Презентация. Адвокатура

Скачать презентацию




ЛЕКЦИЯ 11 Адвокатура в Российской Федерации (1-я из 3-х)
 


История института адвокатуры в России. Адвокатура и адвокатская деятельность в Российской Федерации на современном этапе
 


История института адвокатуры в России
 


Адвокатура в России до 1917 года. В истории государства Российского условно можно выделить несколько основных этапов возникновения и формирования института судебных представителей. Первоначально, институт представителя, или, как он тогда назывался, пособника, был зафиксирован в Псковской судной грамоте, ст. 58 которой предусматривала представление интересов женщин («жонок»), детей, монахов (чернецов), а также старых или глухих людей. Второй этап дальнейшего развития института наемных поверенных относится к временам Судебников и Уложений царя Алексея Михайловича. В частности, Судебник 1550 года предусматривал обязанность суда до начала процесса установить: «кто за ними стряпчие и поручники». После этого в развитии данного правового института в России наступает застой. Это связано с тем, что в периоды от Петра I до Николая I все правители России были категорически против введения института адвокатуры, который уже достаточно широко был распространен в Западной Европе.
 


Достаточно вспомнить слова Екатерины Великой, которая написала в одном из своих писем: «Адвокаты и прокураторы у меня не законодательствуют и никогда законодательствовать не будут, пока я жива, а после меня будут следовать моим началам». Третий этап формирования института судебного поручительства связан с 1832 годом, когда законодательно было закреплено правило о том, что функции судебного представительства могли оказывать в коммерческом суде только те лица, которые зарегистрированы в таком судебном органе в качестве судебного стряпчего. И только Великая судебная реформа 1864 года смогла пробить первую брешь в стене, закрывающей доступ адвокатуры в судебное производство. Одной из самых значительных и последовательных буржуазных реформ 60-х годов XIX века в России была судебная реформа 1864 г. При этом в стране провозглашалось отделение суда от органов законодательной и административной власти, закрытое сословное судопроизводство заменялось судом присяжных, основанным на принципах гласности.
 


Утверждалась независимость и несменяемость судей; реорганизовывалась прокуратура, впервые в истории России была учреждена адвокатура. С появлением этого института в уголовное судопроизводство вводился необходимый для раскрытия истины элемент состязательности. Профессиональная адвокатура, организованная на основе Судебных уставов 1864 г., явилась абсолютно новым для России учреждением и по своему содержанию, и по форме. К работе были привлечены прогрессивно мыслящие, профессиональные юристы, многие из которых оставили выгодную государственную службу. В числе выдающихся адвокатов России того периода были такие юристы, как В.Д. Спассович, С.А. Андреевский, А.Я. Пассовер, Ф.Н. Плевако, А.А. Герке, А.Л. Боровиковский, А.И. Урусов, П.А. Александров и другие. Русские адвокаты объединялись в самоуправляющиеся организации, придерживающиеся буквы и духа закона. Для населения были открыты юридические консультации.
 


Предусматривались также меры для того, чтобы без защиты не оста вались подсудимые и участвующие в судебных тяжбах граждане, не имеющие средств для оплаты адвокатского гонорара. Адвокаты приобретали статус одновременно правозаступника и поверенного своего клиента. Адвокаты подразделялись на две категории – присяжных поверенных и частных поверенных. Надзор за деятельностью присяжных поверенных был возложен на избираемый ими совет присяжных поверенных при судебной палате. Высший надзор за их деятельностью осуществлялся судебной палатой и Правительствующим сенатом. От кандидатов на звание присяжного поверенного, в соответствии с Судебным уставом, требовалось высшее юридическое образование, возраст не менее 25 лет, пять лет судебной практики в качестве чиновника судебного ведомства или помощника присяжного поверенного и вступление в корпорацию адвокатов в установленном порядке.
 


Порядок вступления в присяжную адвокатуру состоял из двух этапов: принятия и приписки. Принятие в адвокатуру зависело от совета, на основании решения которого кандидат мог быть зачислен в адвокатуру. Приписка носила формальный характер: она осуществлялась судебной палатой на основании определения совета о принятии данного лица в число присяжных поверенных. Законодательство регламентировало также права, обязанности и ответственность присяжных поверенных. Автономность, относительная независимость от государственных властей, выборность и подотчетность советов присяжных поверенных перед членами адвокатской корпорации, самостоятельное нормативное регулирование деятельности корпорации – этим, по крайней мере, в первое время, отличалась адвокатура от многих других учреждений царской России. При составлении «Положения о присяжных поверенных» был учтен опыт западноевропейских стран. Так, отчасти был воспринят немецко-австрийский тип адвокатуры, особенность которого состояла в соединении в одних руках функций правозаступничества и судебного представительства.
 


Однако профессор Е.В. Васьковский, который считал необходимым разделение этих двух функций адвокатской деятельности, писал, что при таком положении «адвокат из ученого эксперта и судебного оратора, каким он был в качестве чистого правозаступника, становится практическим дельцом, маклером по юридической части, имеющим тем больше успеха в публике, чем больше сметливости, юркости и даже неразборчивости в средствах он проявит при устройстве материальных интересов своих клиентов». Организационное же устройство российской адвокатуры во многом напоминало французское – внутреннее самоуправление, система дисциплинарных взысканий и порядок дисциплинарного производства. Однако в практике организации деятельности адвокатуры было воплощено далеко не все из предусмотренного Судебным уставом. Присяжная адвокатура, например, не имела надлежащих гарантий свободы слова, серьезно ограничивались ее процессуальные права.
 


Участие защитника в предварительном следствии не допускалось, поэтому ознакомиться с делом адвокат имел возможность лишь перед началом судебного разбирательства – уже после составления обвинительного акта. Таким образом, присяжная адвокатура в России в момент ее возникновения представляла собой корпорацию лиц свободной профессии – сословие так называемых присяжных поверенных, объединенных на основе внутреннего самоуправления в виде выборных органов – советов присяжных поверенных. Они находились под внешним надзором высших судебных органов. Помимо защиты по уголовным делам (в том числе по назначению суда) и представительства сторон в гражданском процессе, на адвокатуру налагалась обязанность оказания юридической помощи населению, включая бесплатные консультации для бедных. Однако судебная реформа одной из первых была подвергнута коренному пересмотру. К концу 80-х годов прошлого века из Судебных уставов 1864 г. были исключены многие демократические институты, изменено судопроизводство по государственным преступлениям, резко сокращен круг дел, подлежащих рассмотрению судом присяжных.
 


Устройство адвокатуры также претерпело большие изменения и ограничения со стороны властей. Так, например, было приостановлено образование новых советов присяжных поверенных и их отделений, установлен строгий контроль существующих. Была предпринята попытка подчинить адвокатов непосредственно надзору Министерства юстиции, что фактически лишило бы их независимости. Инициатива адвокатов, шедшая вразрез с официальной линией правительства, неизменно пресекалась. В 1890 г. начала действовать правительственная Комиссия «для пересмотра существующих о поверенных по судебным делам узаконений», что фактически означало шаг в сторону проведения контрреформ. Адвокатура потеряла ряд своих демократических привилегий, а также своих лучших представителей. Таким образом, начало российской адвокатуре, ее традициям и принципам было положено еще в 1864 г., т.е. более 140 лет назад.
 


