Презентация. Античная философия

Скачать презентацию




Античная Философия Казанатова Г. 202 А МПД. Проверила: Бекбосынова Ж.Б
 


план периоды античной философии Классификация школ Основные мыслители античной философии
 


Античная философия являет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет- с конца VII в. до н.э. вплоть до VI в. н. э. Несмотря на все разнообразия воззрений мыслителей этого периода, античная философия вместе с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное. Она развивалась не изолированно- она черпала мудрость Древнего Востока, культура которого уходит в более глубокую древность, где еще до греков происходило становление цивилизации: формировалась письменность, зачатки науки о природе и развивались собственно философские воззрения. Это относится к таким странам как Ливия, Вавилон, Египет и Персия. Имело место влияния и более отдаленных стран Востока - Древнего Китая и Индии. Но различные поучительные заимствования греческих мыслителей ни в какой степени не умаляют удивительной оригинальности и величия античных мыслителей.
 


Древнегреческая философия, зародившись на основе мифологии, долго сохраняла с ней связь. В частности на протяжении всей истории античной философии в значительной степени сохранилась терминология, пришедшая из мифологии. Так, имена Богов использовались для обозначения различных природных и социальных сил: именовалась Эросом или Афродитой, мудрость- Афиной и т. д. Естественно, что особенно тесная связь мифологии с философией имела место в ранний период развития философии. Из мифологии были унаследованы представление о четырех основных стихиях, из которых состоит все сущее. И большинство философов раннего периода считали одну или несколько стихий первоначалом бытия ( например Вода у Фалеса).
 


Зарождение и первые стадии развития в древнегреческой философии имели место в Ионии - область в Малой Азии, где было много греческих колоний. Вторым географическим центром развития философии слала так называемая Великая Греция, где так же находилось много греческих городов-полисов. В настоящее время всех философов раннего периода называют досократиками, т.е. предшественникам Сократа - первого крупного философа следующего, классического периода.
 


Классификация школ Ионийская философия Милетская школа Фалес Анаксимандр Анаксимен Эфесская школа Гераклит Эфесский Итальянская философия Школа Пифагора Пифагор пифагорейцы Элейская школа Ксенофан Парменид Зенон Афинская философия Анаксагор
 


Милетская школа    Фалес - древнегреческий философ, основатель Милетской школы философии, одной из первых зафиксированных философских школ.    Хотя принято считать, что западная философия начинается с греков однако первые философские системы возникли не в самой Греции а на западном побережье Малой Азии - в ионийских городах, которые были основаны греками и в которых раньше, чем в самой Греции получили развитие промышленность, торговля и духовная культура Этот район еще называют Ионией, поэтому философские системы разработанные философами - выходцами из этого района, носят название ионийской философии. Впервые философские воззрения возникли в Милете в VI-V веках до Р.Х. Милет в то время был крупнейшим из всех малоазиатских греческих городов.    Фалес происходил из знатного рода. В своей жизни и творчестве соединял вопросы практики с теоретическими проблемами, касающимися вопросов мироздания. Он много путешествовал по разным странам используя эти путешествия для расширения и приобретения знания Был всесторонним ученым и мыслителем, изобрел несколько астрономических приборов. Стал известен в Греции тем, что удачно предсказал солнечное затмение в 585 г. до Р.Х.Все свои натурфилософские познания Фалес использовал для создания стройного философского учения.
 


