Презентация. Духовно-нравственное воспитание в начальной школе

Скачать презентацию




Педагогические основы духовно-нравственного воспитания в начальной школе
 


Цель исследования: определение содержательных основ духовно-нравственного воспитания младших школьников.
 


Объект исследования: духовно-нравственное воспитание младших школьников.
 


Предмет исследования: содержание, формы и методы духовно-нравственного воспитания
 


Гипотеза исследования. Процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников будет эффективнее, если: - его содержание будет рассматриваться в единстве с условиями и процессуальными основами воспитания младших школьников; - в образовательном процессе начальной школы системно будут представлены воспитательные условия духовно-нравственного совершенствования; - будет осуществлена система комплексной образовательно-воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников в педагогическом процессе начальной школы.
 


Задачи исследования: 1) проведение анализа теоретико-методической литературы, периодической печати по теме исследования; 2) разработка программы опытно-педагогической работы и апробация в ней комплекса педагогических условий, способствующих эффективному духовно-нравственному воспитанию младших школьников. 3) разработка рекомендаций по духовно-нравственному воспитанию младших школьников.
 


Методы исследования: анализ литературы, обобщение педагогического опыта, наблюдение, тестирование, метод экспертной оценки, беседа, интервью, сбор анамнестических данных.
 


Глава 1. « Теоретические основы духовно- нравственного воспитания младших школьников»
 


Духовно-нравственное воспитание- важнейшая часть воспитания, которая тесно связана со всеми остальными видами и направлениями формирования всесторонне развитой личности. Духовно- нравственное воспитание- это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств.
 


В качестве организационных форм воспитания нравственных качеств младших школьников выступают формы организации учебной деятельности: уроки, экскурсии, предметные кружки, домашняя учебная работа, а также формы организации внеучебной деятельности и общения, реализующиеся через различные воспитательные мероприятия: классные часы, этические беседы, встречи с выдающимися людьми, конференции, утренники, олимпиады, выставки, коллективные и индивидуальные поручения, конкурсы, коллективные творческие дела и т.д.
 


. Методы нравственного воспитания можно разделить на следующие группы: 1. Методы стимулирования активности младших школьников и формирования их нравственных потребностей и мотивов поведения и деятельности. 2. Методы организации познавательной деятельности младших школьников и формирования их нравственного сознания. 3. Методы организации деятельности и общения учащихся и формирования опыта их нравственного поведения.
 


Логико-смысловая модель «Духовно-нравственное воспитание младших школьников» , которая состоит из 8 координат:   К1. цели и задачи; К2. концепции; К3. методологические основы; К4. средства; К5. методы; К6. формы К7. условия К8. уровни духовно-нравственной воспитанности
 


Глава 2 «Опытно-педагогическая работа экспериментального характера по духовно-нравственному воспитанию младших школьников»
 


Констатирующий эксперимент: диагностика исходного уровня нравственной воспитанности младших школьников Константирующий эксперимент. На данном этапе нами были подобраны методики диагности нравственной воспитанности младших школьников Методика « Закончи историю»( обработка предложена Р.Р.,Калининой) Методика « Незаконченные предложения» ( авторская) Анкета « Индекс нравственной воспитанности школьников» Методика экспертной оценки духовно- нравственной воспитанности младших школьников и проведена первичная диагностика.
 


Формирующий эксперимент: система работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников На данном этапе была разработана и апробирована система мероприятий по духовно-нравственному воспитанию младших школьников: Урок чтения « Стихи А.Л.Барто» Урок по музыки « Защитник Отечества- какой он?» Внеклассное мероприятие «Красив тот, кто красиво поступает» Классный час «Наши права и обязанности»
 


Мы рекомендовали на формирующем этапе эксперимента принять следующие меры по повышению эффективности работы по духовно- нравственному воспитанию младших школьников Составить план воспитательной работы с ориентацией на духовно- нравственную воспитанность Разработать и провести систему мероприятий по духовно- нравственному воспитанию младших школьников Разнообразить формы работы с детьми по духовно- нравственному воспитанию младших школьников
 


Контрольный эксперимент: диагностика достигнутого уровня нравственной воспитанности младших школьников На данном этапе была проведена вторичная диагностика воспитанности младших школьников. Проведен сравнительный анализ констатирующего и контрольного эксперимента, оценка эффективности формирующего эксперимента, сделаны выводы.
 


Контрольный эксперимент: диагностика достигнутого уровня нравственной воспитанности младших школьников
 

< <       > >