Презентация. Компетентностный подход

Скачать презентацию




Компетентности как образовательный результат Компетентностный подход
 


Факторы, обусловившие необходимость компетентностного подхода Изменения, происходящие в мире, связанные с непрерывными и постоянными переменами. Им свойственны стремительность и тенденция к ускорению; они касаются всех областей жизни и деятельности человека. Первый вывод: молодежь должна быть готова к продуктивному решению проблем, к выработке собственных отношений к новым и постоянно меняющимся социокультурным условиям.
 


Изменения, происходящие в стране : стратификация общества на социальные группы с разным материальным уровнем; ресурсная недостаточность большинства составляющих жизни (идеологическая, нравственная, физическая), размывание рамок и схем культурных, социальных стереотипов; невозможность жесткого планирования гарантированного будущего Второй вывод: молодежь должна быть готова к гибкому конструированию собственной жизненной и профессиональной реальности в условиях неопределенности
 


Изменения, происходящие в образовании : стратификация образовательных учреждений, профилей и характера обучения школьников; востребованность педагога нового качества, способного работать не в знаниевой парадигме, а парадигме развития; ориентация на запросы работодателей Третий вывод: нужен качественно новый уровень образования, отвечающий современным государственным и общественным запросам
 


Компетентность похожа на призрак: все о ней говорят, но никто ее не видел. Б.Д. Эльконин
 


Задание на работу в группах Разбиться на группы по 5-7 чел. Обсудить, что каждый член группы понимает под компетентностью. Сообща выработать определение этого термина Представить это определение в виде схемы, рисунка и пр. Презентовать результат работы группы остальным участникам семинара
 


Компетентностный подход как одно из оснований обновления образования Компетентность - способность человека к выстраиванию способов собственной деятельности, его умение устанавливать связи между знанием и ситуацией. Признаки ключевых компетентностей: Многофункциональность (позволяют решать проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни) Надпредметность и междисциплинарность (применимость в различных ситуациях) Многомерность (включают различные умственные процессы и интеллектуальные умения: аналитические, критические, коммуникативные и др.)
 


Результат освоения компетентностей – готовность и способность молодых людей нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и благополучие общества. Цели: Формирование высокого уровня правовой культуры Развитие самостоятельности, способности к самоорганизации, самообучению Толерантность, умение вести диалог, находить содержательные компромиссы Готовность к сотрудничеству, способность к созидательной деятельности
 


Задание на работу в группах Разбиться на группы по 5-7 чел. Обсудить, что каждый член группы понимает под заданной компетентностью. Какие навыки (способности) включает в себя эта компетентность? Представить в виде списка. Презентовать результат работы группы остальным участникам семинара
 


Организаторские компетентности: способность ставить цель деятельности способность находить средства достижения цели способность осуществлять анализ, рефлексию деятельности способность осуществлять оценку собственной деятельности способность корректировать деятельность способность принимать решения
 


Коммуникативные компетентность Умение (способность) слушать. Умение (способность) слышать. Умение (способность) принимать другого таким, какой он есть (толерантность). Умение (способность) вести диалог, полилог, монолог. Умение (способность) представить информацию в различных видах. Владение речевой культурой. Умение (способность) дискутировать и защищать свою точку зрения. Понимать, говорить, читать и писать на нескольких языках ( знаки, компьютеры, ин.яз.). Умение (способность) публичного выступления
 


Информационные компетентности Умение выбрать объект (предмет) информации Умение(способность) подобрать источники информации Умение(способность)пользоваться различными источниками информации Умение (способность) отобрать нужную информацию Умение (способность) обработать информацию Умение (способность) структурировать информацию Умение (способность) предъявить информацию Умение (способность) применить информацию, в том числе в новых условиях Умение (способность) обновлять информацию Умение (способность) преобразовывать различные виды информации
 


Исследовательские компетентности Умение (способность) видеть проблему Умение (способность) ставить цель Умение (способность) понимать возможность ее реализации Умение (способность) выбирать методы и средства решения проблемы Умение (способность) осуществлять анализ, рефлексию Умение (способность) оценивать собственную деятельность Умение (способность) сделать вывод, подвести итог
 


Учебные компетентности Умение (способность) ставить цель Умение (способность) понимать возможность ее реализации Умение (способность) выбирать методы и средства решения проблемы Умение (способность) применять знания в нестандартных ситуациях Умение (способность) осуществлять анализ, рефлексию Умение (способность) оценивать собственную деятельность Умение (способность) сделать вывод, подвести итог Умение (способность) переносить опыт из одной области в другую Умение (способность) отвечать за качество своей деятельности Способность к самообразованию
 


Управленческие компетентности Умение вести переговоры Умение быть лидером Умение смотреть вперед Умение принимать решения Умение ставить и достигать цели
 


Белая книга Европейской комиссии Необходимо предвосхищать потребности в умениях и делать это правильно и своевременно путем выявления развивающихся областей и новых экономических и социальных функций, а также необходимых для этого умений
 


Средства становления и развития компетентностей Модульная организация учебного материала и учебного процесса Повышение многообразия видов и форм организации деятельности учащихся (проектная работа, самостоятельная работа с информацией, расширение образовательного пространства, лаборатории и т.д.); Изменения в системе оценки (оценка по видам работы, само- и взаимооценка, открытость критериев оценивания) Использование современных методов обучения (активные, интерактивные, лабораторные, экспериментальные) Максимальный учет интересов и планов учащихся Введение курсов по выбору, специализаций. Введение элективного компонента (курсы по выбору, которые по содержанию могут выходить за рамки профильных и базовых стандартов
 

< <       > >