Презентация. Методика преподавания музыкального воспитания в основами теории музыки

Скачать презентацию




Лекция 5. Тема. ЖАНРОВАЯ СИСТЕМА В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ. Методика преподавания музыкального воспитания с основами теории музыки
 


План: 1. Понятие жанра. Классификация жанров. 1.1.Жанры народной музыки. 1.2. Жанры профессиональной композиторской музыки. 1.3. Жанры традиционной казахской музыки. 2. Казахская народная и профессиональная музыка в начальной школе. 2.1.Песенная культура казахского народа. 2.2. Инструментальная музыка казахского народа. 2.3. Музыкально-поэтические традиции казахского народа. Эпос. Искусство айтыса. 2.4. Современное композиторское творчество Казахстана.
 


ЖАНР (франц. genre, от лат. genus – род, вид) – понятие, характеризующее исторически сложившиеся разновидности музыкальных произведений, определяемые их происхождением и предназначением, составом исполнителей, способом и условиями восприятия, особенностями содержания и формы. В музыковедении сложились различные системы классификации музыкальных жанров. Так, существуют жанры народные и профессиональные, вокальные, инструментальные, камерные и симфонические и т.д. 1. ПОНЯТИЕ ЖАНРА. КЛАССИФИКАЦИЯ ЖАНРОВ.
 


НАРОДНАЯ МУЗЫКА, МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР (англ. Folk music, нем. Volksmusik, Volkskunst, франц. Folklore musical) – вокальное (преимущественно песенное), инструментальное, вокально-инструментальное и музыкально- танцевальное творчество народа, опирающееся на исторически складывающиеся и постоянно развивающиеся традиции различных групп и слоев населения. Народная музыка неразрывно связана с жизнью народа, она – неотъемлемая часть художественного народного творчества, существующего, как правило, в устной (бесписьменной) форме и передаваемого лишь исполнительскими традициями. Исполнители народной музыки – певцы, ашуги, акыны, кюйши, гусляры, скоморохи и т.д. – изменяют форму народной музыки в соответствии с требования современности, сохраняя ее национальную самобытность. Основные жанры народной музыки – песня, песенная импровизация, эпические сказания, танцевальные мелодии, инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы). Народная музыка является основой и главным источником профессионального творчества композиторов. 1.1. ЖАНРЫ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ
 


1.2. ЖАНРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПОЗИТОРСКОЙ МУЗЫКИ По происхождению и жизненному назначению жанры подразделяются на бытовые жанры и жанры, не имеющие определенных жизненно-бытовых функций. Бытовые (первичные) жанры зависят от функций, выполняемых музыкой в различных бытовых, трудовых, обрядовых ситуациях: песня; танец; марш. Вторичные жанры генетически связаны с первичными, но в отличие от первичных обусловлены автономностью творчества.
 


ЖАНРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПОЗИТОРСКОЙ МУЗЫКИ В профессиональной композиторской музыке сложились разновидности жанров: по составу исполнителей и способу исполнения ВОКАЛЬНЫЕ и ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ вокальные: сольные (песня, романс, ария), ансамблевые (дуэт, трио, квартет), хоровые инструментальные: сольные (соната, лирическая миниатюра), ансамблевые (дуэт, трио, квартет и т.д.), оркестровые (симфония, концерт, увертюра, симфоническая поэма и т.д.) вокально-инструментальные: кантата, оратория, месса, реквием и т.д.
 


ЖАНРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПОЗИТОРСКОЙ МУЗЫКИ. ВОКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ. ПЕСНЯ – наиболее распространенный жанр вокальной музыки, соединяющий музыкальный образ с поэтическим. Песни классифицируют: по жанрам (обрядовые, бытовые, лирические и др.); по складу (одноголосные и многоголосные); по формам исполнения (сольные, хоровые, ансамблевые, с сопровождением, без сопровождения); по сферам бытования (городские, крестьянские, солдатские, детские и др.). Мелодия песни является обобщенным выражением содержания текста. Мелодия и текст в песне подобны по структуре, состоят из равных построений (строф и куплетов).
 


РОМАНС (исп. romanse) - камерное вокальное произведение с инструментальным сопровождением. Романс получил особое развитие в творчестве Ф. Шуберта, Р.Шумана, И.Брамса, М.Глинки, А.Даргомыжского, Н.Римского-Корсакова, П.Чайковского, С.Рахманинова и др. АРИЯ (итал. aria, анг. и франц. air) - жанр вокальной музыки; законченный по построению эпизод (номер) в опере, оратории или кантате, исполняющийся певцом-солистом в сопровождении оркестра. Ария является музыкальной характеристикой персонажа, эмоциональным обобщением этапа сценического действия. ЖАНРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПОЗИТОРСКОЙ МУЗЫКИ. ВОКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ.
 


