входящим в круг деятельности МОТ. 32
 


Страна-член МОТ принимает на себя обязательства: Обеспечивать применение принципа равных возможностей трудящихся мигрантов и членов их семей с гражданами своей страны. В случае нарушения законов предпринимателями или другими лицами и организациями применять меры административного, гражданского и уголовного наказания. 33
 


Страна-член МОТ принимает на себя обязательства: Обеспечивать соответствие национальных законов и правил международным нормам по правам эмигрантов. Содействовать скорейшему воссоединению семей, для чего заключать двухсторонние и многосторонние соглашения. 34
 


Страна-член МОТ принимает на себя обязательства: Содействовать координации деятельности социальных служб на своей территории с социальными службами других стран и нести ответственность за работу социальных служб. Проводить консультации по вопросам проблем мигрантов с предпринимателями, социальными службами и другими организациями. 35
 


Защита прав мигрантов обеспечивается: организацией бесплатных служб для помощи мигрантам и обеспечения их необходимой информацией, принятием мер против недостоверной информации и пропаганды в отношении вопросов, касающихся иммиграции и эмиграции граждан, 36
 


Защита прав мигрантов обеспечивается: принятием мер, облегчающих все стадии миграции: отъезд, перемещение и прием мигрантов, организацией медицинских служб, разрешением переводить на родину заработок и сбережения мигрантов. 37
 


38 Принципы привлечения трудовых ресурсов в развитых странах. Развитые страны проводят селективную политику по регулированию трудовой миграции. Общие принципы отбора: Трудоспособный возраст. Физическое и психическое здоровье. «Социальная чистота». Наличие профессиональной подготовки. Финансовая состоятельность.
 


39 Регулирование трудовой миграции на национальном уровне 2 подхода к миграционной политике: «ассимиляционный» (США, Канада, ЮАР, Австралия, Новая Зеландия, Израиль) – привлечение мигрантов на постоянное место жительства с семьей, но без заранее определенного трудоустройства; «отходнический» - прием работников по приглашениям национальных фирм на определенный срок (без семьи, но на определенное рабочее место).
 


40 Регулирование трудовой миграции в России РОССИЯ придерживается: строго «отходнического» подхода для рабочей силы из стран СНГ и дальнего зарубежья; «ассимиляционного» для беженцев и переселенцев из числа русскоязычного населения из республик бывшего СССР.
 


41 Регулирование трудовой миграции в России Россия участвует в процессах миграции трудовых ресурсов как: страна-донор: эмигрируют наиболее квалифицированные кадры в трудоспособном возрасте (программисты, ученые, врачи, спортсмены, музыканты и др.); страна-реципиент: иммигрируют преимущественно низкоквалифицированные кадры.
 


Иммигранты в России Белобородов И. (директор Института демографических исследований): «Нелегалов в РФ 15-18 млн. чел. Плюс чуть больше 8 млн. тех, кто с 1992 г. по сегодня въехал к нам легально. И существующие Масштабы несут серьезные угрозы. Обычно если численность мигрантов превышает 7%, это уже обрекает страну на межнациональные трения». 42
 


43 ВЫВОД: происходит деградация трудового потенциала России. СЛЕДОВАТЕЛЬНО: необходима более взвешенная, грамотная миграционная политика!
 


44 Регулирование трудовой миграции в России Россия не ратифицировала ни одну из Конвенций МОТ. С января 2007 г. в России действует механизм регулирования международной миграции, основанный на ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
 

< <       > >