Презентация. Аксаков Сергей Тимофеевич

Скачать презентацию




аксаков Сергей Тимофеевич (1791-1859гг)
 


Часть 1.
 


Биография Серге?й Тимофеевич Аксаков (20 сентября [1 октября] 1791, Уфа — 30 апреля [12 мая] 1859, Москва) — русский писатель, государственный чиновник и общественный деятель, литературный и театральный критик, мемуарист, автор книг о рыбалке и охоте, лепидоптеролог. Отец русских писателей и общественных деятелей славянофилов:Константина, Ивана и Веры Аксаковых. Член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии наук.
 


Детство и Юность Детство Аксакова прошло в Уфе и в имении Ново-Аксаково среди степной природы, ещё мало тронутой в то время цивилизацией. Значительное влияние на формирование личности Аксакова в раннем детстве оказал его дед Степан Михайлович. В 1799 году в возрасте восьми лет Аксаков был определён в Казанскую гимназию. С 1804 года, когда старшие классы гимназии были преобразованы в 1-й курс новообразованного Казанского университета, Аксаков стал в нём студентом.
 


Ранний период литературной деятельности В 1811 году была создана «Беседа любителей русского слова», свидетелем чего был Аксаков. В то время оно было главным выразителем «русского направления в литературе». Аксаков сохранял к нему симпатию всю свою жизнь, хотя, в силу возраста, в то время не принимал активного участия в деятельности этого литературного общества. Литературным творчеством Аксаков в этот период занимается нерегулярно, в основном его привлекает переводческая деятельность. В 1811 г. он переводит «Школу мужей» Мольера, в 1812 для бенефиса Шушерина«Филоктета» Софокла (с французского языка), «8-ю сатиру (На человека)» Буало (1823). Несколько позже — комедию Мольера «Скупой» (1828) и роман В. Скотта «Певериль» (1830).
 


Аксаков — цензор В 1830 произошло событие, имевшее серьёзные последствия для Аксакова. В № 1 «Московского вестника» был анонимно опубликован фельетон «Рекомендация министра», который очень не понравился императору Николаю I. В связи с этим московским губернатором было произведено расследование. После того, как был арестован цензор, пропустивший фельетон, и опасность нависла над редактором журнала М. П. Погодиным, отказавшимся раскрыть имя анонима, Аксаков явился в полицию и сам заявил о своем авторстве. В III Отделении на него было заведено дело и только благодаря личному заступничеству кн. А. А. Шаховского передА. Х. Бенкендорфом, Аксаков не был выслан из Москвы.
 


Театральная критика Большинство этих публикаций были опубликованы анонимно или под псевдонимами, так как Аксаков не мог по этическим причинам открыто совмещать работу цензора и литератора. К настоящему времени выявлены, вероятно, ещё далеко не все его театрально-критические работы. Некоторые историки литературы, например, предполагают, что нашумевший цикл театрально-критических статей публиковавшихся в «Молве» в 1833—1835 гг. подписанных инициалами П. Щ. также принадлежит его перу.
 


Литературная критика В литературной биографии Аксакова заслуживает особого упоминания сложная история его взаимоотношений с журналом «Московский телеграф». Издатель его Н. Полевой представлял либеральное направление в русской журналистике и был во многом идейным противником писательского круга, к которому Аксаков принадлежал. Сам Аксаков занимал позицию, скорее, сочувствующего наблюдателя, чем участника полемики: известно всего несколько статей на эту тему, среди которых: «Ответ на антикритику г-на В. У.» (1829), «Ответ г-ну Н. Полевому» (1829) «Разговор о скором выходе II тома „Истории русского народа“» (1830). Фактом этой полемики стал и демонстративный выход Аксакова 1829 году из членства в «Обществе любителей российской словесности» в знак протеста против избрания членом этого общества Н. Полевого.
 