АНСАМБЛЬ (франц. ensemble – вместе) 1.Группа музыкантов, выступающих совместно. В зависимости от количества исполнителей различают дуэт, трио (терцет), квартет и др. 2.Музыкальное произведение для ансамбля исполнителей. Название таких произведений зависит от количества музыкантов (дуэт, трио, квартет и др.). Ансамблем также называют законченный номер в опере, оратории, кантате, исполняемый группой певцов в сопровождении оркестра. ЖАНРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПОЗИТОРСКОЙ МУЗЫКИ. ВОКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ.
 


ХОР (от греч. choros – хороводная пляска с пением; лат. chorus) 1.Коллектив певцов, которые совместно исполняют, вокальное произведение с инструментальным сопровождением или без него (хор a cappella). 2.Музыкальное произведение для коллектива певцов. ХОРОВАЯ МУЗЫКА – музыка, предназначенная для хоровых коллективов и исполняемая ими; наиболее демократичный вид музыкального искусства; обладает большими воспитательными и организаторскими возможностями, обусловленными силой ее воздействия на широкий круг слушателей. Развитие и функционирование хоровой музыки определяется особенностями национальной хоровой культуры и ее традициями. ЖАНРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПОЗИТОРСКОЙ МУЗЫКИ. ВОКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ.
 


СИМФОНИЯ (греч. symphonia - созвучие) - крупное музыкальное произведение для симфонического оркестра, как правило, в сонатно-циклической форме. Обычно состоит из 4-х частей; бывают симфонии с большим и меньшим количеством частей, вплоть до одночастной. Иногда в симфонии помимо оркестра, вводятся хор и сольные вокальные голоса. Классический тип симфонии создали Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л.В. Бетховен. КОНЦЕРТ (лат. concerto – состязаюсь) - жанр музыки, в основе которого лежит контраст звучания полного состава исполнителей и отдельных групп, солистов, произведение для одного или нескольких исполнителей, в котором часть инструментов противостоит всему ансамблю (оркестру): концерт для солирующего инструмента с оркестром (например, Концерт для фортепиано с оркестром, Концерт для скрипки с оркестром и т. д.). ЖАНРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПОЗИТОРСКОЙ МУЗЫКИ. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ.
 


КАНТАТА (итал. cantata, от cantare – петь) – вокально- инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра. Кантата включает оркестровое вступление, арии, ансамбли, хоры. Кантата возникла в Италии в XVII веке. ОРАТОРИЯ (от лат oro – говорю, молю) – крупное музыкальное произведение для хора, певцов-солистов и симфонического оркестра, написанное,как правило, на драматический сюжет и предназначенное для концертного исполнения. От кантаты отличается более крупным размером, большим драматизмом в раскрытии сюжета. ЖАНРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПОЗИТОРСКОЙ МУЗЫКИ. ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ.
 


МЕССА (от лат. mitto – отпускаю, посылаю) – произведение для хора и солистов, без сопровождения или с инструментальным сопровождением, состоящее из нескольких частей, каждая из которых написана на духовный текст. РЕКВИЕМ (от первого слова лат. текста «Requiem aeternam ...» - «Покой вечный...») – траурная месса, крупное произведение для хора, солистов и оркестра; исполняется на латинском языке. Жанр реквиема зародился в эпоху средневековья. В XVII – XVIII вв. превратился в крупное циклическое произведение для солиста, хора и оркестра. Наиболее выдающиеся образцы этого жанра выходят за пределы культовой музыки, выражая глубокий мир человеческих переживаний связанных со скорбью. ЖАНРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПОЗИТОРСКОЙ МУЗЫКИ. ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ.
 


ЖАНРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПОЗИТОРСКОЙ МУЗЫКИ разновидности жанров: по способу и условиям бытования КАМЕРНЫЕ, КОНЦЕРТНЫЕ, СЦЕНИЧЕСКИЕ камерные: вокальные - романс, вокальный дуэт, трио; инструментальные - соната, трио, квартет, лирическая миниатюра и т.д.; концертные: концерт для солирующего инструмента с оркестром, симфония, оркестровая сюита и т.д сценические (музыкально-драматические): балет, опера, оперетта, мюзикл
 


ЖАНРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПОЗИТОРСКОЙ МУЗЫКИ. КАМЕРНЫЕ и КОНЦЕРТНЫЕ ЖАНРЫ. КАМЕРНАЯ МУЗЫКА (от лат. camera – комната) – инструментальная, вокальная или вокально- инструментальная музыка, предназначенная для солистов или небольшого состава исполнителей. К жанрам камерной музыки относятся: романс, дуэт, трио, квартет, квинтет, вокальный или вокально- инструментальный цикл, соната и т.д. КОНЦЕРТНЫЕ ЖАНРЫ - жанры, предназначенные для публичного исполнения в специальном помещении (зале).
 


Балет, опера, оперетта, мюзикл - относятся к синтетическим жанрам, в которых объединяются различные виды искусств. БАЛЕТ (от позднелат. ballo – танцую) – вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. На основе общего драматургического плана (сценария) балет соединяет музыку, хореографию (танец и пантомима) и изобразительное искусство (декорация, костюмы, освещение и др.). ЖАНРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПОЗИТОРСКОЙ МУЗЫКИ. СЦЕНИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ.
 


ОПЕРА (итал. opera, букв. – труд, дело, сочинение) – род музыкально-драматического произведения, в котором объединяются слово, музыка – вокальная (солисты, хор) и инструментальная (оркестр), сценическое действие, хореография (балет), изобразительное искусство (грим, декорации, костюмы). В основе оперы лежит либретто, которое пишется драматургом- либреттистом или самим композитором. В структуру оперы входят: инструментальное вступление (увертюра), сольные эпизоды (арии, речитативы и др.), ансамбли (дуэт, терцеты, квартеты и т. п.), хоры. В отличие от различных видов драматического театра, в опере музыка становится основным носителем и движущей силой действия. Первые оперы появились в Италии XVI – XVII веках. ЖАНРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПОЗИТОРСКОЙ МУЗЫКИ. СЦЕНИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ.
 


1.3. ЖАНРЫ ТРАДИЦИОННОЙ КАЗАХСКОЙ МУЗЫКИ Специфические условия традиционного быта казахского народа, основным видом деятельности которого было кочевое и полукочевое скотоводство, обусловили возникновение уникальной по своей самобытности национальной культуры, компонентом которой является музыкальное искусство устной традиции. В музыкальном наследии казахского народа определились два самостоятельных вида: ПЕСЕННАЯ КУЛЬТУРА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
 


ЖАНРЫ ТРАДИЦИОННОЙ КАЗАХСКОЙ МУЗЫКИ. ПЕСЕННАЯ КУЛЬТУРА КАЗАХСКОГО НАРОДА. Богатейшая песенная культура казахского народа – одно из ярких проявлений его высокой духовности. В условиях устного бытования, песни глубоко и органично входили в повседневную жизнь народа. Все, чем жил казахский народ, нашло отражение в разнообразном по тематике музыкально-песенном творчестве. Песни, созданные многими поколениями народа, учили нравственности, формировали эстетические вкусы, в них проявились общественно-социальные, гражданские, морально-этические, религиозные взгляды. В процессе исторического развития выработались самобытные черты национального стиля, проявляющиеся в содержании и выразительных средствах музыкального языка. Традиционным видом песенного исполнительства было сольное пение, сопровождаемое игрой самого певца на домбре или кобызе. Отличительной чертой музыкально-художественной традиции казахского народа является тесное единство поэтического образа и музыкального напева.
 


ЖАНРЫ ТРАДИЦИОННОЙ КАЗАХСКОЙ МУЗЫКИ. ПЕСЕННАЯ КУЛЬТУРА КАЗАХСКОГО НАРОДА. В песенной культуре казахского народа, сохранившейся в современном быту как богатейшее духовное наследие прошлого, классифицируются следующие жанры: ОБРЯДОВО-БЫТОВЫЕ ПЕСНИ СЕМЕЙНО-ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ СЕМЕЙНО-БЫТОВЫЕ ПЕСНИ ТРУДОВЫЕ ПЕСНИ ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ ПЕСНИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОТЕСТА ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ
 


МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ КАЗАХСКОГО НАРОДА. ЭПОС (греч. – песнь, сказание) – самый большой, монументальный жанр народного творчества. В Казахстане от народных сказителей записано свыше 100 сказаний, в каждом из которых тысячи строк. ЭПОС – поэтическая история народа, в нем отражены реальные исторические события древних эпох, но воспроизведены они в идеализированном, поэтическом изложении (виде). Казахский эпос складывался в течение долгих веков, в него вошли сказания Тюркского каганата (VI–VIII вв.), огузов и кипчаков (VIII–X вв.), Ногайской (XIII–XV вв.) и Белой Орды, сказания, воспевающие собственно казахскую историю (XV–XVIII вв.). ЭПОС имеет синкретический – нерасчлененный – характер. В нем объединяются в разных сочетаниях дар рассказчика и вокальное, инструментальное, театральное искусство. Особенностью художественной специфики казахского эпоса является его музыкальное воплощение. Создатели и исполнители эпоса – жырау, жыршы, акыны – сопровождают его игрой на домбре.
 


МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ КАЗАХСКОГО НАРОДА. ЭПОС. Эпические сказания делятся на два вида: ЭПОС ГЕРОИЧЕСКИЙ (БАТЫРЛАР ЖЫРЫ) ЭПОС ЛИРИЧЕСКИЙ, ИЛИ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ
 


МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ КАЗАХСКОГО НАРОДА. ИСКУССТВО АЙТЫСА. АЙТЫС (от слова айт – говори, айтысу – состязаться, схватиться, поспорить) – одна из форм казахского устного музыкально-поэтического творчества, музыкально-поэтическое состязание казахских акынов, соревнование на лучшее и остроумнейшее мгновенное сочинение (импровизацию) стихов. При этом в выступлениях акынов обычно разрабатывается единая тема. АЙТЫС как жанр возник и сформировался в кочевом казахском обществе, тесно связан с патриархально-родовым бытом. Расцвет жанра – рубеж ХІХ-ХХ вв., связан он с развитием устной народно-профессиональной традиции (индивидуализации творчества), носителями которой были: жырау, жыршы, аын; сал, сері – певцы-импровизаторы и композиторы; нші, леші – певцы; к?йші – представители инструментальной культуры.
 


ЖАНРЫ ТРАДИЦИОННОЙ КАЗАХСКОЙ МУЗЫКИ. ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАЗАХСКОГО НАРОДА. Инструментальная музыкальная культура выступает на паритетных началах с песенно-поэтической. Музыкальный инструментарий богат, разнообразен, специфичен. Классификация казахских народных инструментов: Духовые: сыбызгы, саз сырнай, ускирик, тастаук; камыс сырнай, кос сырнай; шанкобыз; муиз сырнай, керней и др.
 


ЖАНРЫ ТРАДИЦИОННОЙ КАЗАХСКОЙ МУЗЫКИ. ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАЗАХСКОГО НАРОДА. Классификация казахских народных инструментов: Струнные: щипковые: жетыген, шертер, домбра; смычковые: кылкобыз.
 


ЖАНРЫ ТРАДИЦИОННОЙ КАЗАХСКОЙ МУЗЫКИ. ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАЗАХСКОГО НАРОДА. Классификация казахских народных инструментов: Ударные: дангыра, дабыл, дауылпаз, шындауыл; асатаяк, конырау и др.
 


ЖАНРЫ ТРАДИЦИОННОЙ КАЗАХСКОЙ МУЗЫКИ. ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАЗАХСКОГО НАРОДА. Традиционная инструментальная музыка казахов в своем развитии была тесно связана с историей народа, его хозяйственным укладом, обычаями, обрядами, верованиями. Основной жанр казахской инструментальной музыки – кюй. КЮЙ (К?Й) – жанр казахской инструментальной музыки, пьеса, для казахского народного инструмента (домбры и др.). РАСЦВЕТОМ ЖАНРА КЮЯ стал XIX век, представленный авторским творчеством исполнителей кюев – кюйши – профессионалов устной традиции. КЮЙШИ (К?ЙШІ) – исполнители на народных инструментах, главным образом, на домбре. Название «кюйши» происходит от инструментальной пьесы кюй и в буквальном смысле означает «исполнитель кюев». Искусство каждого кюйши отличалось яркой индивидуальностью стиля, характерной образностью, различными средствами музыкальной выразительности, высоким уровнем исполнительского мастерства.
 


