Презентация. Анализаторы организмов

Скачать презентацию




Общее понятие о сенсорных системах Анализатор - единая система анализа информации, состоящая из трех взаимосвязанных отделов:
 


Общее понятие о сенсорных системах периферического (рецептор, воспринимающий раздражение); проводникового, проводящего возбуждение; центрального, расположенного в соответствующей области коры мозга.
 


Общее понятие о сенсорных системах Согласно учению И.П. Павлова, анализатор является комплексным «механизмом», не только воспринимающим сигналы внешней и внутренней среды и преобразующим их энергию в нервный импульс, но и производящим анализ полученной информации.
 


Общее понятие о сенсорных системах Периферический отдел анализатора - это орган чувства. Развитие органов чувств, динамика их формирования позволяют считать, что это часть нервной системы, вынесенная на периферию, рецепторные приборы, расположенные наиболее близко к внешней среде.
 


Общее понятие о сенсорных системах Проводниковый отдел анализатора - это нервы, по которым воспринимаемые органами чувств раздражения передаются в мозг (обонятельный нерв, зрительный нерв и т. д.).
 


Общее понятие о сенсорных системах Центральный отдел анализатора расположен в соответствующих участках коры головного мозга, где происходит анализ и синтез информации, превращение полученного раздражения в «факт сознания».
 


Общее понятие о сенсорных системах Органы чувств выполняют свое назначение только в том случае, если головной мозг и его кора нормально функционируют. Благодаря анализаторам человек ориентируется во внешнем мире, но для этого необходимы структурная целостность и нормальное функционирование всех звеньев единой системы.
 


Виды анализаторов
 


Виды анализаторов
 


Виды анализаторов
 


 
 


Виды анализаторов
 


Виды анализаторов
 


Виды анализаторов
 


Виды анализаторов
 


Виды анализаторов
 


Зрительный анализатор В зрительном анализаторе: - периферический отдел составляют фоторецпторы (палочки и колбочки); - проводниковый отдел - зрительные нервы; - центральный отдел - зрительная кора затылочной доли.
 


Особенности у детей У детей анализаторы развиваются и тренируются в соответствии с возрастом и условиями обучения и воспитания. Раньше других формируется вестибулярный анализатор, затем вкусовой и обонятельный. В последнюю очередь развиваются зрительный и слуховой анализаторы.
 


Особенности у детей Знание закономерностей развития и особенностей строения органов зрения и слуха очень важно для педагога, поскольку позволяет осознанно и целенаправленно осуществлять мероприятия по профилактике нарушений зрения и слуха.
 


 
 


Заболевания органа зрения При ухудшении зрения чаще всего нарушается работа хрусталика: он теряет свою эластичность и частично способность изменять свою кривизну.
 


Заболевания органа зрения Если хрусталик имеет слишком выпуклую форму по сравнению с хрусталиком нормального глаза, то глаз плохо видит далекие предметы, наступает близорукость.
 


Заболевания органа зрения Если же хрусталик становится слишком плоским по сравнению с хрусталиком нормального глаза, то человек нечетко видит близкие предметы. Это признак дальнозоркости.
 


Заболевания органа зрения Иногда хрусталик совсем теряет способность изменять свою кривизну. В таких случаях приходится носить одни очки с вогнутыми стеклами для рассматривания далеких предметов и другие с выпуклыми для чтения или рассматривания близких предметов.
 


Заболевания органа зрения Другим распространенным заболеванием глаз является астигматизм, при котором нарушается форма роговой оболочки, ее кривизна становится в разных направлениях различной: человек четко видит, например, горизонтальные линии и расплывчато вертикальные или наоборот.
 


 
 


Заболевания органа зрения Одним из дефектов глаза является цветовая слепота. Например, колбочки глаза, чувствительные к зеленому свету, также чувствительны и к красному. Такой глаз не способен отличать красный цвет от зеленого.
 


 
 


Заболевания органа зрения Цветовая слепота передается по наследству, как рецессивный признак, сцепленный с X-хромосомой. Среди мужчин около 2% не различает красный цвет и 6% - зеленый, тогда как среди женщин аномалиями цветового зрения страдает только 0.4 %.
 