 Так, он считал, что все существующее порождено водой, понимая под ней влажное первовещество Вода - это источник, из которого все постоянно происходит. При этом вода и все, что из нее произошло, не являются мертвыми, они одушевлены В качестве примера своей мысли Фалес приводил такие вещества как магнит и янтарь: так как магнит и янтарь порождают движение значит они обладают душой. Фалес представлял весь мир одушевленным, пронизанным жизнью. Он заложил теоретические основы учения, имеющее название гилозоизм. Хотя гилозоизм имеет свои корни в мифологии, у Фалеса он получает философское обоснование. По Фалесу, природа, как живая, так и неживая, обладает движущим началом, которое называется такими именами, как душа и Бог.    В области науки Фалесу принадлежит заслуга в определении времени солнцестояний и равноденствий, в установлении продолжительности года в 365 дней, открытие факта движения Солнца по отношению к звездам. Он также имеет заслуги в области создания научной математики. Так, считают, что он первым сумел вписать треугольник в круг.    Все это принесло Фалесу славу первого мудреца из знаменитых "семи мудрецов" древности. Плутарх приводит следующие оригинальные высказывания Фалеса: "Что прекраснее всего? - Мир, ибо все, что прекрасно устроено, является его частью. Что мудрее всего? - Время, оно породило одно и породит другое. Что обще всем? - Надежда: ее имеют и те, у кого нет ничего другого. Что полезнее всего? - Добродетель, ибо благодаря ей все иное может найти применение и стать полезным. Что самое вредное? - Порок, ибо в его присутствии портится почти все. Что сильнее всего? - Необходимость, ибо она непреодолима. Что самое легкое? - То, что соответствует природе, ибо даже наслаждения часто утомляют" [Плутарх. Пир семи мудрецов
 


АНАКСИМАНДР (расцвет деятельности 570-560 до н.э.), древнегреческий философ, уроженец Милета, соотечественник и ученик Фалеса. Анаксимандр составил знаменитый чертеж мира и, возможно, познакомил Грецию с изобретенным в Вавилоне гномоном, прибором для определения наклона эклиптики к экватору. Как и Фалес, Анаксимандр пытался дать единое объяснение всех вещей, для чего избрал не один из элементов, а общее начало, из которого путем дифференциации мог развиться весь мир. Это начало Анаксимандр назвал 'апейрон' ('неопределенное'), вероятно, из-за его безграничной протяженности и невозможности отождествить (как 'воду' Фалеса) с каким-то определенным веществом в уже существующем мире.
 


Анаксимандр характеризовал свой 'апейрон' как 'вечный и нестареющий', а также 'окружающий' бесчисленные миры и 'управляющий' ими. Всякий мир является местом, где пары противоположных по сути стихий (такие, как дождь и засуха) 'платят друг другу пеню и воздаяние за свою несправедливость в соответствии с приговором времени'. Анаксимандр полагал, что в начале мира в 'апейроне' каким-то образом выделилось ядро, породившее огонь и темный туман. Затем туман отвердел, и из него сформировалась Земля. Окружающий ее огонь порвался на части и превратился в небесные тела, которые на самом деле суть опоясывающие Землю огненные колеса - свет каждого из них прорывается сквозь отверстие в окутывающем колесо тумане.
 


Земля представлялась Анаксимандру низким и широким цилиндром, плоским сверху, пребывающим на одном месте благодаря равной удаленности от всех вещей (т.е., вероятно, от огненных колес небесных тел). (Это объяснение, свидетельствующее о богатстве воображения, не устроило еще одного уроженца Милета - Анаксимена, преемника Анаксимандра , который утверждал, что Земля держится на основном элементе, которым он считал воздух.) Столь же изобретательной и дерзновенной была предложенная Анаксимандром гипотеза о происхождении живых существ: они зародились в первичной грязи от солнечного тепла и появились на суше, высвободившись из панциря, делавшего их похожими на морских ежей. Что касается человека, то он развился до зрелости внутри рыбы.
 


Анаксимен Анаксимен Милетский (др.-греч. ??????????, 585/560 — 525/502 до н. э., Милет) — древнегреческий философ, представитель милетской школы натурфилософии, ученик Анаксимандра. Анаксимен являлся последним представителем милетской школы. Анаксимен укрепил и завершил тенденцию стихийного материализма — поиск естественных причин явлений и вещей. Как ранее Фалес и Анаксимандр, первоосновой мира он полагает определенный вид материи. Такой материей он считает неограниченный, бесконечный, имеющий неопределённую форму воздух, из которого возникает всё остальное. «Анаксимен… провозглашает воздух началом сущего, ибо из него всё возникает и к нему всё возвращается».
 