Анализ законодательства дореволюционной России в этой области позволяет отметить многие прогрессивные стороны Судебного устава. Принципы, заложенные в основу организации адвокатуры конца XIX века, не потеряли своей актуальности и представляют значительный интерес для решения задач современного общества. Высокие профессиональные и иные требования к кандидатам на должность присяжных поверенных привели к тому, что среди присяжных было большое количество высокоэрудированных и квалифицированных юристов. Газеты того времени регулярно печатали репортажи о судебных процессах, помещая тексты выступлений присяжных в судебных заседаниях. На слуху у всех были имена Ф.Н. Плевако, В.Д. Спассовича, С.А. Андреевского и многих других. Накануне Октябрьской революции в составе Государственной Думы была значительная часть депутатов – выходцев из числа присяжных поверенных.
 


Организация адвокатуры в период с 1917 г. по 2002 г. После октябрьской революции Декретом №1 «О суде» институт присяжных поверенных был упразднен. Только после принятия Декрета №2 «О суде» местным советам было предписано организовывать коллегии защитников, которые находились на содержании государства. После окончания Гражданской войны было утверждено новое Положение о коллегии защитников, контроль деятельности которых возлагался на суды, прокуратуру и исполнительные органы на губернском уровне. В 1939 г. было принято следующее Положение об адвокатуре. Надзорные полномочия за деятельностью адвокатов возлагались на народный комиссариат юстиции СССР и его региональные органы. В частности, этим наркоматом устанавливалась численность коллегий адвокатов, определялись размеры оплаты услуг, оказываемых адвокатами.
 


В 1980 г. в развитие Союзного закона об адвокатуре от 1979 г. в РСФСР был принят новый закон, который назывался, как и предыдущие, «Положение об адвокатуре». В соответствии со ст. 1 этого «Положения», основной задачей адвокатуры являлось оказание помощи гражданам и организациям. Она содействует «охране прав и законных интересов граждан и организаций, осуществлению правосудия, соблюдению и укреплению социалистической законности...». Коллегия адвокатов в Положении определяется как добровольное объединение лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Положение предусматривало, что в Федерации могли действовать республиканские (в автономных республиках), краевые, областные и городские (в Москве и Ленинграде), а также территориальные коллегии адвокатов. Высшим органом коллегии адвокатов являлось общее собрание (конференция) членов коллегии, ее исполнительным органом – президиум, контрольно-ревизионным органом – ревизионная комиссия.
 


Членами коллегии адвокатов могли быть «граждане СССР, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет». Лица, окончившие высшие юридические учебные заведения, но не имеющие достаточного стажа работы по специальности, могли быть приняты в коллегию адвокатов после прохождения стажировки в коллегии сроком от шести месяцев до одного года. Члены коллегии адвокатов и стажеры не могли состоять на службе в государственных и общественных организациях. Исключение могло быть сделано только для лиц, занимающихся научной или педагогической деятельностью, а также для членов коллегии, работающих в районах, объем адвокатской работы в которых является недостаточным. Для организации работы адвокатов по оказанию юридической помощи президиумы коллегий адвокатов создавались в городах и других населенных пунктах юридические консультации, которыми руководят заведующие, назначаемые президиумом.
 


«Положение» предусматривало следующие виды юридической помощи адвокатами: ? дают консультации и разъяснения по юридическим вопросам, устные и письменные справки по законодательству; ? составляют заявления, жалобы и другие документы правового характера; ? осуществляют представительство в суде, арбитраже и других государственных органах по гражданским делам и делам об административных правонарушениях; ? участвуют в предварительном следствии и в суде по уголовным делам в качестве защитников, представителей потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков. - оказывают гражданам и организациям иную юридическую помощь.
 


Данный закон также предусматривал наряду с оплачиваемой деятельностью и бесплатное оказание гражданам юридической помощи в следующих случаях: ? истцам в судах первой инстанции при ведении дел о взыскании алиментов и трудовых дел; по искам колхозников к колхозам об оплате труда; о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с работой; о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, наступившей в связи с работой, а также гражданам при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий; ? членам товарищеских судов и добровольных народных дружин по охране общественного порядка, при даче консультаций по законодательству в связи с их общественной деятельностью. Юридическая помощь оказывалась бесплатно и в других случаях, предусмотренных законодательством.
 


Положение устанавливало, что общее руководство коллегиями адвокатов осуществляет Министерство юстиции СССР, которое в пределах своей компетенции: ? контролирует соблюдение коллегиями адвокатов требований Закона СССР «Об адвокатуре в СССР» и других законодательных актов; ? устанавливает порядок оплаты юридической помощи и условия оплаты труда адвокатов; ? издает инструкции и методические рекомендации по вопросам деятельности адвокатуры; ? устанавливает особенности порядка организации и деятельности межтерриториальных и других коллегий адвокатов. Таким образом, создатели Закона об адвокатуре в СССР 1979 г. и Положения об адвокатуре РСФСР предусматривали, что контроль и общее руководство адвокатурой осуществляют органы государственной власти в лице Министерства юстиции и что заниматься адвокатской деятельностью можно только будучи членом коллегии адвокатов. Однако в Законе не оговаривалось, что число коллегий на территории одного субъекта СССР ограничено.
 


На начало 2002 г. на территории Российской Федерации действовали три Союза адвокатов: 1. Международный союз (ассоциация), в который наряду с некоторыми коллегиями адвокатов РФ входят коллегии других государств (СНГ и бывших республик); 2. Союз адвокатов Российской Федерации; 3. Ассоциация адвокатов России. Помимо этого, в России действовали альтернативные коллегии адвокатов, юридические центры, правовые кооперативы, юридические консультации, а также лица, оказывающие правовые услуги в частном порядке. Всего по данным на 1994 г. в Российской Федерации насчитывалось 106 коллегий адвокатов и более двух с половиной тысяч юридических консультаций. В том числе широкопрофильных – так называемых альтернативных коллегий – 49, объединяет их Гильдия российских адвокатов – «первое независимое некоммерческое профессиональное объединение правозащитников».
 


Адвокатура и адвокатская деятельность в Российской Федерации на современном этапе
 


Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» физическим и юридическим лицам (далее доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Адвокатская деятельность не является предпринимательской. Не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая: ? работниками юридических служб юридических лиц (далее организации), а также работниками органов государственной власти и органов местного самоуправления; ? участниками и работниками организаций, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальными предпринимателями; ? нотариусами, патентными поверенными, за исключением случаев, когда в качестве патентного поверенного выступает адвокат, либо другими лицами, которые законом специально уполномочены на ведение своей профессиональной деятельности.
 


Адвокатом является лицо, получившее в установленном Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности. Оказывая юридическую помощь, адвокат: 1. дает консультации и справки по правовым вопросам, как в устной, так и в письменной форме; 2. составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера; 3. представляет интересы доверителя в конституционном судопроизводстве; 4. участвует в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве; 5. участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;
 


6. участвует в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов; 7. представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях; 8. представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации; 9. участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания; 10. выступает в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях. Адвокат вправе оказывать иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом.
 


Представителями организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях могут выступать только адвокаты, за исключением случаев, когда эти функции выполняют работники, состоящие в штате указанных организаций и органов власти, если иное не установлено федеральным законом. Адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства. Адвокаты иностранных государств не допускаются к оказанию юридической помощи на территории Российской Федерации по вопросам, связанным с государственной тайной Российской Федерации. Адвокаты иностранных государств, осуществляющие адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, регистрируются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции в специальном реестре, порядок ведения которого определяется Правительством Российской Федерации.
 


Без регистрации в указанном реестре осуществление адвокатской деятельности адвокатами иностранных государств на территории Российской Федерации запрещается. В этом смысле Российская Федерация пошла по пути, которым идёт большинство иностранных государств: они тем или иным образом ограничивают или полностью запрещают ведение адвокатской деятельности на своей территории иностранным адвокатам. Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов. В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи.
 


