Презентация. Специфика исследования аудитории печатных изданий

Скачать презентацию




Академия Труда и Социальных Отношений Специфика исследования аудитории печатных изданий Зарытова Н.И. 3 курс, 3 группа
 


Содержание 1. Аудитория – что это? 2. Немного о прессе 3. Взаимоотношения аудитории и прессы 4. Способы измерения прессы 5. Количественные и качественные исследования прессы 6. Как TNS GALLUP проводят исследования 7. Библиография
 


Аудитория – что это? Аудитория - совокупность получателей сообщения, общего для всех ее членов. Аудитория может представлять собой социальную группу и тогда обладать характеристиками: локализована в пространстве и во времени, имеет внутреннюю структуру и предполагает взаимодействие ее членов. Развитие средств массовой коммуникации (возникновение печати, радио, телевидения, интернета) обусловило появление феномена массовой аудитории. Массовая аудитория многочисленна, рассеяна в пространстве и во времени, предполагает минимальное взаимодействие составляющих ее индивидов, формируется под влиянием канала информации или определенного сообщения. Общеизвестно приватное определение аудитории: "Аудитория - совокупность индивидов, являющихся читателями, зрителями, слушателями определенного средства массовой информации". П.Лазарсфельд и Б. Берельсон доказывают наличие структурной организации массовой аудитории. По их мнению, аудитория- это система, состоящая из групп, которые имеют своих лидеров, способных через межличностные связи формировать то или иное мнение о СМИ и соответственно спрос на информацию.
 


Аудитория – что это? Размер аудитории является показателем спроса на СМИ и его эффективности. С целью обеспечения максимального спроса СМИ следуют за потребностями и запросами аудитории. При изучении аудитории как совокупности «покупателей» учитываются ее социально-демографические характеристики, включая доход, мнение о стиле жизни, отношение к рекламе, потребительское поведение. При определении размера различают тип аудитории по степени вовлеченности в процесс коммуникации: 1) потенциальная - имеющая возможность получать сообщение (те, кто имеет доступ к определенному источнику информации); 2) фактически получающая сообщение (регулярные читатели, слушатели, зрители и т.д.); 3) достигающая определенной степени понимания и запоминания информации. С точки зрения активности в процессе коммуникации, аудитория может рассматриваться как объект влияния и манипуляции со стороны СМИ; как субъект влияния на СМИ путем выбора на рынке того источника информации, который в наибольшей степени соответствует ее потребностям; как источник и опосредованный создатель содержания массовой коммуникации как массовой культуры; как субъект гражданского воздействия и контроля за деятельностью СМИ.
 


Немного о прессе Пресса бывает: По периодичности: Ежедневная еженедельная (раз в неделю) Ежемесячная Непериодическая По типу издания: Газеты Журналы Рекламные издания (обычно распространяемые бесплатно) По распространению: Общенациональная (общероссийская, общеэстонская, общебелорусская и т.д.) Региональная (распространяется в отдельном экономико-географическом регионе). Местная (локализованное распространение в отдельном городе, районе города, административном образовании).
 


Взаимоотношения аудитории и прессы Во-первых, имеется возможность быстрого, обзорного ознакомления со всем «репертуаром» сообщений, включенных в номер, что в свою очередь дает возможность получить первичную целостную ориентацию во всем объеме и разнообразии информации (на основе заголовков и подзаголовков, «лидов»). Благодаря этому можно составить общее впечатление о содержании выпуска и, далее, выбрав интересующий материал, определить характер «извлечения» (просмотр, выборочное ознакомление, подробное чтение, сохранение номера или вырезки из него для хранения и повторного ознакомления и т.д.). Во-вторых, можно пользоваться возможностями «отложенного чтения» — после первичного ознакомления оставить материал для внимательного и подробного прочтения в удобное время и в подходящем месте (допустим, перенести знакомство с номером на вечер). Все это возможно потому, что печатные издания автономны благодаря способу фиксации. Их легко иметь «при себе» и обращаться к «извлечению» информации в удобное время, не мешая окружающим, и в обстоятельствах, не позволяющих или мешающих слушать радио или смотреть телепередачи (в поезде, метро, автобусе, самолете и т.д.). Правда, можно использовать переносной и снабженный наушниками радиоприемник или телевизор (в том числе плеер), но в этом случае возникают дополнительные трудности и ограничения (надо носить с собой технику, возможны помехи и запреты, экранирование, трансляция не интересующей передачи и т.д.). При этом чтение текста и восприятие изобразительного печатного материала проходит в соответствии с желанием избирательно, в том порядке, темпе и ритме, которые устанавливает сам читатель. Он может обращаться к одному и тому же несколько раз, хранить нужное, подчеркивать, делать пометки. Все это определяет множество степеней свободы при контакте с печатными изданиями, что делает их на обозримый период незаменимыми и важными носителями массовой информации. Пресса проигрывает в оперативности информирования. Ведь невозможно избежать значительного разрыва во времени между подготовкой номера, печатанием тиража, доставкой и получением его «потребителем». Это особенно касается прессы, распространяемой по всей стране. Хотя многие издания печатаются на местах (с полученных по фототелеграфу оригиналов) практически одновременно с печатанием их в основном месте издания, тем не менее, в связи с разницей в часовых поясах между различными регионами страны и необходимостью времени на доставку значительная часть аудитории получает общенациональные газеты намного позже местных, а порой и на второй-третий день.
 