Аксаков — директор межевого института После увольнения из цензурного комитета Аксаков вновь вынужден был искать место для службы. Поместья и театральная критика не могли дать достаточно дохода для жизни большой семьи. После долгих хлопот в октябре 1833 года ему удалось занять должность инспектора в Константиновском землемерном училище. За время своей деятельности Аксаков многое сделал для развития этого учебного заведения, подготовив полную его реорганизацию. Его работа увенчалась успехом и в мае 1835 указом императора училище было преобразовано в Константиновский межевой институт, а сам Аксаков назначен был его директором.
 


«Буран» В течение 20 — 30-х гг. основной составляющей творческой деятельности Аксакова были переводы, театральная и литературная критика и немногочисленные стихотворения. Первым заметным опытом в прозе становится его очерк «Буран» (1833). Он был анонимно опубликован в альманахе «Денница» в 1834 г. Примечательно то, что в нём уже намечаются те черты аксаковской поэтики, которые станут характерными спустя два десятилетия. В основе сюжета очерка лежит реальное событие, известное Аксакову со слов очевидцев. В тексте присутствуют замечательные и по поэтичности, и по достоверности описания природы.
 


«Записки» о рыбалке и охоте В 40-х годах претерпевает коренные изменения тематика творчества Аксакова. Он приступает к написанию «Семейной хроники», а в 1845 г. его захватывает новый замысел: написать книгу о рыбалке. В 1846-м он заканчивает над ней работу и в 1847-м публикует под названием «Записки о рыбалке». Книга стала событием литературной жизни и заслужила единодушной одобрение литературной критики. В 1854 г. выходит её 2-е издание, переработанное и существенно дополненное, а в 1856 г. — 3-е прижизненное. Воодушевленный успехом Аксаков в 1849 г. принимается за написание книги об охоте. После трех лет напряженной работы в 1852 г. книга «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» выходит из печати.
 


Мемуарно-автобиографическая трилогия «Семейная хроника» состоит из пяти отрывков. Первый отрывок посвящен описанию жизни семьи после переезда на новые земли в Уфимское наместничество. Во втором рассказывается драматичная история замужества Прасковьи Ивановны Багровой. История женитьбы и первых лет семейной жизни родителей автора. В итоге из разнородных и по теме и по стилю повествований складывается удивительно целостная картина провинциальной дворянской жизни конца XVIII века.
 


Аксаков и Гоголь Аксаков познакомился с Гоголем в 1832 году. Это знакомство можно без преувеличения назвать судьбоносным, поскольку именно влияние Гоголя как писателя было одним из важнейших факторов предопределивших все направление зрелого творчества Аксакова. В истории их взаимоотношений чередовались длительные периоды тесного общения и наоборот взаимного непонимания.
 


Мемуарная проза Работа над мемуарно-биографической трилогией воодушевила Аксакова, и постепенно у него возник замысел написания большого мемуарного произведения охватывающего период его жизни 1820—1830-х годов. И хотя замысел этот остался неосуществленным, в ходе работы над ним Аксаков создал целый ряд замечательных по своему художественному качеству мемуарных очерков. В 1852 им написаны «Воспоминание о М. Н. Загоскине» «Биография М. Н. Загоскина» и «Знакомство с Державиным», в 1854 — «Яков Емельянович Шушерин и современные ему театральные знаменитости».
 


Аксаковские «субботы» Аксаков занимает особое место в истории русской культуры не только благодаря своему замечательному литературному творчеству. Дом Аксаковых в течение многих десятилетий был центром притяжения для большого круга писателей, журналистов, ученых и театральных деятелей. В 20 — 30-е годы в его доме регулярно по субботам собирались М. С. Щепкин, М. Н. Загоскин, М. П. Погодин, А. А. Шаховской, А. Н. Верстовский, Н. И. Надеждин и многие другие
 


Тимофей Степанович Аксаков (отец писателя) с двумя сыновьями: старшим, Сергеем, и младшим, Николаем. Картина неизвестного художника конца XVIII века. Музей-усадьба «Абрамцево».
 


