Презентация. Аудиовизуальные медиа

Скачать презентацию




Лекция №11 АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ МЕДИА КОЛОМИЕЦ ВИКТОР ПЕТРОВИЧ профессор
 


Тематический план курса Тема 1. Массовая коммуникация и медиа в социологическом дискурсе Тема 2. Социологические теории массовой коммуникации Тема 3. Средства массовой информации и общество Тема 4. Медиасреда современного общества Тема 5. Печатные средства массовой коммуникации Тема 6. Медиаметрия – технология измерения аудитории СМИ Тема 7. Аудитория печатных СМИ: способы изучения и тенденции развития Тема 8. Вещательные средства массовой коммуникации Тема 9. Социологические методы изучения аудитории радио Тема 10. Аудиовизуальные медиа Тема 11. Измерения телевизионной аудитории Тема 12. Социальная динамика аудитории российского телевидения Тема 13. Интернет – современное коммуникационное пространство Тема 14. Анализ содержания массовой коммуникации Тема 15. Социология эффектов массовой коммуникации 2
 


3 ЛИТЕРАТУРА Телерекламный бизнес: информационно-аналитическое обеспечение. / Сост. В.П. Коломиец. М., 2001. Под знаком вестернизации. Кино-публика-воздействие/ Под ред. М.И.Жабского. М., 1995. Кино: пути от фильма к зрителю/ Под ред. М.И.Жабского. М., 1998. Кокарев И.Е. Кино как бизнес и политика: Современная киноиндустрия США и России: Учеб. Пособие. М., 2009. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика. 2-е издание. М., 2009 Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. М., 2004.
 


4 СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ Кино как институт коммуникации Телевидение – социальный институт Телевизионный дискурс Телевидение в повседневной жизни людей
 


1. КИНО КАК ИНСТИТУТ КОММУНИКАЦИИ
 


6 Эдисон Кинематограф родился в конце XIX столетия как техническое изобретение. Американский изобретатель Эдисон «открыл» способ репродуцирования видимой реальности, внешних форм движущегося мира вместе с возможностью хранить и воспроизводить эту репродукцию. Это изобретение он назвал «движущейся фотографией».
 


7 Братья Люмьер Годом рождения кинематографа считается не год изобретения Эдисоном «движущейся фотографии» (способа фиксации движущихся изображений), а год первого публичного киносеанса синематографа братьев Люмьер в парижском «Гран-кафе» (1898 гг.). Братья Люмьер изобрели аппарат, который позволял одновременно и снимать, и показывать «движущиеся фотографии», причем братья Люмьер придумали новый способ демонстрации этих изображений – в темном зале на большой экран. Именно форма коллективной (соборной) коммуникации закрепилась в культуре как форма бытования кинозрелища.
 


8 Особые качества кинематографа Способность к тиражированию Общедоступность языка Массовый характер
 


9 Вхождение кинематографа в культуру. Он родился как техническое изобретение, которое использовалось сначала как аттракцион и дешевое развлечение бедного необразованного люда (их интересовало не содержание картин, а само «чудо техники»). Однако очень скоро на первый план стало выдвигаться содержание фильмов, отражавших различные явления действительности. Получила развитие функция кинематографа как средства информации и просвещения широких слоев населения (хроникальные и научно-популярные картины). И лишь потом учебные и научно-популярные фильмы и хроника были вытеснены игровыми развлекательными картинами. Кино развивается как сфера эстетической деятельности, становится новым видом искусства и становится любимейшим развлечением всех слоев населения.
 


2. ТЕЛЕВИДЕНИЕ – СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
 


11 Телевидение социальный институт — производственная система со специфическими функциями, деятельностью и организационной структурой, связанной со множеством иных организаций, структур, субъектов социального действия. дискурс - система языковой и метаязыковой коммуникации, система регулярно повторяющихся речевых действий. форма социального знания, как способ производства и накопления обществом знаний о самом себе. Телевизионная техника оказывается существенным элементом, взаимодействующим с когнитивными механизмами восприятия и обработки дискурса, влияющим и вмешивающимся в эти процессы. элемент повседневной жизни, когда значительная часть людей тратит свое свободное время на просмотр телевизора наряду с другими их делами и обязанностями, требующими определенных затрат времени: учеба, работа, сон, отдых и т.д.
 