Способы измерения печати Теперь о способах измерения. Прессу измеряют опросными методами. Вообще говоря, применять аппаратные методы тоже пытались, но результат превзошел самые худшие опасения скептиков. Так что аппаратные методы измерения прессы следует отнести скорее к разряду медиаметрических курьезов. В основу метода измерения прессы (как и любых других медиа) должен бы быть положен принцип day after recall (воспоминания вчерашнего дня). Но часто от этого принципа приходится отходить, т.е. спрашивать не только о вчерашнем дне, но и о событиях почти любой давности. Тут нужно быть осторожным, чем более отдаленные события заставляют вспоминать респондента, тем больше его ответы "пальцем в небо". Дальше идут измерительные техники. Их довольно много, но наиболее применимых - две. По принципу определения рейтинга они делятся на: недавность чтения (recent reading ), частотность чтения (reading frequency).
 


Способы измерения печати Недавность Рейтинг определяется по результатам ответов на вопрос: "Читал/не читал за последний период публикации?" Период публикации для ежедневных изданий определяется как вчера, для еженедельных - неделя, для ежемесячных - месяц. Метод всем хорош кроме проблем с длиннопериодичными изданиями (неделя, месяц). Волна (а измерения прессы чаще всего волновые) проходит недели две. Значит, в нее попадут вопросы только о двух-трех номерах еженедельных газет (журналов). С ежемесячными еще хуже. Для них рейтинг, полученный по недавности, - рейтинг одного конкретного номера. Частотность Респонденту предлагается ответить на вопрос: "Сколько из последних N номеров вы читали?" (N - 4, 6 или 12). Почувствуйте разницу. Респонденту предлагается проделать довольно серьезные умственные усилия. Естественно, к концу интервью, его внимание притупляется, и он начинает ошибаться. Поэтому, анкету волей не волей приходится делать короче, применять всяческие ухищрения позволяющие облегчить заполнение, использовать интервьюеров, следящих за правильностью заполнения анкеты. Но метод позволяет охватить довольно большой промежуток времени и (что важно) никак не привязан к времени появления издания.
 


Количественные и качественные исследования прессы Количественные исследования Количественные исследования помогают решать различные задачи на любом этапе жизненного цикла издания. Методы количественного анализа применяются, когда необходимо получить статистически надежные численные оценки по вопросам "кто", "что", "сколько", "как часто", "какого типа" и т. д. Методика количественных исследований варьируется в зависимости от задач и включает проведение телефонных интервью, уличных опросов и домашних интервью. Качественные исследования Направлены на более глубокое изучение аудитории издания (или группы изданий), опираются на результаты глубинных интервью с читателями. Качественные исследования связаны в большей степени с ответом на вопрос "почему". Они позволяют проникнуть в "психологию" читателей, выявить мотивы, побуждающие их читать те или иные издания, оценить отношение к концепции издания (содержательной и визуальной), рекламным модулям, а также решать множество других задач как при запуске нового издания, так и при усовершенствовании уже существующего. В рамках специализированных исследований прессы предлагается методика тестирования конкретного номера издания, которая позволяет анализировать: стиль прочтения исследуемого печатного издания; отношение к содержательному наполнению издания, пути его улучшения; дизайнерские особенности издания, обложку; отношение к рекламе, совместимость рекламы с редакторскими материалами, а также решать целый ряд других задач.
 


Как TNS Gallup проводят исследования Основная цель исследования — предоставление информации по объемам и характеристикам аудитории прессы в России. В рамках проекта National Readership Survey (NRS) измеряются все характеристики аудитории печатных изданий. Основные характеристики, по которым проводится измерение прессы: объем аудитории изданий: - аудитория изданий за полгода; - аудитория одного номера (Average Issue Readership); структура аудитории изданий; частота чтения изданий; источник получения изданий (подписка / покупка). NRS — РОССИЯ В рамках данного проекта: предоставляются данные по 190 национальным изданиям; выборка репрезентирует население России в возрасте 16 лет и старше, проживающее в городах с населением более 100 тысяч человек; общий объем выборки – около 75 000 интервью в год; исследование проводится при помощи телефонных интервью.
 


Как TNS Gallup проводят исследования Форма предоставления информации Информация по проекту National Readership Survey может быть предоставлена в виде печатных отчетов или базы данных под специализированным программным обеспечением Galileo.  Печатный отчет по аудитории изданий в целевой группе Отчет содержит краткое описание исследования, графики и табличный материал. Отчет может быть представлен как в стандартной форме, так и составлен индивидуально; Объемы аудитории изданий в тысячах человек; Доля аудитории изданий в целевой группе и населения региона; Объемы аудитории изданий в целевой группе за полгода; Объемы аудитории одного номера изданий (Average Issue Readership) в целевой группе; Сравнение структуры аудитории изданий в целевой группе с населением региона; Частота чтения изданий в целевой группе
 


Библиография 1) «Социология», энциклопедия, А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, М: Книжный Дом, 2003 2) «Анализ содержания – социологический метод сбора социальной информации», статья, Л.Н. Федотова 3) «Социология массовой коммуникации», А.И. Черных, М: 2008 4) «Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования», М.М. Назаров, М: 2004 5) Информация с сайтов исследовательских компаний TNS GALLUP www.tns-global.ru и COMCON www.comcon-2.ru
 

< <       > >