 
 


Ольга Семеновна Аксакова, жена писателя. Акварель неизвестного художника. 40-е годы XIX века. Музей-усадьба «Абрамцево».
 


Константин Сергеевич Аксаков (1817–1860) известный критик, поэт и ученый, один из основателей славянофильства. Сын С. Т. Аксакова
 


Григорий Сергеевич Аксаков (1820—1891) В 1852—1853 годах занимал пост оренбургского вице-губернатора, с 1855 по 1858 г. — самарского вице-губернатора. Самарский губернатор в 1867 – 1872 г.,  губернский предводитель Самарского дворянства в 1884-1891 гг. Сын С.Т.Аксакова
 


Вера Сергеевна Аксакова (1819–1864) общественный деятель, мемуаристка. Дочь С.Т.Аксакова
 


Иван Сергеевич Аксаков (1823—1886) писатель, поэт известный общественный деятель, сын С. Т. Аксакова
 


Детство провел в Уфе и в имении Ново-Аксаково
 


В 1801 поступил в Казанскую гимназию В 1804 стал студентом Казанского Университета
 


В 1812-1826 проводит основное время в поместье Надеждино, в Оренбургской губернии, иногда выезжая в Москву и Петербург.
 


В 1843 г. приобретает именье Абрамцево неподалеку от Москвы.
 


Литературный вечер у Аксаковых. На картине изображены: О. С. Аксакова; на диване М. С. Щепкин, Т. Н, Грановский и Н. В. Гоголь; возле часов В. Г. Белинский и К. С. Аксаков; за роялем А. Н. Верстовский; у стола С. Т. Аксаков и Вера Аксакова. Картина В. А. Дрезниной. 1955 г. Музей-усадьба «Абрамцево».
 


Литературное творчество
 


Титульный лист первого издания. 1856. "Семейная хроника"
 


 
 


 
 


 
 


 
 


Мемориальный дом-музей С.Т.Аксакова в Уфе
 


Кабинет С.Т.Аксакова
 


Музей-заповедник в селе Аксаково
 


 
 


Мы только еще начинаем понимать, что картина прошлого не полна без художественно точных и совершенных книг Аксакова. Без увиденной им и так чудесно переданной вечной красоты природы, мудрой самобытности народа, особенностей его мышления, верований, быта.
 


Часть 2.
 


Аксаков С.Т. В 1821году началась его литературная деятельность. Но времени на творчество не было, приходилось зарабатывать на жизнь. Аксаков вынужден был служить инспектором Землемерного училища, а позднее стал его директором.
 


сЕМЬЯ После смерти отца Сергей Тимофеевич Аксаков получил наследство и вышел в отставку. Он купил подмосковное имение Абрамцево и превратил его в своеобразный дом – музей русской культуры. Здесь часто бывали писатели, художники и актёры.
 


кНИГИ В Абрамцево Аксаков писал книги о природе. Воспоминания о детстве легли в основу автобиографической повести «Семейная хроника» и книги «Детские годы Багрова – внука».
 


В большом барском доме Аксаковых в Москве с его обширным двором, людскими, садом царила атмосфера патриархальной жизни. В числе постоянных гостей здесь бывали Гоголь и Тургенев, братья Киреевские, Погодин, Шевырев.
 


После окончания Казанской гимназии С.Т.Аксаков поступил учиться в Казанский императорский университет. Разделения на факультеты в первые годы существования Казанского университета не было, и все 35 первых студентов слушали безразлично самые разнообразные науки — высшую математику и логику, химию и классическую литературу, анатомию и историю. В марте 1807 года С. Т. Аксаков оставил Казанский университет, получив аттестат с прописанием таких наук, какие он знал только понаслышке
 


Любовь к природе будущий писатель унаследовал от отца. В первоначальном развитии его личности все отходит на второй план пред воздействием степной природы, с которой неразрывно связаны первое пробуждение его наблюдательности, его первое жизнеощущение, его ранние увлечения.
 