Изучение народной и профессиональной музыкальной культуры казахского народа составляет значительную часть содержания программы «Музыка». І класс Вторая четверть. Тема: Путешествие в казахский аул. (казахская народная музыка, казахская народная песня, шілдехана, тсау кесу жыры, бесік жыры) Третья четверть. Тема: Музыкальное развитие. Знаменитые певцы Арки. (великие казахские композиторы-певцы 19 века – Биржан сал, Ахан сере) ІІ класс Первая четверть. Тема: Музыка каждый день. (лирические песни, песни-посвящения – арнау, трудовые песни, колыбельные песни) Вторая четверть. Тема: Музыка выражает, изображает, организует. (исторические песни, свадебные песни) Третья четверть. Тема: Звуки глубины веков. (песни социального протеста, прощальные песни, песни-плачи – жотау; жырау Махамбет, композитор-певец Жаяу Муса) Четвертая четверть. Тема: Знакомимся с жанрами. (лирические песни) 2. КАЗАХСКАЯ НАРОДНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ПЕСЕННАЯ КУЛЬТУРА КАЗАХСКОГО НАРОДА.
 


ІІІ класс Первая четверть. Тема: Древние напевы эпоса. (жырау, жыршы, акын, эпос) Вторая четверть. Тема: Мудрость песен - сказаний. (терме, толау, арнау, сиет; Бухар жырау, Махамбет, Базар жырау, Турмагамбет, Жиенбай жырау, Нуртуган, Нартай) IV класс Первая четверть. Тема: Могут ли песня и кюй обрести «новую жизнь»? Кто создает музыку? (казахская народная песня, композиторская музыка, гимн, оратория,народная песня в опере) Вторая четверть. Тема: Народная музыка и опера. (народная песня в опере) КАЗАХСКАЯ НАРОДНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ПЕСЕННАЯ КУЛЬТУРА КАЗАХСКОГО НАРОДА.
 


КАЗАХСКАЯ НАРОДНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА КАЗАХСОГО НАРОДА. І класс Вторая четверть. Тема: Путешествие в казахский аул. (казахская народная музыка) Четвертая четверть. Тема: Музыкальные краски. (казахские народные музыкальные инструменты, кюй, кюйши, оркестр казахских народных инструментов; композиторы-кюйши – Курмангазы, Таттимбет, Даулеткерей, Дина; Коркыт, Ыхлас и др.) ІІ класс Первая четверть. Тема: Музыка каждый день. (кюй, лирические кюи, кюи-посвящения – арнау) Вторая четверть. Тема: Музыка выражает, изображает, организует. (исторические кюи, кюй-легенда) Третья четверть. Тема: Звуки глубины веков. (кюи социального протеста, прощальные кюи) Четвертая четверть. Тема: Знакомимся с жанрами. (лирические кюи, кюй-легенда)
 


КАЗАХСКАЯ НАРОДНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА КАЗАХСОГО НАРОДА. ІІІ класс Четвертая четверть. Тема: Что такое кюй-тартыс? (кюй, кюйши, тартыс, композиторы- кюйшы) IV класс Первая четверть. Тема: Могут ли песня и кюй обрести «новую жизнь»? Кто создает музыку? (казахская народная музыка, композиторская музыка, кюй в симфонии)
 


КАЗАХСКАЯ НАРОДНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ЭПОС. ИСКУССТВО АЙТЫСА. ІІІ класс Третья четверть. Тема: Айтыс – состязание акынов. (акын, айтыс, бдік-айтыс, жар-жар- айтыс, айтыс животных и человека, айтыс «живого и мертвого», айтыс девушек и джигитов,айтыс акынов, современный айтыс, айтыс в опере) ІІІ класс Первая четверть. Тема: Древние напевы эпоса. (эпос, жыр, жыршы, жырау, акын, героический эпос, лирический эпос)
 


КАЗАХСКАЯ НАРОДНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. СОВРЕМЕННОЕ КОМПОЗИТОРСКОЕ ТВОРЧЕСТВО КАЗАХСТАНА. IV класс Первая четверть. Тема: Могут ли песня и кюй обрести «новую жизнь»? Кто создает музыку? (казахская народная музыка, композиторская музыка, современные казахские композиторы) Вторая четверть. Тема: Народная музыка и опера. (Е. Брусиловский. Опера «Кыз-Жибек». М. Тулебаев. Опера «Биржан и Сара») Третья четверть. Тема: Сколько в музыке языков? Музыкальное творчество разных народов. (К.Кужамьяров, Л.Хамиди, А.Жубанов, Г.Жубанова) Четвертая четверть. Тема: Музыкальный переводчик. Музыка разных народов в творчестве композиторов.
 

< <       > >