Каждому адвокату гарантируется социальное обеспечение, предусмотренное для граждан Конституцией Российской Федерации. Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из: - Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», - других федеральных законов, - принимаемых в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, - принимаемых в пределах полномочий, установленных указанным Федеральным законом, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
 


Права и обязанности адвоката. Полномочия адвоката, участвующего в качестве представителя доверителя в конституционном, гражданском и административном судопроизводстве, а также в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях, регламентируются соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации. В случаях, предусмотренных Федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием. Форма ордера утверждается федеральным органом юстиции. В иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности. Никто не вправе требовать от адвоката и его доверителя предъявления соглашения об оказании юридической помощи (далее также – соглашение) для вступления адвоката в дело.
 


Адвокат вправе: 1. собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, а также иных организаций. Указанные органы и организации обязаны в порядке, установленном законодательством, выдавать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии; 2. опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по которому адвокат оказывает юридическую помощь; 3. собирать и представлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
 


4. привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием юридической помощи; 5. беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность (в том числе в период его содержания под стражей), без ограничения числа свиданий и их продолжительности; 6. фиксировать (в том числе с помощью технических средств) информацию, содержащуюся в материалах дела, по которому адвокат оказывает юридическую помощь, соблюдая при этом государственную и иную охраняемую законом тайну; 7. совершать иные действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
 


Адвокат не вправе: 1. принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случае, если оно имеет заведомо незаконный характер; 2. принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случаях, если он: ? имеет самостоятельный интерес по предмету соглашения с доверителем, отличный от интереса данного лица; ? участвовал в деле в качестве судьи, третейского судьи или арбитра, посредника, прокурора, следователя, дознавателя, эксперта, специалиста, переводчика, является по данному делу потерпевшим или свидетелем, а также если он являлся должностным лицом, в компетенции которого находилось принятие решения в интересах данного лица; ? состоит в родственных или семейных отношениях с должностным лицом, которое принимало или принимает участие в расследовании или рассмотрении дела данного лица; ? оказывает юридическую помощь доверителю, интересы которого противоречат интересам данного лица;
 


3. занимать по делу позицию вопреки воле доверителя, за исключением случаев, когда адвокат убежден в наличии самооговора доверителя; 4. делать публичные заявления о доказанности вины доверителя, если тот ее отрицает; 5. разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием последнему юридической помощи, без согласия доверителя; 6. отказаться от принятой на себя защиты. Негласное сотрудничество адвоката с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, запрещается.
 


Обязанности адвоката: 1. честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством Российской Федерации средствами; 2. исполнять требования закона об обязательном участии адвоката в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, а также оказывать юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 3. постоянно совершенствовать свои знания и повышать свою квалификацию; 4. соблюдать Кодекс профессиональной этики адвоката и исполнять решения органов адвокатской палаты субъекта Российской Федерации и Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации;
 


5. отчислять за счет получаемого вознаграждения средства на общие нужды адвокатской палаты в размерах и порядке, которые определяются собранием (конференцией) адвокатов адвокатской палаты соответствующего субъекта Российской Федерации, а также на содержание соответствующих адвокатского кабинета, коллегии адвокатов, адвокатского бюро; 6. осуществлять страхование риска своей профессиональной и имущественной ответственности. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей адвокат несет ответственность, предусмотренную Федеральным законодательством.
 


Адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю. Адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием. Проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) допускается только на основании судебного решения. Полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) сведения, предметы и документы могут быть использованы в качестве доказательств обвинения только в тех случаях, когда они не входят в производство адвоката по делам его доверителей. Указанные ограничения не распространяются на орудия преступления, а также на предметы, которые запрещены к обращению или оборот которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 


Статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности. Указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании в сроки, установленные Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». Не вправе претендовать на приобретение статуса адвоката и осуществление адвокатской деятельности лица: 1. признанные недееспособными или ограниченно дееспособными в установленном законодательством Российской Федерации порядке; 2. имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления. Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия при адвокатской палате субъекта Российской Федерации (далее – квалификационная комиссия) после сдачи лицом, претендующим на приобретение статуса адвоката (далее также – претендент), квалификационного экзамена.
 


В стаж работы по юридической специальности, необходимой для приобретения статуса адвоката, включается работа: 1. в качестве судьи; 2. на требующих высшего юридического образования государственных должностях в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органах; 3. на требовавших высшего юридического образования должностях в существовавших до принятия действующей Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, РСФСР и Российской Федерации, находившихся на территории Российской Федерации; 4. на требующих высшего юридического образования муниципальных должностях; 5. на требующих высшего юридического образования должностях в органах Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации; 6. на требующих высшего юридического образования должностях в юридических службах организаций;
 


7. на требующих высшего юридического образования должностях в научно-исследовательских учреждениях; 8. в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; 9. в качестве адвоката; 10. в качестве помощника адвоката; 11. в качестве нотариуса. Адвокат вправе осуществлять адвокатскую деятельность на всей территории Российской Федерации без какоголибо дополнительного разрешения. Иностранные граждане и лица без гражданства, получившие статус адвоката в порядке, установленном данным Федеральным законом, допускаются к осуществлению адвокатской деятельности на всей территории Российской Федерации в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом. Лицо, отвечающее указанным выше требованиям, вправе обратиться в квалификационную комиссию с заявлением о присвоении ему статуса адвоката.
 


Претендент помимо заявления представляет в квалификационную комиссию копию документа, удостоверяющего его личность, анкету, содержащую биографические сведения, копию трудовой книжки или иной документ, подтверждающий стаж работы по юридической специальности, копию документа, подтверждающего высшее юридическое образование либо наличие ученой степени по юридической специальности, а также другие документы в случаях, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре. Предоставление недостоверных сведений может служить основанием для отказа в допуске претендента к квалификационному экзамену. Квалификационная комиссия при необходимости организует в течение двух месяцев проверку достоверности документов и сведений, представленных претендентом. При этом квалификационная комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с запросом о проверке либо подтверждении достоверности указанных документов и сведений. Данные органы обязаны сообщить квалификационной комиссии о результатах проверки документов и сведений либо подтвердить их достоверность не позднее чем через месяц со дня получения запроса квалификационной комиссии.
 


После завершения проверки квалификационная комиссия принимает решение о допуске претендента к квалификационному экзамену. Решение об отказе в допуске претендента к квалификационному экзамену может быть принято только по основаниям, указанным в данном Федеральном законе. Решение об отказе в допуске к квалификационному экзамену может быть обжаловано в суд. Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена и оценки знаний претендентов, а также перечень вопросов, предлагаемых претендентам, разрабатываются и утверждаются советом Федеральной палаты адвокатов. Квалификационный экзамен состоит из письменных ответов на вопросы (тестирование) и устного собеседования. Претендент, не сдавший квалификационный экзамен, допускается к его повторной сдаче не ранее чем через год. Квалификационная комиссия в трехмесячный срок со дня подачи претендентом заявления о присвоении ему статуса адвоката принимает решение о присвоении либо об отказе в присвоении претенденту статуса адвоката.
 


Решение квалификационной комиссии о присвоении претенденту статуса адвоката вступает в силу со дня принятия претендентом присяги адвоката. Квалификационная комиссия не вправе отказать претенденту, успешно сдавшему квалификационный экзамен, в присвоении статуса адвоката, за исключением случаев, когда после сдачи квалификационного экзамена обнаруживаются обстоятельства, препятствовавшие допуску к квалификационному экзамену. В таких случаях решение об отказе в присвоении статуса адвоката может быть обжаловано в суд. Статус адвоката присваивается претенденту на неопределенный срок и не ограничивается определенным возрастом адвоката.
 