12 Этапы развития телевидения I этап Технический, экспериментальный 1890-1930 II этап Организационный 1950-60 III этап Институциональный 1960-70 IY этап Эфирный 1970 – 2010 Y этап Цифровой 2010 -
 


13 Модели социального функционирования телевидения
 


14 Структура управления BBC (Великобритания) ПРАВИТЕЛЬСТВО СОВЕТ УПРАВЛЯЮЩИХ ВВС 12 человек Концепция ответственного вещания Открытая информационная политика Пресса Культура Промышленность Функции: общее направление вещательной политики и финансирования кадровые назначения соблюдение автономного статуса
 


15 Советское телевидение ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПОЛИТБЮРО ЦК КПСС ЦК КПСС ОТДЕЛ ПРОПАГАНДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ТЕЛЕВИДЕНИЮ И РАДИОВЕЩАНИЮ ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТВ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ 15 РЕСПУБЛИКАНСКИХ КОМИТЕТОВ ПО ТВ И РАДИОВЕЩАНИЮ ГЛАВНАЯ ДИРЕКЦИЯ ПРОГРАММ 11 РЕДАКЦИЙ (ИНФОРМАЦИОННЫХ, СПОРТИВНЫХ, МОЛОДЕЖНЫХ, ДЕТСКИХ ПРОГРАММ, КИНОПРОГРАММ И ПР.) ТТЦ ИМ. 50-ЛЕТИЯ ОКТЯБРЯ КРАЕВЫЕ (ОБЛАСТНЫЕ) КОМИТЕТЫ, МЕСТНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ 130 ТЕЛЕЦЕНТРОВ 78 – В РСФСР 52 – В РЕСПУБЛИКАХ
 


StoryFirst Communications Альфа-Банк Modern Times Group AB (MTG) 75% -1 акция
 


Основные субъекты телевизионного пространства. 17
 


3. ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ ДИСКУРС
 


19 Дискурс Дискурс - речь, вписанная в коммуникативную ситуацию и в силу этого как категория с более отчетливо выраженным социальным содержанием по сравнению с речевой деятельностью индивида. Телевизионный дискурс – организация «текста» с помощью телевизора. Может быть представлен в форме различных телевизионных жанров (телевизионные новости, телевизионное кино, ток-шоу, реалити-шоу, спортивная трансляция и .п.). Предлагая аудитории те или иные программы, то есть контент, каналы приучают телезрителей к определенному уровню и форме подачи аудиовизуальных материалов, то есть «задают планку» телевидения, формируют их ожидания, и по сути, для значительной части телевизионной аудитории образуют телевидение. Крупнейшие российские эфирные телеканалы вещают круглосуточно (за исключением телеканала «Культура», вещающего 17 часов в сутки), однако в силу ряда технических и прочих причин (регулярные профилактические работы и т.п.) реальный объем их вещания в сутки составляет, в среднем, 23 часа 45 минут.
 


Структура контента 20 общероссийских эфирных телевизионных каналов в 2009 году 20
 


Структура вещания телеканалов в 2009 году (в %, от общего объема вещания телеканала, в сутки) 21
 


Структура вещания телеканалов в 2009 году (в %, от общего объема вещания телеканала, в сутки) 22
 


Структура вещания сетевых тематических телеканалов в 2009 году (в %, от общего объема вещания телеканала, в сутки) 23
 


24 Новости как телевизионный жанр Новости (news) – новые сведения, вести, известия, сообщения о разных, но прежде всего о важнейших событиях в стране и в мире. Новость – полезное общественное знание. Новости твердые (hard news) – информация о важных событиях и неопровержимых фактах в стиле, не допускающем мнений или субъективных оценок журналистов и соблюдающем каноны строгих лапидарных сообщений, которые по языку и тону должны носить объективно-ответственный характер. Новости мягкие (soft news) – информация, которая может нести на себе печать авторской индивидуальности как в выборе событий, так и в форме их изложения. Новость обычно не является обособленным единичным событием, хотя телевизионные новости часто оставляют именно такое впечатление. Новость – это процесс, который начался в недавнем прошлом, существует в настоящем и будет продолжаться в будущем. Следовательно, подоплека новости и ее контекст важны в той же мере, что и последующие сообщения.
 