 


Освещение - имеет важное гигиеническое значение Хорошее освещение создает благоприятные условия для жизни и деятельности человека. Свет играет важную роль в хорошем самочувствии. Недостаточное освещение снижает работоспособность и производительность труда, утомляет глаза, способствует развитию близорукости.
 


Освещение - имеет важное гигиеническое значение Освещение бывает естественное, искусственное и смешанное.
 


Освещение Естественное освещение обусловливается прямыми солнечными лучами и рассеянным светом небосвода и меняется в зависимости от географического положения широты места, высоты стояния солнца, степени облачности и прозрачности атмосферы.
 


Освещение Установлены нормы естественного освещения помещений в зависимости от назначения зданий.
 


Искусственное освещение В качестве искусственного освещения применяются лампы накаливания и газо-зарядные люминесцентные лампы. Освещение люминесцентными лампами вредно, оно нередко вызывает головные боли, перенапряжение зрения, покраснение глаз и преждевременное утомление.
 


Искусственное освещение Обычно используется два вида искусственного освещения: 1) Общее - при котором свет распространяется по всей комнате равномерно; 2) Комбинированное - создаваемое лампами общего и местного значения одновременно, которое в гигиеническом отношении наиболее целесообразно
 


Искусственное освещение Основные гигиенические требования к искусственному освещению предусматривают достаточность и равномерность освещения, отсутствие резких теней и бликов на рабочих поверхностях
 


Дневное освещение в значительной мере зависит от вида остекления и ухода за окнами: Одинарное стекло задерживает 10-15% света Двойная рама 20-30% Загрязненное стекло 15-50% Замерзшее стекло до 80% Тюлевые занавеси 18-20% Окна, заставленные высокими цветами и предметами 10-40%
 


Методы гигиенического контроля коэффициент естественной освещенности (КЕО) - отношение освещенности данного места в люксах к освещенности в это же время снаружи под открытым небом. КЕО выражается в процентах. В соответствии с требованиями минимальное значение КЕО в учебных классах должно составлять 1,5%, в кабинетах черчения - 2,0%; •
 


Методы гигиенического контроля световой коэффициент (СК) - отношение застекленной площади окон к площади пола. В основных помещениях школы, где дети длительное время занимаются со значительной зрительной нагрузкой, СК должен быть 1:4, в коридорах - 1:6;
 


Профилактика нарушений зрения Расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться в среднем 30-35см. Не рекомендуется читать при плохом освещении, на ходу, в транспорте. Достаточным освещением при чтении может быть 40-ваттная лампа с хорошим рефлектором в 60 см от печатной страницы или 60-ваттная лампа в метре от страницы.
 


Нормы по работе за компьютером Уровень глаз при вертикальном расположении экрана должен приходиться на центр или 2/3 его высота. Оптимальное расстояние глаз учащихся до экрана должно быть в пределах 60-70 сантиметров, допустимое - не менее 50 сантиметров.
 


Профилактика нарушений зрения Рекомендуется чередовать зрительную работу с отдыхом для глаз. Через каждые 30-40минут занятий нужно делать 10-минутный перерыв.
 


Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз. 2. Выполняется сидя. Быстро моргать в течение 1-2 минуты. 3. Выполняется стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3с. Затем поставить палец руки на расстоянии 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5с. Опустить руку, повторить 10-12раз.
 


Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз. 4. Выполняется сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, спустя 1-2с. снять пальцы с века. Повторить 3-4раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазных жидкостей.
 


Слуховой анализатор Слуховой анализатор — анатомические структуры, за счет работы которых обеспечивается восприятие звуковых колебаний.
 


 
 


Слуховой анализатор Слуховой анализатор - совокупность структур, обеспечивающих восприятие звуковой информации, преобразовывать ее в нервные импульсы, последующую ее передачу и обработку в центральной нервной системе.
 


