Презентация. Музыка Баха

Скачать презентацию




МАТЕМАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ МУЗЫКИ И. С. БАХА Автор: учащаяся 10 класса Михайленко Александра Руководитель: Андреева М. П.
 


Гипотеза: великий немецкий композитор - Иоганн Себастьян Бах пользовался методами тайнописи . Проблема: доказать, что в произведениях И.С.Баха встречаются методы тайнописи Цель: сбор, изучение, систематизация и анализ музыкального языка произведений И.С.Баха путем исследования и выявления в нем символических, а также «изобразительных», «живописных» мотивов.
 


ЗАДАЧИ РАБОТЫ Изучить и проанализировать имеющуюся информацию по данной проблеме (критические и научные статьи и работы известных музыковедов и исследователей творчества данного композитора, интернет-ресурсы); Собрать и систематизировать информацию о методах тайнописи, которыми пользовался И.С.Бах
 


ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ (1685-1750) За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений Обобщил достижения музыкального искусства периода барокко История музыки обоснованно делится на добаховскую и послебаховскую
 


B A C H
 


 
 


Немного арифметики Сакральные числа. «3» - символ Св.Троицы; «6» - шести «рабочих» дней, в которые Бог сотворил мир; «7» - символ Троицы и Творения в целом, а также Св.Духа; «10» - десяти заповедей; «12» - Церкви, апостолов и конгрегации.
 


Немного арифметики Примеры использования этих чисел у Баха. «10». В хоральной прелюдии «Десяти заповедей» из «Органной книжечки» мелодия, образованная из cantus firmus,a, проходит ровно десять раз. «6». Во времена Баха устойчивой традицией было группировать произведения одного жанра в циклы по шесть. И творческое наследие И.С.Баха является самым ярким примером такой трактовки числа «6»: шесть Французских и шесть Английских сюит, такое количество виолончельных сонат, Бранденбургских концертов, скрипичных сонат. «3». Это число со всей очевидностью играло важную роль при выборе тональности и разработке формы произведения, которому суждено было олицетворять отношение Баха к Св.Троице. Самое яркое воплощение троичности мы нашли в опубликованных самим Бахом «Клавирных упражнениях»: в третьей части этого собрания он помещает 21 хорал (21=3х7, то есть «Свят, свят, свят!») на вероисповедальные песни, заимствованные из «Катехизиса» Лютера и расположенные в том же порядке, причем три хорала посвящены непосредственно Св.Троице («Kyrie, Gott Vater», «Kyrie, Gott Sohn, Kyrie», «Gott heiliger Geist»); далее фуга, завершающая это собрание, - тоже тройная, то есть написанная на три темы, и к тому же трехчастная; и, наконец, тональность для нее выбрана не случайная, а ми-бемоль мажор – с тремя бемолями!
 


Немного арифметики Credo = 3 + 17+5 + 4 + 14 = 43 Deus = 4 + 5 + 20 + 18 = 47 Iesus = 70 J. CHR(Jesus Christus - "Иисус Христос") = 37 Jesu Christe = 131 SDG(Soli Deo Gloria - "Единому Богу слава") = 29
 


29 (SDG) + 14 (ВАСН) = 43 (Credo) 29 (SDG) + 41 (J. S. ВАСН) = 70 (Iesus или Joh. Seb. ВАСН 58 (Johann) : 2 = 29 (SDG) 86 (Sebastian): 2 = 43 (Credo) 158 (полностью Johann Sebastian BACH) : 2 = 79(Christe)
 


«Баховское» число 6 11 х 22 х З3 = 108 (Joh. Sebast. ВАСН) 12 + 22 + З2 = 21 + 22 + 23 (инверсия предыдущего ряда!) = 14 (ВАСН)
 


Мотив B-A-C-H
 


Золотое сечение в музыке Баха Хроматическая фантазия и фуга
 


Результаты работы Бах был музыкантом, а не математиком, но изучая его творческое наследие, мы убедились, что либо Бах намеренно производил математические расчеты, либо интуитивно применял законы гармонии в своем творчестве.
 


Список литературы: А. В. Волошинов «Математика и искусство», М, «Просвещение», 2000 А. Майкопар. Тайнопись Баха (www.maykapar.ru)
 


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
 

< <       > >