В порядке, установленном адвокатской палатой, претендент, успешно сдавший квалификационный экзамен, приносит присягу следующего содержания: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности адвоката, защищать права, свободы и интересы доверителей, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законом и Кодексом профессиональной этики адвоката». Со дня принятия присяги претендент получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области юстиции (далее – территориальный орган юстиции) ведет реестр адвокатов субъекта Российской Федерации (далее региональный реестр). Территориальный орган юстиции ежегодно не позднее 1 февраля направляет в адвокатскую палату копию регионального реестра. О внесении изменений в региональный реестр территориальный орган юстиции уведомляет адвокатскую палату соответствующего субъекта Российской Федерации в 10-дневный срок со дня внесения указанных изменений.
 


Порядок ведения региональных реестров определяется федеральным органом юстиции. О присвоении претенденту статуса адвоката квалификационная комиссия в семидневный срок со дня принятия соответствующего решения уведомляет территориальный орган юстиции, который в месячный срок со дня получения уведомления вносит сведения об адвокате в региональный реестр и выдает адвокату соответствующее удостоверение. Форма удостоверения утверждается федеральным органом юстиции. В удостоверении указываются фамилия, имя, отчество адвоката, его регистрационный номер в региональном реестре. В удостоверении должна быть фотография адвоката, заверенная печатью территориального органа юстиции. Удостоверение является единственным документом, подтверждающим статус адвоката. Адвокат может одновременно являться членом адвокатской палаты только одного субъекта Российской Федерации, сведения о нем вносятся только в один региональный реестр. Адвокат вправе осуществлять свою деятельность только в одном адвокатском образовании, учрежденном в соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».
 


Адвокат, принявший решение об изменении членства в адвокатской палате одного субъекта Российской Федерации на членство в адвокатской палате другого субъекта Российской Федерации, уведомляет об этом заказным письмом совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, членом которой он является. Об указанном решении адвоката совет уведомляет территориальный орган юстиции. Территориальный орган юстиции исключает сведения об адвокате из регионального реестра. При этом адвокат обязан сдать свое удостоверение в территориальный орган юстиции. Взамен сданного адвокатом удостоверения территориальный орган юстиции выдает адвокату документ, подтверждающий статус адвоката. В данном документе указывается дата исключения сведений об адвокате из регионального реестра. Адвокат обязан в месячный срок со дня исключения сведений о нем из регионального реестра заказным письмом уведомить об этом совет адвокатской палаты того субъекта Российской Федерации, членом которой он намерен стать. Совет адвокатской палаты соответствующего субъекта Российской Федерации в 10-дневный срок со дня получения от адвоката указанного уведомления проверяет сведения об адвокате и выносит решение о приеме данного адвоката в члены адвокатской палаты.
 


Об указанном решении совет уведомляет территориальный орган юстиции и адвоката в семидневный срок со дня принятия решения. Территориальный орган юстиции в месячный срок со дня получения указанного уведомления вносит сведения об адвокате в региональный реестр и выдает адвокату новое удостоверение. Адвокат со дня получения статуса адвоката, либо внесения сведений об адвокате в региональный реестр после изменения им членства в адвокатской палате, либо возобновления статуса адвоката обязан уведомить совет адвокатской палаты об избранной им форме адвокатского образования в течение шести месяцев со дня наступления указанных обстоятельств. Невнесение сведений об адвокате в региональный реестр либо невыдача адвокату удостоверения в установленные сроки могут быть обжалованы в суд. Изменение адвокатом членства в адвокатской палате не допускается в течение первых двух лет со дня присвоения ему статуса адвоката, за исключением случая переезда на территорию другого субъекта Российской Федерации в связи с изменением места жительства.
 


Приостановление статуса адвоката. Статус адвоката (в том числе осуществление им адвокатской деятельности) приостанавливается по следующим основаниям: 1. избрание адвоката в орган государственной власти или орган местного самоуправления на период работы на постоянной основе; 2. неспособность адвоката более шести месяцев исполнять свои профессиональные обязанности; 3. призыв адвоката на военную службу; 4. признание адвоката безвестно отсутствующим в установленном федеральным законом порядке. В случае принятия судом решения о применении к адвокату принудительных мер медицинского характера суд может рассмотреть вопрос о приостановлении статуса данного адвоката. Приостановление статуса адвоката влечет за собой приостановление действия в отношении данного адвоката гарантий, предусмотренных Федеральным законом, за исключением гарантий, предусмотренных п. 2 ст. 18 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».
 


Решение о приостановлении статуса адвоката принимает совет адвокатской палаты того субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об этом адвокате. После прекращения действия оснований, предусмотренных п.п. 1 и 2 ст. 16 Федерального закона, статус адвоката возобновляется по решению совета, принявшего решение о приостановлении статуса адвоката, на основании личного заявления адвоката, статус которого был приостановлен. Решение об отказе в возобновлении статуса адвоката может быть обжаловано в суд. Совет адвокатской палаты в пятидневный срок со дня принятия им решения о приостановлении либо возобновлении статуса адвоката уведомляет об этом в письменной форме территориальный орган юстиции для внесения соответствующих сведений в региональный реестр. Территориальный орган юстиции в 10-дневный срок со дня получения указанного уведомления вносит сведения о приостановлении либо возобновлении статуса адвоката в региональный реестр.
 


Статус адвоката может быть прекращен по следующим основаниям: 1. личное заявление адвоката в письменной форме о прекращении статуса адвоката; 2. вступление в законную силу решения суда о признании адвоката не дееспособным или ограниченно дееспособным; 3. отсутствие в адвокатской палате в течение шести месяцев со дня наступления обстоятельств, предусмотренных п. 6 ст. 15 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», сведений об избрании адвокатом формы адвокатского образования, а также сведений о том адвокатском образовании, учредителем (членом) которого является адвокат; 4. смерть адвоката или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим; 5. совершение поступка, порочащего честь и достоинство адвоката или умаляющего авторитет адвокатуры; 6. неисполнение либо ненадлежащее исполнение адвокатом своих профессиональных обязанностей перед доверителем, а также неисполнение решений органов адвокатской палаты, принятых в пределах их компетенции; 7. вступление в законную силу приговора суда о признании адвоката виновным в совершении умышленного преступления; 8. установление недостоверности сведений, представленных в квалификационную комиссию в соответствии с требованиями п. 2 ст. 10 Федерального закона, а также выявление обстоятельств, предусмотренных п. 2 ст. 9 Федерального закона.
 


Решение о прекращении статуса адвоката принимает совет адвокатской палаты того субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об этом адвокате. В отдельных случаях решение принимается советом соответствующей адвокатской палаты на основании заключения квалификационной комиссии. О принятом решении совет в семидневный срок со дня принятия решения о прекращении статуса адвоката уведомляет в письменной форме лицо, статус адвоката которого прекращен, за исключением случая вступления в законную силу приговора суда о признании адвоката виновным в совершении умышленного преступления, соответствующее адвокатское образование, а также соответствующий территориальный орган юстиции, который вносит необходимые изменения в региональный реестр.
 