Согласно Анаксимену, мир возникает из «беспредельного» воздуха, и всё многообразие вещей есть воздух в различных своих состояниях. Благодаря разрежению (то есть нагреванию) из воздуха возникает огонь, благодаря сгущению (то есть охлаждению) — ветер, облака, вода, земля и камни. Разрежённый воздух порождает обладающие огненной природой небесные светила. Важный аспект положений Анаксимена: сгущение и разрежение понимаются здесь как основные, взаимно противоположные, но равнофункциональные процессы, участвующие в образовании различных состояний материи. Выбор Анаксименом воздуха в качестве космогонического первопринципа и актуальной жизненной основы космоса стоит на принципе параллелизма микрокосма и макрокосма: «подобно тому как воздух в виде нашей души скрепляет нас, так дыхание и воздух охватывают всю Землю». Беспредельный воздух у Анаксимена объемлет собой весь мир, является источником жизни и дыхания живых существ.
 


Сочинения Анаксимена Сочинения Анаксимена фрагментарно сохранились. В отличие от своего учителя Анаксимандра, который писал, как отметили сами древние, «вычурной прозой», Анаксимен пишет просто и безыскусственно. Излагая свое учение, Анаксимен часто прибегает к образным сравнениям. Сгущение воздуха, «порождающее» плоскую землю, он уподобляет «валянию шерсти»; Солнце, Луну — плавающим посреди воздуха огненным листьям и т. п.
 


Эфесская школа Гераклит из Эфеса (ок. 530—470 до н.э.)- является великим диалектиком античного мира.Он принадлежал к царскому роду. Гордый, сумрачный, нелюдимый, он отказался от предложенного ему высшего сана в государстве в пользу своего брата (афинского царя Кодра), но ходил в пурпуре со знаками царской власти(1). Все существующее, по Гераклиту, постоянно переходит из одного состояния в другое. Ему принадлежат знаменитые слова: “Все течет!” (можно ли переоценить эту гениальную максиму?!), “В одну и ту же реку нельзя войти дважды”, “В мире нет ничего неподвижного: холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется”. Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, рождение и гибель — бытие и небытие — связаны между собой, обусловливая и переходя друг в друга.
 


Согласно воззрениям Гераклита, переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он называл вечным всеобщим Логосом, т.е. единым, общим для всего существования законом: не мне, но Логосу внимая, мудро признать, что все — едино. По Гераклиту, огонь и Логос “эквивалентны”: “огонь разумен и является причиной управления всем”, а то, что “всем управляет через все”, он считает разумом. Гераклит учит, что мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим.
 


Огонь — образ вечного движения. Огонь как видимая форма процесса горения является наиболее подходящим определением для стихии, понимаемой как субстанция, для которой характерно, что она есть вечный процесс, “пылающая” динамика сущего. Но это совсем не значит, что Гераклит на место воды и воздуха поставил огонь. Дело гораздо тоньше. Правда, у Гераклита Космос — это вечно полыхающий огонь, но это живой огонь. Он тождествен божеству. Гилозоистический пантеизм(3) обретает у него наиболее совершенное выражение. Огонь как душа Космоса предполагает разумность и божественность. А ведь разум обладает властной силой управления всем сущим: он все направляет и всему дает форму. Разум, т.е. Логос, правит всем через все. При этом объективная ценность человеческого разума определяется степенью его адекватности Логосу, т.е. общему миропорядку. Гераклита считают ярким представителем религиозного движения своего века. Он разделял идею бессмертия души, считая смерть рождением души для новой жизни.
 


ПИФАГОР Самосский ПИФАГОР Самосский (ок. 570 - ок. 500 до н.э.) - древнегреческий философ, религиозный и политический деятель, основатель пифагореизма. Историю его жизни трудно отделить от легенд, представляющих П. в качестве полубога и чудотворца, совершенного мудреца и "великого посвященного" во все мистерии (тайные доктрины) греков и варваров. По преданию, П. посетил в своих путешествиях Египет и Финикию. На 40-м году жизни он поселилился в южноиталийской колонии г. Кротоне. Там П. основал сообщество своих последователей, представляющее собой одновременно и философско-научную школу и религиозно-магический союз "посвященных".
 


