Презентация. Вербальные и невербальные средства коммуникации

Скачать презентацию




ПРЕЗЕНТАЦИЯ МОДУЛЯ : «Вербальные и невербальные средства коммуникации». Автор: Мусиченко А.С. – студент социально-экономического факультета группы Псз-10. Московский гуманитарно-экономический институт Новороссийский филиал Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» Научный руководитель: Горбачук З.И. – кандидат социологических наук, доцент Кафедра Психологии
 


Виды вербальной коммуникации: Устная речь; Письменная речь; Слушание; Чтение. Устная и письменная речь участвуют в производстве текста (процесс передачи информации), а слушание и чтение – в восприятии текста, заложенной в нем информации
 


Основные функции языка: коммуникативная (функция обмена информацией); конструктивная (формулирование мыслей); апеллятивная (воздействие на адресата); эмотивная (непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию); фатическая (обмен ритуальными (этикетными) формулами); метаязыковая (функция толкования).
 


В зависимости от целей, которые преследуют участники коммуникации, выделяют следующие типы высказываний: Сообщение; Мнение; Суждение; Рекомендация; Совет; Критическое замечание; Комплимент; Предложение; Вывод; Резюме; Вопрос; Ответ.
 


Диалог – вид речи, характеризующийся зависимостью от обстановки разговора, обусловленностью предыдущими высказываниями. Виды диалога: информативный (процесс передачи информации); манипулятивный (скрытое управление собеседником).
 


 
 


Структура речевого общения Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. В структуру речевого общения входят: Значение и смысл слов, фраз. Речевые звуковые явления: темп речи, модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция. Выразительные качества голоса.
 


Коммуникативные барьеры Логический барьер – возникает у партнеров с неодинаковым видом мышления; Стилистический барьер – несоответствие формы представления информации ее содержанию; Семантический (смысловой) барьер – возникает при несоответствии лингвистического словаря со смысловой информацией; Фонетический барьер – препятствия, создаваемые особенностями речи говорящего (дикция, интонация, логические ударения и т.д.).
 


Установки на общение доминирование – равенство - подчинение; заинтересованность – незаинтересованность; официальность – доверительность; закрытость – открытость.
 


Визуальная (невербальная) коммуникация – передача информации посредством невербальных средств общения (жестов, мимики, телодвижений, цвета, пространственной среды и т.д.).
 


Невербальные средства общения Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации — 38 %, неречевое взаимодействие — 53%. К изучению невербальных средств общения обращаются следующие науки: Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика изучает движение мышц лица, жестика — жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика — моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку. Такесика изучает прикосновения в ситуации общения: рукопожатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и пр.
 


Проксемика Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении; выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте: Интимная зона (15-45 см). Личная, или персональная, зона (45-120 см). Социальная зона (120-400 см). Публичная зона (свыше 400 см).
 


Мимика Мимика — это движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние, способное предоставить истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т. е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова.
 


Взгляд Взгляд бывает: ¦ деловой: фиксируется в районе лба собеседника; это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства; ¦ светский: опускается ниже уровня глаз собеседника (до линии губ); это способствует созданию атмосферы непринужденного общения; ¦ интимный: направлен не в глаза собеседника, а ниже лица — на другие части тела, до уровня груди; говорит о заинтересованности друг другом в общении; ¦ взгляд искоса: свидетельствует о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.
 


Жесты О многом может сказать и жестикуляция собеседника. Языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предварительно не объясняет, не расшифровывает их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его.
 


Ритмические жесты Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Понаблюдайте за выступающими по телевидению, посмотрите, как часто говорящий в такт речи размахивает руками. Ритмические жесты подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз, то есть то, что обычно передает интонация.
 


Эмоциональные жесты Речь наша часто бывает эмоциональной. Волнение, радость, восторг, ненависть, огорчение, досада, недоумение, растерянность, замешательство – все это проявляется не только в подборе слов, в интонации, но и в жестах. Жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными.
 


Указательные жесты Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, пальцем (указательным, большим). Указание рукой бывает наиболее точным и конкретным и поэтому обычно предпочитается во многих ситуациях.
 


Изобразительные жесты Изобразительные жесты появляются в случаях, если: не хватает слов, чтобы полностью передать представление; одних слов недостаточно по каким-либо причинам; необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно.
 


Символические жесты Скрещенные руки указывают на защитную реакцию. Руки, заведенные за голову, выражают превосходство. Руки в боки -- символ непокорности. Обхватить руками голову – признак неприятности или беды. Заканчивая разговор о жестах, подчеркнем, что жестами следует пользоваться осторожно. Неоправданный жест, жест ради жеста не украшает речь.
 


Сигналы невербальной коммуникации
 


Заключение Коммуникативная сторона общения связана с передачей информации как с помощью речи (вербально), так и посредством разнообразных действий (невербально). К вербальным средствам коммуникации относится речь – устная и письменная в ее смысловом значении. А к невербальным – жесты, мимика, позы. При этом лучшим жестом считается тот, которого не замечают, который сливается органически со словом и усиливает воздействие слова на слушателей.
 


Список использованной литературы: Андреева Г.М. Социальная психология. – М: Аспект Пресс, 2002. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М., 2002. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 1997. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. – СПб, 1999. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, история и теория. – СПб: ИГУП, 1999. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб., 1999. www.google.com Картинки
 

< <       > >