Решение о прекращении статуса адвоката может быть обжаловано в суд. Территориальный орган юстиции, располагающий сведениями об обстоятельствах, являющихся основаниями для прекращения статуса адвоката, направляет представление о прекращении статуса адвоката в адвокатскую палату. В случае, если совет адвокатской палаты в месячный срок со дня поступления соответствующего представления не принял решение о прекращении статуса адвоката в отношении данного адвоката, территориальный орган юстиции вправе обратиться в суд с заявлением о прекращении статуса адвоката.
 


Гарантии независимости адвоката. Вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом запрещаются. Адвокат не может быть привлечен к какой-либо ответственности (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) за выраженное им при осуществлении адвокатской деятельности мнение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность адвоката в преступном действии (бездействии). Указанные ограничения не распространяются на гражданско-правовую ответственность адвоката перед доверителем в соответствии с Федеральным законом. Истребование от адвокатов, а также от работников адвокатских образований, адвокатских палат или Федеральной палаты адвокатов сведений, связанных с оказанием юридической помощи по конкретным делам, не допускается.
 


Адвокат, члены его семьи и их имущество находятся под защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принимать необходимые меры по обеспечению безопасности адвоката, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества. Уголовное преследование адвоката осуществляется с соблюдением гарантий адвокату, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством. Адвокат осуществляет в соответствии с федеральным законом страхование риска своей профессиональной имущественной ответственности за нарушение условий заключенного с доверителем соглашения об оказании юридической помощи.
 


Помощник адвоката и стажер адвоката. Адвокат вправе иметь помощников. Помощниками адвоката могут быть лица, имеющие высшее, незаконченное высшее или среднее юридическое образование, за исключением лиц, указанных в п. 2 ст. 9 Федерального закона. Помощник адвоката не вправе заниматься адвокатской деятельностью. Помощник адвоката обязан хранить адвокатскую тайну. Помощник адвоката принимается на работу на условиях трудового договора, заключенного с адвокатским образованием, а в случае, если адвокат осуществляет свою деятельность в адвокатском кабинете, – с адвокатом, которые являются по отношению к данному лицу работодателями.
 


Адвокат, имеющий адвокатский стаж не менее пяти лет, вправе иметь стажеров. Стажерами адвоката могут быть лица, имеющие высшее юридическое образование, за исключением лиц, указанных в п. 2 ст. 9 Федерального закона. Срок стажировки: от одного года до двух лет. Стажер адвоката осуществляет свою деятельность под руководством адвоката, выполняя его отдельные поручения. Стажер адвоката не вправе самостоятельно заниматься адвокатской деятельностью. Стажер адвоката обязан хранить адвокатскую тайну. Стажер адвоката принимается на работу на условиях трудового договора, заключенного с адвокатским образованием, а в случае, если адвокат осуществляет свою деятельность в адвокатском кабинете, – с адвокатом, которые являются по отношению к данному лицу работодателями. Социальное страхование помощника или стажера адвоката осуществляется адвокатским образованием, в котором работают помощник или стажер, а в случае, если адвокат осуществляет свою деятельность в адвокатском кабинете, – адвокатом, в адвокатском кабинете которого работают эти лица.
 


Организация адвокатской деятельности и адвокатуры. После получения в установленном порядке статуса адвоката последний обязан в течение 6 месяцев выбрать форму адвокатского образования, в рамках которого им будет осуществляться адвокатская деятельность. Формами адвокатских образований являются: - адвокатский кабинет, - коллегия адвокатов, - адвокатское бюро, - юридическая консультация. Адвокат вправе в соответствии с Федеральным законом самостоятельно избирать форму адвокатского образования и место осуществления адвокатской деятельности. Об избранных форме адвокатского образования и месте осуществления адвокатской деятельности адвокат обязан уведомить совет адвокатской палаты в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В случаях, предусмотренных ст. 24 Федерального закона, адвокат осуществляет адвокатскую деятельность в юридической консультации.
 


1. Адвокатский кабинет. Адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, учреждает адвокатский кабинет. Об учреждении адвокатского кабинета адвокат направляет в совет адвокатской палаты заказным письмом уведомление, в котором указываются сведения об адвокате, место нахождения адвокатского кабинета, порядок осуществления телефонной, телеграфной, почтовой и иной связи между советом адвокатской палаты и адвокатом. Адвокатский кабинет не является юридическим лицом. Адвокат, учредивший адвокатский кабинет, открывает счета в банках в соответствии с законодательством, имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием адвокатского кабинета, содержащим указание на субъект Российской Федерации, на территории которого учрежден адвокатский кабинет.
 


Соглашения об оказании юридической помощи в адвокатском кабинете заключаются между адвокатом и доверителем и регистрируются в документации адвокатского кабинета. Адвокат вправе использовать для размещения адвокатского кабинета жилые помещения, принадлежащие ему либо членам его семьи на праве собственности, с согласия последних. Жилые помещения, занимаемые адвокатом и членами его семьи по договору найма, могут использоваться адвокатом для размещения адвокатского кабинета с согласия наймодателя и всех совершеннолетних лиц, проживающих совместно с адвокатом.
 


2. Адвокатское бюро. Два и более адвоката вправе учредить адвокатское бюро. К отношениям, возникающим в связи с учреждением и деятельностью адвокатского бюро, применяются правила ст. 22 Федерального закона, если иное не предусмотрено данной статьей. Адвокаты, учредившие адвокатское бюро, заключают между собой партнерский договор в простой письменной форме. По партнерскому договору адвокаты-партнеры обязуются соединить свои усилия для оказания юридической помощи от имени всех партнеров. В партнерском договоре указываются: 1. срок действия партнерского договора; 2. порядок принятия партнерами решений; 3. порядок избрания управляющего партнера и его компетенция; 4. иные существенные условия.
 


Ведение общих дел адвокатского бюро осуществляется управляющим партнером, если иное не установлено партнерским договором. Соглашение об оказании юридической помощи с доверителем заключается управляющим партнером или иным партнером от имени всех партнеров на основании выданных ими доверенностей. В доверенностях указываются все ограничения компетенции партнера, заключающего соглашения и сделки с доверителями и третьими лицами. Указанные ограничения доводятся до сведения доверителей и третьих лиц. Партнерский договор прекращается по следующим основаниям: 1. истечение срока действия партнерского договора; 2. прекращение или приостановление статуса адвоката, являющегося одним из партнеров, если партнерским договором не предусмотрено сохранение договора в отношениях между остальными партнерами; 3. расторжение партнерского договора по требованию одного из партнеров, если партнерским договором не предусмотрено сохранение договора в отношениях между остальными партнерами. С момента прекращения партнерского договора его участники несут солидарную ответственность по неисполненным общим обязательствам в отношении доверителей и третьих лиц.
 


При выходе из партнерского договора одного из партнеров он обязан передать управляющему партнеру производства по всем делам, по которым оказывал юридическую помощь. Адвокат, вышедший из партнерского договора, отвечает перед доверителями и третьими лицами по общим обязательствам, возникшим в период его участия в партнерском договоре. Адвокатское бюро не может быть преобразовано в коммерческую организацию или любую иную некоммерческую организацию, за исключением случаев преобразования адвокатского бюро в коллегию адвокатов. После прекращения партнерского договора адвокаты обязаны заключить новый партнерский договор. Если новый партнерский договор не заключен в течение месяца со дня прекращения действия прежнего партнерского договора, то адвокатское бюро подлежит преобразованию в коллегию адвокатов либо ликвидации. С момента прекращения партнерского договора и до момента преобразования адвокатского бюро в коллегию адвокатов либо заключения нового партнерского договора адвокаты не вправе заключать соглашения об оказании юридической помощи.
 