Он впервые назвал Вселенную "космосом" (греч. cosmos - порядок) по причине той упорядоченности, которая ему присуща. Он также первый, давший себе название "философ" или "любомудр", вместо обычного "мудрец" или просто "сведущий". Скорее всего, это связано с тем, что на место "мудрости" как осведомленности о практической жизни, и, в первую очередь, о государственных делах, онпредложил поместить более высокий род знания - чистое размышление, т.е. рассмотрение "мудрости" (sophia) как любимого предмета, что впредь и стало именоваться "философией" (phileo - люблю и sophia). В качестве основного принципа всего сущего онвыделял число. Предположительно, в области математики ему принадлежит систематическое введение доказательств в геометрию, построение планиметрии прямолинейных фигур и доказательство "теоремы П.". Также, по всей видимости, им было разработано учение о четных и нечетных числах, об арифметических, геометрических и гармонических пропорциях.
 


Пифогореизм Пифагореизм — религиозно-философское учение основано в Древней Греции VI—I История пифагорейского союза Основателем союза был Пифагор, сын Мнесарха, уроженец Самоса. Его расцвет приходится на время правления тирана Поликрата (ок. 530 г. до н. э.). Пифагор основал сообщество в италийском городе Кротоне. Умер он в Метапонте, куда переселился вследствие враждебного отношения кротонцев к его союзу. После смерти Пифагора вражда против пифагорейского союза усиливалась во всех демократиях Великой Греции и в середине V в. д. н. э. разразилась катастрофой: в Кротоне многие пифагорейцы были убиты и сожжены в доме, где они собрались; разгром повторился и в других местах. Уцелевшие были вынуждены бежать, разнося с собой учение и мистерии своего союза. Эти мистерии дали союзу возможность существовать и тогда, когда он утратил своё прежнее политическое и философское значение. К концу V в. д. н. э. наблюдается возрождение политического влияния пифагорейцев в Великой Греции: Архит Тарентский достигает большого политического значения в Таренте как военачальник и государственный деятель. С IV в. д. н. э. пифагорейство приходит в упадок, а его учение поглощается платонизмом.V вв. до н. э.
 


Периоды развития Ранний VI- IV вв. до н. э. - Гиппас, Алкмеон Средний IV - I вв. до н. э. - Филолай Поздний I - III вв. до н. э. - Нумний
 


Философия пифагорейцев Пифагор был первым мыслителем, который по преданию назвал себя философом, то есть «любителем мудрости». Он же впервые назвал вселенную космосом, то есть «прекрасным порядком». Предметом его учения был мир как стройное целое, подчиненное законам гармонии и числа. Основу последующего философского учения пифагорейцев составила категориальная пара двух противоположностей — предела и беспредельного. «Беспредельное» не может быть единым началом вещей; иначе ничто определённое, никакой «предел» не был бы мыслим. С другой стороны, и «предел» предполагает нечто такое, что определяется им. Отсюда следует вывод Филолая, что «природа, сущая в космосе, гармонически слажена из беспредельных и определяющих; так устроен и весь космос, и все, что в нём».
 


Элейская школа Ксенофан Колофонский 580/577 до н. э.,— древнегреческий странствующий поэт и философ. Покинул ионийский Колофон из-за персидского нашествия. Путешествуя по городам Греции, в старости побывал в Южной Италии и поселился в Элее. Считается основателем Элейской школы и учителем Парменида («первый среди элеатов цельный ум», Аристотель; в отличие от элеатов интересовался не онтологией, но преимущественно теологией и космологией). Отдавал предпочтение «мудрости», свободной прежде всего от чувственных образов.
 


