Презентация. Внеклассная и внешкольная воспитательная работа

Скачать презентацию




«Внеклассная и внешкольная воспитательная работа, её место и роль в системе воспитания школьников» Выполнила: студент 3 курса, ФКРФ, РЯиЛ, в ШНЯО , Кушибаева С. Проверила: ст.пр. Сеитова Р.С.
 


План: • Определение ВиВВР; • Принципы ВиВВР; • Формы, методы ВиВВР; • Требования, особенности; • Направления воспитательной работы; • Список использованной литературы.
 


Деятельность по воспитанию и развитию личности осуществляется разными путями. Важная роль принадлежит таким ее видам, как внеклассная и внешкольная воспитательная работа.
 


Внеклассная воспитательная работа – это организация педагогом различных видов деятельности, обеспечивающей необходимые условия для социализации личности во внеучебное время. Она является самостоятельной сферой воспитательной работы учителя, проводимой во взаимосвязи с воспитательной работой на уроке. Внеклассную работу, как правило, ведут учителя-предметники, работники шефствующих предприятий, родители, а также актив учащихся.
 


Внешкольная воспитательная работа является составной частью системы образования и воспитания детей, подростков и учащейся молодежи. Она проводится в свободное от учебы время с целью развития интересов и способностей личности, удовлетворения ее потребностей в познании, общении, практической деятельности, восстановлении сил и укреплении здоровья. Внешкольная работа тесно связана с учебно-воспитательным процессом в школе, воспитательной работой по месту жительства и осуществляется преимущественно внешкольными учреждениями.
 


Ряд педагогических принципов ведения внеклассной и внешкольной воспитательной работы.
 


 
 


Формы организации ВиВВР: • кружки, где дети в основном получают знания по какому-либо одному предмету и формируют соответствующие умения и навыки; • клубные объединения детей по интересам, отличительными особенностями которых являются наличие органов самоуправления, своей символики и атрибутики, коллективной творческой деятельности, общение членов клуба разных поколений и т. д. • комплексные формы детских образовательных объединений – студии, мастерские, лаборатории, школы, которые позволяют выявлять раннюю творческую одаренность, развивать способности детей, обеспечивают углубленное изучение одного или нескольких предметов, высокое качество творческого продукта детей.
 


Основные методы деятельности ВиВВР: методы информирования (лекции, рассказы, беседы, дискуссии, проведение «круглых столов» и т. п.); методы наглядных иллюстраций и демонстраций (показ плакатов, наглядных пособий, кинофильмов, картин, чертежей и т. п.); методы практической деятельности (выполнение трудовых заданий, заданий по изготовлению моделей, приборов); методы стимулирования творческой деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, порицание недостатков и т. п.); методы контроля за эффективностью воспитания детей (наблюдения, проведение контрольных бесед, анкетных опросов, сочинений по итогам своей деятельности в кружке).
 


К внеклассной и внешкольной воспитательной работе предъявляются следующие требования: – органическая связь с воспитательной деятельностью школы; – согласованность действий с воспитательной работой школы, семьи, общественности; – массовый охват детей при соблюдении добровольности записи в кружки и секции; – свободный выбор детьми характера творческой деятельности; – сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм воспитательной работы; – сочетание методов просвещения, организации деятельности детей, стимулирования активной творческой деятельности и контроля за эффективностью воспитательной работы.
 


Особенности внеклассной воспитательной работы: отсутствие жесткой регламентации, возможность максимально полно опираться на инициативу самих детей, свобода выбора содержания, форм, средств и методов ведения воспитательной работы; большая ответственность педагога, проявляющаяся в потребности самостоятельно разрабатывать направления воспитательной деятельности и формировать ее содержание без опоры на базовые планы и программы; отсутствие контроля за результатами работы, что, с одной стороны, затрудняет оценку деятельности, а с другой – позволяет создавать более естественную обстановку и способствует неформальности общения; проведение во внеучебное время (на переменах, в праздничные и выходные дни, на каникулах); широкий круг возможностей для привлечения социального опыта родителей и других взрослых.
 


Специфика внеклассной воспитательной работы проявляется на уровне следующих задач: • формирование у ребенка положительной «Я-концепции» как совокупности трех факторов: уверенности в доброжелательном отношении к нему других людей, убежденности в успешном овладении им тем или иным видом деятельности, чувства собственной значимости; • формирование у детей навыков сотрудничества и коллективного взаимодействия; • формирование у детей потребности в продуктивной, социально одобряемой деятельности посредством знакомства с различными ее видами, интереса к этой деятельности в соответствии с индивидуальностью ребенка, а также необходимых умений и навыков; • формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения детей; • развитие познавательного интереса.
 


Направления воспитательной работы: - Умственное воспитание. Формы внеклассной воспитательной работы: Викторина, аукцион знаний, «Что? Где? Когда?», заседание клуба любознательных, конкурс проектов, конкурс эрудитов, деловые игры, смотр знаний, научные конференции учащихся, конкурс изобретателей и фантазеров, турнир ораторов, различные формы работы с книгой (читательские конференции и т. п.), устный журнал и др. - Нравственное воспитание и самовоспитание Формы внеклассной воспитательной работы: «Круглый стол», пресс-конференции, диспуты, вечера вопросов и ответов, беседы на этические темы, обзор литературы по различным проблемам, литературно-музыкальные композиции, практические занятия типа «Культура общения», «Единство прав и обязанностей», заочные путешествия, акции милосердия, поисковая деятельность и др.
 


Направления воспитательной работы: - Трудовое воспитание и профориентация Формы внеклассной воспитательной работы: «Мастерская Деда Мороза», кружок «Умелые руки», «Книжкина больница», ремонтная мастерская класса, шефская работа; встречи с представителями разных профессий, экскурсия на производство и др. - Эстетическое воспитание Формы внеклассной воспитательной работы: Литературные и музыкальные вечера и утренники, «Час поэзии», экскурсии в музеи и на выставки, прогулки на природу, беседы о музыке и живописи, классный диско-вечер, праздники искусств, выпуск рукописных альманахов и др. - Физическое воспитание Формы внеклассной воспитательной работы: «Веселые старты», малые олимпийские игры, туристические походы и эстафеты, встречи с представителями различных видов спорта, спортивные вечера и утренники, беседы о гигиене, здоровье, физической культуре и др.
 


Список использованной литературы: 1) Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. – М., 2002. 2) Конспект лекции
 

< <       > >