3. Коллегия адвокатов. Два и более адвоката вправе учредить коллегию адвокатов. Коллегия адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава, утверждаемого ее учредителями (далее также – устав), и заключаемого ими учредительного договора. Учредителями и членами коллегии адвокатов могут быть адвокаты, сведения о которых внесены только в один региональный реестр. В учредительном договоре учредители определяют условия передачи коллегии адвокатов своего имущества, порядок участия в ее деятельности, порядок и условия приема в коллегию адвокатов новых членов, права и обязанности учредителей (членов) коллегии адвокатов, порядок и условия выхода учредителей (членов) из ее состава.
 


Устав должен содержать следующие сведения: 1. наименование коллегии адвокатов; 2. место нахождения коллегии адвокатов; 3. предмет и цели деятельности коллегии адвокатов; 4. источники образования имущества коллегии адвокатов и направления его использования; 5. порядок управления коллегией адвокатов; 6. сведения о филиалах коллегии адвокатов; 7. порядок реорганизации и ликвидации коллегии адвокатов; 8. порядок внесения в устав изменений и дополнений; 9. иные положения, не противоречащие Федеральному закону и иным федеральным законам.
 


Требования учредительного договора и устава обязательны для исполнения самой коллегией адвокатов и ее учредителями (членами). Об учреждении коллегии адвокатов ее учредители направляют в совет адвокатской палаты заказным письмом уведомление, в котором указываются сведения об учредителях, место нахождения коллегии адвокатов, порядок осуществления телефонной, телеграфной, почтовой и иной связи между советом адвокатской палаты и коллегией адвокатов и к которому прилагаются нотариально заверенные копии учредительного договора и устава. Коллегия адвокатов учреждается с момента ее государственной регистрации. Государственная регистрация коллегии адвокатов, а также внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении ее деятельности осуществляются в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. Коллегия адвокатов является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, открывает счета в банках в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием коллегии адвокатов, содержащим указание на субъект Российской Федерации, на территории которого учреждена коллегия адвокатов.
 


Коллегия адвокатов вправе создавать филиалы на всей территории Российской Федерации, а также на территории иностранного государства, если это предусмотрено законодательством данного иностранного государства. Адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность в филиале коллегии адвокатов, являются членами коллегии адвокатов, создавшей соответствующий филиал. Сведения об адвокатах, осуществляющих адвокатскую деятельность в филиале коллегии адвокатов, вносятся в региональный реестр того субъекта Российской Федерации, на территории которого создан филиал. Сведения об адвокатах, осуществляющих адвокатскую деятельность в филиале коллегии адвокатов, созданном на территории иностранного государства, вносятся в региональный реестр того субъекта Российской Федерации, на территории которого учреждена коллегия адвокатов. Имущество, внесенное учредителями коллегии адвокатов в качестве вкладов, принадлежит ей на праве собственности. Члены коллегии адвокатов не отвечают по ее обязательствам, коллегия адвокатов не отвечает по обязательствам своих членов.
 


Коллегия адвокатов в соответствии с законодательством Российской Федерации является налоговым агентом адвокатов, являющихся ее членами, по доходам, полученным ими в связи с осуществлением адвокатской деятельности, а также их представителем по расчетам с доверителями и третьими лицами и другим вопросам, предусмотренным учредительными документами коллегии адвокатов. Коллегия адвокатов несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей налогового агента или представителя. Соглашения об оказании юридической помощи в коллегии адвокатов заключаются между адвокатом и доверителем и регистрируются в документации коллегии адвокатов. Коллегия адвокатов не может быть преобразована в коммерческую организацию или любую иную некоммерческую организацию, за исключением случаев преобразования коллегии адвокатов в адвокатское бюро. К отношениям, возникающим в связи с учреждением, деятельностью и ликвидацией коллегии адвокатов, применяются правила, предусмотренные для некоммерческих партнерств Федеральным законом «О некоммерческих организациях», если эти правила не противоречат положениям закона.
 


4. Юридическая консультация. В случае, если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью, адвокатская палата по представлению органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации учреждает юридическую консультацию. Юридическая консультация является некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения. Вопросы создания, реорганизации, преобразования, ликвидации и деятельности юридической консультации регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и Федеральным законом. Вопросы, связанные с порядком и условиями материально технического обеспечения юридической консультации, выделением служебных и жилых помещений для адвокатов, направленных для работы в юридической консультации, а также с оказанием финансовой помощи адвокатской палате для содержания юридической консультации, регулируются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Собрание (конференция) адвокатов ежегодно определяет размер вознаграждения, выплачиваемого адвокатской палатой адвокату, направляемому для работы в юридической консультации, а также смету расходов на содержание юридической консультации.
 


Адвокатская палата субъекта Российской Федерации. Адвокатская палата является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатов одного субъекта Российской Федерации. Адвокатские палаты действуют на основании общих положений для организаций данного вида, предусмотренных Федеральным законом. Адвокатская палата имеет свое наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и субъект Российской Федерации, на территории которого она образована. Адвокатская палата создается в целях обеспечения оказания квалифицированной юридической помощи, ее доступности для населения на всей территории данного субъекта Российской Федерации, организации юридической помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатно, представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях, контроля за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению адвокатской деятельности, и соблюдением адвокатами кодекса профессиональной этики адвоката.
 


Адвокатская палата образуется учредительным собранием (конференцией) адвокатов. Адвокатская палата является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, открывает расчетный и другие счета в банках в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также имеет печать, штампы и бланки со своим наименованием, содержащим указание на субъект Российской Федерации, на территории которого она образована. Адвокаты не отвечают по обязательствам адвокатской палаты, а адвокатская палата не отвечает по обязательствам адвокатов. Адвокатская палата подлежит государственной регистрации, которая осуществляется на основании решения учредительного собрания (конференции) адвокатов и в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.
 


На территории субъекта Российской Федерации может быть образована только одна адвокатская палата, которая не вправе образовывать свои структурные подразделения, филиалы и представительства на территориях других субъектов Российской Федерации. Образование межрегиональных и иных межтерриториальных адвокатских палат не допускается. Решения органов адвокатской палаты, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех членов адвокатской палаты. Адвокатская палата не вправе осуществлять адвокатскую деятельность от своего имени, а также заниматься предпринимательской деятельностью.
 


Структура адвокатской палаты субъекта Российской Федерации. В составе Адвокатской палаты действуют следующие органы: 1. Собрание (конференция) адвокатов. Высшим органом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации является собрание адвокатов. В случае, если численность адвокатской палаты превышает 300 человек, высшим органом адвокатской палаты является конференция адвокатов. Собрание (конференция) адвокатов созывается не реже одного раза в год. Собрание (конференция) адвокатов считается правомочным, если в его работе принимают участие не менее двух третей членов адвокатской палаты (делегатов конференции).
 


К компетенции собрания (конференции) адвокатов относятся: 1. формирование совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации и принятие решений о досрочном прекращении полномочий членов совета; 2. утверждение порядка определения норм представительства и порядка избрания делегатов на конференцию; 3. избрание ревизионной комиссии и избрание членов квалификационной комиссии из числа адвокатов; 4. избрание делегатов на Всероссийский съезд адвокатов; 5. определение порядка направления адвокатов для работы в юридических консультациях; 6. определение размера обязательных отчислений адвокатов на общие нужды адвокатской палаты; 7. утверждение сметы расходов на содержание адвокатской палаты; 8. утверждение отчета ревизионной комиссии о результатах ревизии финансово- хозяйственной деятельности палаты;
 


9. утверждение отчетов совета, в том числе об исполнении сметы расходов на содержание совета; 10. утверждение регламентов собрания (конференции) адвокатов, совета и ревизионной комиссии; 11. определение места нахождения совета; 12. утверждение штатного расписания аппарата органов адвокатской палаты; 13. установление мер поощрения и видов ответственности адвокатов; 14. принятие иных решений в соответствии с Федеральным законом. Решения собрания (конференции) адвокатов принимаются простым большинством голосов адвокатов, участвующих в собрании (делегатов конференции).
 