Ксенофан — ранний представитель греческого свободомыслия в отношении религии. Наблюдательный, склонный к насмешке, подверг критике господствующие представления о множестве богов, которыми поэты и народная фантазия населили Олимп. По Ксенофану, мифология — продукт исключительно человеческого воображения. Образы богов созданы людьми как их подобие, поэтому боги не превосходят людей нравственно и не могут быть предметом поклонения:
 


Утверждения Истинный бог един, всевидящ, всеслышащ, всемогущ. Правит миром силой мысли без физического усилия. Не подобен смертным ни внутренне, ни внешне. Бог внутренне присущ миру, который обожествляется. В чувственно-физическом мире начало — земля, корни которой простираются в бесконечность. Морское дно частично поднялось, что доказывается отпечатками морских животных в горных породах. Небесные светила — сгустившиеся и воспламенившиеся испарения. Солнце каждый день новое и для каждой местности свое. Подлинная истина людям недоступна, удел всех и каждого — [только] субъективное мнение. Полагал, что Земля появилась из моря. В качестве аргументов он ссылался на то, что в отдалении от моря находят раковины, а на камнях — отпечатки рыб и растений.
 


Парменид Парменид (ок. 540-470 до Р.Х.) - главный представитель элейской школы. Он считается другому учеником Ксенофана, а также учеником Анаксимандра. Учение Парменида представляет собой первую попытку в древнегреческой философии изложить метафизическое понимание окружающего мира, природы. Он считает, что характерной чертой бытия являются его неподвижность и неизменность, оно не обладает признаками рождения и уничтожения. Здесь позиция Парменида противоположна воззрениям Гераклита. Отстаиваемая Парменидом картина мира имела своим источником недоверие к свидетельствам органов чувств. Философская поэма, написанная Парменидом, "О природе", из которой сохранилось около 160 стихов, разделена на две части: "путь истины" и "путь мнения". Путь мнения - это чувственная видимость, способ объяснения мира исходя лишь из свидетельств органов чувств, которые воспринимают изменчивость вещей, их возникновение и уничтожение. На "пути истины" эти свойства отвергаются, путь истины ведет нас к миру умопостигаемому. Проводя различие между чувственным и рациональным познанием, Парменид считает, что разум имеет превосходство над чувствами.
 


Так как свидетельства органов чувств часто обманывают нас, то, следовательно, чувства дают недостоверные знания. К достоверной и непререкаемой истине ведут только ум, умозрение. Поэтому то, что мыслится в разуме, и является, по его мнению, сущим. Чувственные восприятия противопоставляются Парменидом бытию. Путь мнения и путь истины Парменида дают две картины мира: мир единого и вечного бытия и кажущийся мир мнений. Из сказанного видно, насколько сильна струя рационализма в философии Пармениды. По его мнению, мысль - это мысль о предмете. Мышление нельзя отделить от бытия даже тогда, когда мы думаем о небытии. Но для Парменида по сути небытия нет, так как небытие -это пустота, пустое пространство, значит, если нет небытия, то и нет пустого пространства, все заполнено веществом. Отсюда вытекает следующий вывод: если весь мир, все пространство заполнено веществом, то не существует никакого множества вещей, так как между вещами нет пустых промежутков, которые отделяли бы одну вещь от другой. Это учение своим острием направлено против Пифагора, который постулировал наличие в мире пустоты (т.е. воздуха). Ценность философии Парменида в его разделении чувственного и рационального познания и в его понимании достоверного и вероятностного знания ("путь мнения"). Эти его идеи были в значительной степени развиты в дальнейшем и оказали влияние на целый ряд философских школ вплоть до современности.
 


ЗЕНОН Элейский ЗЕНОН Элейский (ок. 490 - ок. 430 до н.э.) - древнегреческий философ, представитель элейской школы (6-5 вв. до н.э., г. Элея, Южная Италия). Согласно сведениям Диогена Лаэртия, был учеником и приемным сыном Парме-нида. Аристотель считал 3. создателем диалектики как искусства истолкования противоречий. Основную задачу своей философии видел в защите и обосновании учения Парменида о неизменной сущности истинного бытия ("все есть одно") и иллюзорности всех видимых изменений и различий. Истина сущего, по мнению 3., обнаруживается только посредством мышления, чувственный же опыт ведет к обнаружению множественности вещей, их разнообразия и изменчивости, и, следовательно, к недостоверности.
 