Слуховой анализатор Состоит из наружного, среднего и внутреннего уха, слухового нерва, подкорковых релейных центров и корковых отделов.
 


Слуховой анализатор В слуховом анализаторе: - периферический отдел образуют слуховые рецепторы, находящиеся в кортиевом органе внутреннего уха; - проводниковый отдел - слуховой нерв; - центральный отдел - слуховая зона височной доли коры больших полушарий.
 


Слуховой анализатор После перенесенных заболеваний, травм уха и нервной системы область слухового восприятия сужается. В среднем ухе звук усиливается в 50 - 70 раз. Поэтому поражение среднего уха и повреждение барабанной перепонки у детей резко снижают слух.
 


Слуховой анализатор Повреждение слуховой области, расположенной в височных долях больших полушарий, может вызвать различные нарушения слуха - словесную глухоту, музыкальную глухоту, потерю слуха. Слух может нарушаться вследствие колебаний температуры окружающей среды.
 


Слуховой анализатор Гигиена слуха - это система мер, направленная на охрану слуха. При поступлении ребенка в школу врач обязательно проверяет состояние органов слуха и контролирует его при последующих диспансерных осмотрах.
 


Слуховой анализатор Особенно неблагоприятное воздействие на слуховой анализатор и на весь организм в целом оказывает шум. Звуки как фактор окружающей среды школьника состоят из двух компонентов: звук, который несет педагогическую информацию, и побочный шум.
 


Слуховой анализатор Интенсивный шум оказывает вредное воздействие на органы слуха и весь организм. Усиливается газообмен, учащаются пульс и дыхание, повышается артериальное давление, снижается моторная и секреторная функции желудка, острота зрения, ухудшается мышечная работоспособность.
 


Слуховой анализатор Особенно неблагоприятное воздействие шум оказывает на центральную нервную систему. Понижается возбудимость клеток коры головного мозга, ухудшается координация движений, появляется головная боль, шум в ушах, головокружение. Снижается работоспособность, замедляется скорость решения задач и примеров..
 


Слуховой анализатор Допустимым считается уровень шума в 35 децибел. Работа в течение 4-5 лет в условиях повышенного шума приводит к астеническим состояниям и невротическим проявлениям. Через 5-6 лет развивается профессиональная тугоухость
 


Гигиенические мероприятия Основными гигиеническими мероприятиями, направленными на борьбу с шумом в школе, являются в первую очередь архитектурно-планировочные.
 


Гигиенические мероприятия расположение школьного участка в соответствии с физиолого-гигиеническими требованиями; наличие со стороны улицы зеленой зоны шириной не менее 6 м; гигиенически правильное размещение учебных помещений, так как мастерские, спортивный зал, школьный стадион могут быть источниками нежелательного шума.
 


Гигиенические мероприятия Уменьшают воздействие школьного шума и соответствующие технологические мероприятия: правильный выбор строительного материала, достаточная толщина стен, хорошо подогнанные, плотно закрывающиеся двери. Длина класса не должна превышать 8 м.
 


Гигиенические мероприятия В школе необходимо проводить соответствующие организационно-педагогические мероприятия. Желательна организация специальных зон отдыха, как на школьном участке, так и в школьном здании, где ученики могли бы отдохнуть в течение 10-15 мин после работы в условиях повышенного шума.
 


Гигиенические мероприятия Необходимо проведение постоянной воспитательной работы с учениками по разъяснению вредного влияния шума, в том числе и от музыкальных инструментов.
 


Гигиенические мероприятия Слуховое восприятие на уроке в значительной степени зависит от речи учителя. Она должна быть негромкой, не слишком быстрой, ясной, эмоционально окрашенной, живой, богатой интонациями, образной, адресованной к зрительному воображению учащихся, причем с образом нужно связывать не только слова, но и числа, особенно в начале обучения.
 


Гигиенические мероприятия Слабый от природы слух нужно развивать. Ребенка необходимо приобщать к музыке, используя для этого соответствующие его возрасту высокохудожественные музыкальные произведения. Развивать слух можно пением, обучением игре на музыкальных инструментах.
 

< <       > >