2. Совет адвокатской палаты. Совет адвокатской палаты является коллегиальным исполнительным органом адвокатской палаты. Совет избирается собранием (конференцией) адвокатов тайным голосованием в количестве не более 15 человек из состава членов адвокатской палаты. Собрание (конференция) адвокатов обновляет состав совета один раз в два года не менее чем на одну треть. Совет адвокатской палаты: 1. избирает из своего состава президента адвокатской палаты сроком на четыре года и по его представлению одного или нескольких вице-президентов сроком на два года, определяет полномочия президента и вице-президентов; 2. определяет нормы представительства на конференцию; 3. обеспечивает доступность юридической помощи на всей территории субъекта Российской Федерации, в том числе юридической помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
 


В указанных целях совет адвокатской палаты: ? по представлению органов государственной власти субъекта Российской Федерации принимает решения о создании юридических консультаций; ? направляет адвокатов для работы в юридических консультациях в соответствии с порядком, определенным собранием (конференцией) адвокатов; ? финансирует деятельность юридических консультаций и работающих в них адвокатов в соответствии со сметой, утверждаемой собранием (конференцией) адвокатов; ? определяет порядок оказания юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, и в иных случаях; доводит этот порядок до сведения указанных органов, а также адвокатов и контролирует исполнение его адвокатами; ? определяет порядок выплаты вознаграждения за счет средств адвокатской палаты адвокатам, оказывающим юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно;
 


? представляет адвокатскую палату в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и в иных организациях; ? содействует повышению профессионального уровня адвокатов; ? рассматривает жалобы на действия (бездействие) адвокатов с учетом заключения квалификационной комиссии; ? защищает социальные и профессиональные права адвокатов; ? содействует обеспечению адвокатских образований служебными помещениями; ? организует информационное обеспечение адвокатов, а также обмен опытом работы между ними; ? занимается методической деятельностью; ? созывает не реже одного раза в год собрания (конференции) адвокатов, формирует их повестку дня; ? распоряжается имуществом адвокатской палаты в соответствии со сметой и с назначением имущества.
 


В случае неисполнения советом адвокатской палаты требований Федерального закона полномочия совета могут быть прекращены досрочно на собрании (конференции) адвокатов. Внеочередное собрание (конференция) адвокатов созывается советом по требованию одной трети членов адвокатской палаты либо по требованию территориального органа юстиции. Заседания совета созываются президентом адвокатской палаты по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Заседание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей членов совета. Решения совета принимаются простым большинством голосов членов совета, участвующих в его заседании, и являются обязательными для всех членов адвокатской палаты.
 


Президент адвокатской палаты: - представляет адвокатскую палату в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, а также с физическими лицами, - действует от имени адвокатской палаты без доверенности, - выдает доверенности и заключает сделки от имени адвокатской палаты, - распоряжается имуществом адвокатской палаты по решению совета в соответствии со сметой и с назначением имущества, - осуществляет прием на работу и увольнение с работы работников аппарата адвокатской палаты, - созывает заседания совета, - обеспечивает исполнение решений совета и решений собрания (конференции) адвокатов. Президент и вице-президенты, а также другие члены совета могут совмещать работу в совете адвокатской палаты с адвокатской деятельностью, получая при этом вознаграждение за работу в совете в размере, определяемом собранием (конференцией) адвокатов. Совет адвокатской палаты не вправе осуществлять адвокатскую деятельность от своего имени, а также заниматься предпринимательской деятельностью.
 


3. Ревизионная комиссия. Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью адвокатской палаты и ее органов избирается ревизионная комиссия из числа адвокатов, сведения о которых внесены в региональный реестр соответствующего субъекта Российской Федерации. Об итогах своей деятельности ревизионная комиссия отчитывается перед собранием (конференцией) адвокатов. Члены ревизионной комиссии могут совмещать работу в ревизионной комиссии с адвокатской деятельностью, получая при этом вознаграждение за работу в ревизионной комиссии в размере, определяемом собранием (конференцией) адвокатов.
 


4. Квалификационная комиссия. Квалификационная комиссия создается для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката, а также для рассмотрения жалоб на действия (бездействие) адвокатов. Квалификационная комиссия формируется на срок два года в количестве 13 членов комиссии по следующим нормам представительства: 1. от адвокатской палаты – семь адвокатов. При этом адвокат - член комиссии - должен иметь стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет; 2. от территориального органа юстиции – два представителя; 3. от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации – два представителя. При этом представители не могут быть депутатами, государственными или муниципальными служащими. Порядок избрания указанных представителей и требования, предъявляемые к ним, определяются законами субъектов Российской Федерации;
 


4. от верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа – один судья; 5. от арбитражного суда субъекта Российской Федерации – один судья. Председателем квалификационной комиссии является президент адвокатской палаты по должности. Квалификационная комиссия считается сформированной и правомочна принимать решения при наличии в ее составе не менее двух третей от числа членов квалификационной комиссии, предусмотренного настоящим пунктом. Заседания квалификационной комиссии созываются председателем квалификационной комиссии по мере необходимости, но не реже четырех раз в год. Заседание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей членов квалификационной комиссии.
 


Решения квалификационной комиссии по вопросу о приеме квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката, принимаются простым большинством голосов членов квалификационной комиссии, участвующих в ее заседании, путем голосования именными бюллетенями. Форма бюллетеня утверждается советом Федеральной палаты адвокатов. Протокол заседания квалификационной комиссии подписывается всеми членами квалификационной комиссии независимо от позиции, занятой каждым членом при голосовании. Бюллетени для голосования, тексты письменных ответов на вопросы (тестирование) приобщаются к протоколу и хранятся в документации адвокатской палаты как бланки строгой отчетности в течение трех лет. Решение квалификационной комиссии объявляется претенденту немедленно после голосования. Квалификационная комиссия по результатам рассмотрения жалобы дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях (бездействии) адвоката нарушения норм кодекса профессиональной этики адвоката, о неисполнении или ненадлежащем исполнении им своих обязанностей.
 


Заключение квалификационной комиссии принимается простым большинством голосов членов квалификационной комиссии, участвующих в ее заседании, путем голосования именными бюллетенями. Форма бюллетеня утверждается советом Федеральной палаты адвокатов. Адвокат и лицо, подавшее жалобу на действия (бездействие) адвоката, имеют право на объективное и справедливое рассмотрение жалобы. Указанные лица вправе привлечь к рассмотрению жалобы адвоката по своему выбору. Протокол заседания квалификационной комиссии подписывается всеми членами квалификационной комиссии независимо от позиции, занятой каждым членом при голосовании. Адвокаты – члены квалификационной комиссии – могут совмещать работу в квалификационной комиссии с адвокатской деятельностью, получая при этом вознаграждение за работу в квалификационной комиссии в размере, определяемом собранием (конференцией) адвокатов.
 