бИОГРАФИЯ Отпрыск старинного дворянского рода, Аксаков несомненно имел в детстве живые впечатления гордого семейного сознания этой родовитости. Герой прославившей его автобиографии, дедушка Степан Михайлович, мечтал о внуке именно как о продолжателе "знаменитого рода Шимона" - сказочного варяга, племянника короля норвежского, выехавшего в Россию в 1027 году.
 


Сергей Тимофеевич - сын Тимофея Степановича Аксакова (1759 - 1832) и Марии Николаевны Зубовой, дочери помощника оренбургского наместника, родился в Уфе 20 сентября 1791 года.
 


В казанскую гимназию Аксаков поступил на десятом году. Гимназия была выше обычного уровня; даже по замыслу основателей она должна была представлять собой нечто более законченное - нечто вроде лицея. В гимназии Аксаков провел три с половиною года.
 


Очень необычной является еще одна книга Сергея Тимофеевича, опубликованная в 1859 году - "Собирание бабочек". Это одновременно и документально-художественное повествование, и пособие для начинающего энтомолога.
 


А.л Сказку «Аленький цветочек» он услышал в детстве во время своей болезни от ключницы Пелагеи, которая была великая мастерица сказывать сказки. Пришла Пелагея, села у печки и начала говорить, немного нараспев: "В некиим царстве, в некиим государстве..."
 


Литература аксакова. Книги Аксакова о рыбалке и охоте были очень необычны для своего времени. От многочисленных руководств на эту тематику их отличал, прежде всего, высокий художественный уровень текста. Каждая главка книги представляла собой законченное литературное произведение — очерк, посвященный какому-либо элементу рыболовного и охотничьего снаряжения, тому или иному виду рыбы или птицы. Обращали на себя внимание поэтичные пейзажные зарисовки, меткие, остроумные описания рыбьих и птичьих повадок. Однако, в первую очередь, успеху книг у читателя способствовала особая авторская манера повествования, доверительная, основанная на богатом жизненном опыте, и личных воспоминаниях.
 


Работа над написанием»Детские года Багрова внука» С 1854 по 1856 гг. Аксаков сосредоточено работает над написанием «Детских лет Багрова-внука». Опубликована книга была сразу целиком в 1858-м, лишь небольшой отрывок был напечатан годом раньше в периодике. Хронология её сюжета восполняет «пробел» между окончанием «Семейной хроники» и началом «Воспоминаний», и охватывает период биографии Аксакова с 1794 по 1801 годы «Детские годы Багрова-внука» заслуженно считается одним из лучших произведений, художественно описывающих душевную жизнь ребёнка, постепенное, по мере взросления, изменение его мировосприятия.
 


 
 


Часть 3
 


Детская сказка»Аленький цветочек»
 


Сюжет сказки Есть за горами ,за лесами Маленькая страна. Там звери с добрыми глазами, Там жизнь любви полна. 
 


Словарь В сказке много старинных слов, она записана так, как ее рассказала ключница Пелагея. Казна -деньги Парча - шелковая материя,затканная золотыми нитями. Жемчуг бурмицкий - жемчуг особенно крупный и круглый. Тувалет -туалет, зеркало. Яства - еда ,кушанья. Почали - начали. Пытали-здесь:посмотрели,примерили. Скатерть бранная – скатерть, вытканная узорами. Камка - шелковая цветная ткань с узорами. Девушка сенная - служанка.  
 


Герои сказки
 


Иллюстрации к сказке
 


Спасибо, Аксакову Сергею Тимофеевичу , за то что он подарил нам такие произведения как:»Детские годы Багрова внуку»,»Буран»,»Аленький цветочек»!
 


Большое спасибо за просмотр!
 

< <       > >