25 Повестка дня для новостей Новости не являются простым отражением событий дня, это подборка созданных журналистами сюжетов текущих событий. Телевидение создает иллюзию того, что значимость события пропорционально тому, насколько оно “смотрится”, насколько оно богато зрительно. Поэтому то, что можно ярко, красочно показать, желательно в настоящем времени, более значимо, чем события, не имеющие оттенка шоу. Плохая новость - насилие, бедствия, катастрофы, имеют значительно больше шансов стать информацией по сравнению с хорошей новостью. Телевидение выбирает из всего потока явлений те, которые лучше смотрятся на экране, сильнее воздействуют на эмоции человека. Иначе говоря, телевидение является призмой, через которую зрители видят социальный мир. Даже если в новостях не говорится о том, что надо думать, в них всегда говорится, о чем следует думать. Новости, пожалуй, как никакой другой телевизионный формат направлены на формирование мейнстрима – направление различных взглядов людей на социальную реальность в единое русло
 


26 Happy End обязателен Роль телевидения не сводится к простому отражению того, что происходит вокруг нас. Скорее, оно конструирует мир, который затем становится реальностью для зрителя. Конечно, телевидение в значительной мере отражает то, что происходит вокруг. Однако оно проявляет избирательность в отношении того, что рассказать о происходящих в мире событиях (навязывает «повестку дня»), а зритель затем принимает эту интерпретацию, которая становится частью его представления и опыта. Телевизионная картинка выступает одним из важнейших стимулирующих факторов для субъективного конструирования реальности. Именно потому что телезрители хотят видеть реальность более гуманной, они и требует от новостей обязательного Happy End.
 


Общая структура кинопоказа 20-ти основных российских эфирных телеканалов в 2009 году 27
 


4. ТЕЛЕВИДЕНИЕ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ
 


29 «Телевидение глазами телезрителей - 2008»
 


30 Техническая оснащенность городской семьи
 


31 Объем доступного телевизионного контента растет Число доступных телеканалов в среднем на домохозяйство
 


32 Миллионы людей ежедневно обращаются к медиа Среднесуточная аудитория, млн. человек Городское население 15+ 88,5 млн человек население Австрии, Бельгии и Чехии вместе взятых население Австралии
 


33 6 часов 6 минут ежедневно среди тех, кто обращался к медиа
 


34 В ежедневном медийном рационе Продолжительность пользования медиа среди тех, кто пользовался медиа 2:47 0: 59
 


35 Reach Tv
 


36 Объем всех медиа учащиеся высшее образование Средн. Спец. образование не работают пенсионеры
 


37 ОБЩИЕ ВЫВОДЫ Современный этап общественного развития характеризуется трансформационными преобразованиями под влиянием глобализации, индивидуализации,коммерциализации и медиатизации. Медиатизация описывает процесс роста медиа потенциала в современном мире. Отечественное медиапространство характеризуется своими особенностями: географией страны – масштабами и резкими региональной диспропорцией экономического, социального и культурного развития; технологической экспансией – одновременное «включение» в повседневный обиход платного многоканального телевидения (ведущий институт вещательной коммуникационной системы) и интерактивного мультимедийного контента на базе Интернет (основы новой поствещательной коммуникационной системы); наличием высокого уровня экономического неравенства среди потребителей информационных услуг; доминирование в медийной среде коммерческого по форме и бесплатного по содержанию телевизионного контента; Для современного медиапотребления в России характерно: доминирование потребления телевизионного контента практически во всех социально-демографических группах , с отрицательным трендом среди мужской и молодежной аудитории; Интернет-потребление постепенно претендует на доминантный тип медиапотребления в подростковой и молодежной среде. Наибольшие потери несут печатные медиа; Медиапотребление носит в основном домашний характер.
 


WWW.ACVI.RU
 

< <       > >