Имущество адвокатской палаты. Имущество адвокатской палаты формируется за счет отчислений, осуществляемых адвокатами на общие нужды адвокатской палаты, грантов и благотворительной помощи (пожертвований), поступающих от юридических и физических лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Адвокатская палата является собственником данного имущества. К затратам на общие нужды адвокатской палаты относятся: - расходы на вознаграждение адвокатов, работающих в органах адвокатской палаты, - компенсация этим адвокатам расходов, связанных с их работой в указанных органах, - расходы на заработную плату работников аппарата адвокатской палаты, - материальное обеспечение деятельности адвокатской палаты, - по решению собрания (конференции) адвокатов – расходы на оплату труда адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно, - иные расходы, предусмотренные сметой адвокатской палаты.
 


Федеральная палата адвокатов Российской Федерации. Федеральная палата адвокатов Российской Федерации является общероссийской негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатских палат субъектов Российской Федерации. Федеральная палата адвокатов как орган адвокатского самоуправления в Российской Федерации создается в целях представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, координации деятельности адвокатских палат, обеспечения высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи. Федеральная палата адвокатов является юридическим лицом, имеет смету, расчетный и другие счета в банках в соответствии с законодательством Российской Федерации, печать, штампы и бланки со своим наименованием.
 


Федеральная палата адвокатов образуется Всероссийским съездом адвокатов. Образование других организаций и органов с функциями и полномочиями, аналогичными функциям и полномочиям Федеральной палаты адвокатов, не допускается. Устав Федеральной палаты адвокатов принимается Всероссийским съездом адвокатов. Федеральная палата адвокатов подлежит государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. Решения Федеральной палаты адвокатов и ее органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех адвокатских палат и адвокатов.
 


Органы Федеральной палаты адвокатов РФ. 1. Высшим органом Федеральной палаты адвокатов является Всероссийский съезд адвокатов. Съезд созывается не реже одного раза в два года. Съезд считается правомочным, если в его работе принимают участие не менее двух третей делегатов съезда. Всероссийский съезд адвокатов: 1. принимает устав Федеральной палаты адвокатов; 2. принимает Кодекс профессиональной этики адвоката; 3. утверждает единую норму представительства от адвокатских палат на Всероссийский съезд адвокатов; 4. формирует состав совета Федеральной палаты адвокатов и принимает решение о досрочном прекращении полномочий его членов;
 


5. определяет размер отчислений адвокатских палат на общие нужды Федеральной палаты адвокатов, исходя из численности адвокатских палат; 6. утверждает смету расходов на содержание Федеральной палаты адвокатов; 7. утверждает отчеты совета Федеральной палаты адвокатов, в том числе об исполнении сметы расходов на содержание Федеральной палаты адвокатов; 8. избирает ревизионную комиссию Федеральной палаты адвокатов и утверждает ее отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности совета Федеральной палаты адвокатов; 9. утверждает регламенты Всероссийского съезда адвокатов и совета Федеральной палаты адвокатов; 10. утверждает штатное расписание аппарата Федеральной палаты адвокатов; 11. определяет место нахождения совета Федеральной палаты адвокатов; 12. осуществляет иные функции, предусмотренные уставом Федеральной палаты адвокатов.
 


2. Совет Федеральной палаты адвокатов является коллегиальным исполнительным органом Федеральной палаты адвокатов. Совет Федеральной палаты адвокатов избирается Всероссийским съездом адвокатов тайным голосованием в количестве 36 человек. Всероссийский съезд адвокатов обновляет состав совета Федеральной палаты адвокатов один раз в два года не менее чем на одну треть. Совет Федеральной палаты адвокатов: 1. избирает из своего состава президента Федеральной палаты адвокатов сроком на четыре года и по его представлению трех вице президентов Федеральной палаты адвокатов сроком на два года, определяет полномочия президента и вице-президентов; 2. представляет Федеральную палату адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях в Российской Федерации и за рубежом; 3. координирует деятельность адвокатских палат;
 


4. содействует повышению профессионального уровня адвокатов, разрабатывает единую методику профессиональной подготовки и переподготовки адвокатов, помощников адвокатов и стажеров адвокатов; 5. защищает социальные и профессиональные права адвокатов; 6. участвует в проведении экспертиз проектов федеральных законов по вопросам, относящимся к адвокатской деятельности; 7. организует информационное обеспечение адвокатов; 8. обобщает дисциплинарную практику, существующую в адвокатских палатах, и разрабатывает в связи с этим необходимые рекомендации; 9. занимается методической деятельностью; 10. созывает не реже одного раза в два года Всероссийский съезд адвокатов, формирует его повестку дня; 11. распоряжается имуществом Федеральной палаты адвокатов в соответствии со сметой и с назначением имущества; 12. осуществляет иные функции, предусмотренные уставом Федеральной палаты адвокатов.
 


В случае неисполнения советом Федеральной палаты адвокатов требований Федерального закона полномочия совета Федеральной палаты адвокатов могут быть прекращены досрочно на Всероссийском съезде адвокатов. Внеочередной Всероссийский съезд адвокатов созывается советом Федеральной палаты адвокатов по требованию одной трети адвокатских палат субъектов Российской Федерации. Заседания совета Федеральной палаты адвокатов созываются президентом Федеральной палаты адвокатов по мере необходимости, но не реже одного раза в два месяца. Заседание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей членов совета Федеральной палаты адвокатов. Решения совета Федеральной палаты адвокатов принимаются простым большинством голосов членов совета Федеральной палаты адвокатов, участвующих в его заседании.
 


Президент Федеральной палаты адвокатов: - представляет Федеральную палату адвокатов в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, а также с физическими лицами, - действует от имени Федеральной палаты адвокатов без доверенности, - выдает доверенности и заключает сделки от имени Федеральной палаты адвокатов, - распоряжается имуществом Федеральной палаты адвокатов по решению совета Федеральной палаты адвокатов в соответствии со сметой и с назначением имущества, - осуществляет прием на работу и увольнение с работы работников аппарата Федеральной палаты адвокатов, - созывает заседания совета Федеральной палаты адвокатов, - обеспечивает исполнение решений совета Федеральной палаты адвокатов и решений Всероссийского съезда адвокатов.
 


Президент и вице-президенты, а также другие члены совета Федеральной палаты адвокатов могут совмещать работу в совете Федеральной палаты адвокатов с адвокатской деятельностью, получая при этом вознаграждение за работу в совете Федеральной палаты адвокатов в размере, определяемом Всероссийским съездом адвокатов. Совет Федеральной палаты адвокатов не вправе осуществлять адвокатскую деятельность от своего имени, а также заниматься предпринимательской деятельностью. Имущество Федеральной палаты адвокатов формируется за счет отчислений, осуществляемых адвокатскими палатами, грантов и благотворительной помощи (пожертвований), поступающих от юридических и физических лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Федеральная палата адвокатов является собственником данного имущества.
 


К затратам на общие нужды Федеральной палаты адвокатов относятся: - расходы на вознаграждение адвокатов, работающих в органах Федеральной палаты адвокатов, - компенсация данным адвокатам расходов, связанных с их работой в указанных органах, - расходы на заработную плату работников аппарата Федеральной палаты адвокатов, - материальное обеспечение деятельности Федеральной палаты адвокатов, - по решению Всероссийского съезда адвокатов – расходы на оплату труда адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно, - иные расходы, предусмотренные сметой Федеральной палаты адвокатов. Адвокаты вправе создавать общественные объединения адвокатов и (или) быть членами (участниками) общественных объединений адвокатов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Общественные объединения адвокатов не вправе осуществлять предусмотренные настоящим Федеральным законом функции адвокатских образований, а также функции адвокатских палат субъектов Российской Федерации или Федеральной палаты адвокатов либо их органов.
 


ЛЕКЦИЯ ОКОНЧЕНА СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
 

< <       > >