Факт противоречия между данными опыта, с одной стороны, и их мыслительным анализом, с другой, был выражен 3. в форме апорий (греч. aporia - затруднение, недоумение). Все апории 3. сводятся к доказательству того, что 1) логически невозможно мыслить множественность вещей; 2) допущение движения ведет к противоречиям. Наиболее известны его апории, направленные против возможности движения: "Дихотомия", "Ахиллес", "Стрела", "Стадий". Так, Апория "Ахиллес" фиксирует, что - в противоречии с чувственным опытом - быстроногий Ахиллес не может догнать черепаху, т.к. пока он пробежит разделяющее их расстояние, она все же успеет проползти некоторый отрезок, когда же он будет пробегать этот отрезок, она еще немного отползет и т.д. Согласно 3., при попытке помыслить движение, мы неизбежно наталкиваемся на противоречия, из этого следует вывод о немыслимости, а тем самым и о невозможности движения вообще.
 


Эмпедокл Эмпедокл из Акраганта (др.-греч. ??????????) (ок. 490 до н. э., Агридженто — ок. 430 до н. э.) — древнегреческий философ, врач, государственный деятель, жрец. Труды Эмпедокла написаны в форме стихотворных поэм. Был плюралистом, то есть признавал множественность архэ. Являлся сторонником демократии. Деятельность его протекала в г. Акрагант (Агригент) в Сицилии. О нём ходили легенды как о чудотворце необычайной силы, который смог воскресить женщину, находившуюся до этого целый месяц без дыхания. Обладал всевозможными талантами и достоинствами. Владел искусством красноречия и даже основал школу ораторского искусства в Сицилии. Какое-то время был «пифагориком», однако за огласку учений Пифагора был изгнан. По характеру был очень тщеславен, считал себя божеством. В связи с этим его смерть окутана легендами. Рассказывают, что он, предчувствуя смерть, бросился в жерло вулкана Этна, чтобы его чтили как Бога. Однако Боги приняли его не полностью — без сандалий. Ему принадлежит поэма «О природе», из которой сохранились 340 стихов, а также религиозная поэма «Очищения» (иначе «Искупления»; дошло около 100 стихов).
 


Основу учения Эмпедокла составляет концепция о четырёх стихиях, которые образуют «корни» вещей, так называемое архе. Этими корнями являются огонь, воздух, вода и земля. Им соответствовали Зевс, Аид, Нестис (сицилийское божество воды) и Гера. Они заполняют всё пространство и находятся в постоянном движении, перемещаясь, смешиваясь и разъединяясь. Они неизменны и вечны. Все вещи как бы складываются из этих стихий, «вроде того, как стена сложена из кирпичей и камней». Прочие Боги также были производными этих 4 «корней». Наиболее равномерно эти 4 «корня» вещей распределены в крови человека. «Корни» вещей являются «пассивными» началами. Эмпедокл отвергает мысль о рождении и смерти вещей. Последние образуются посредством смешения и соединения стихий в определенных пропорциях. Так, кость состоит из двух частей воды, двух частей земли и четырёх частей огня.
 


Анаксагор Анаксагор (ок. 500-428 до Р.Х.) - древнегреческий философ, происходил из Клаземен, почти всю жизнь прожил в Афинах. Это первый греческий философ, деятельность которого протекала собственно в самой Греции, а не в греческих городах Малой Азии или Сицилии. Он имел знатное происхождение, однако отказался от обеспеченной жизни и посвятил себя философии. В Афинах был первым философом, который стал учить философии. Анаксагор также занимался и научной деятельностью, в частности математикой, астрономией, метеорологией. В своих исследованиях пришел к выводу, что солнце и другие небесные светила - не божества, а глыбы, которые оторвались от Земли. За это учение Анаксагор был обвинен в непочитании богов. Суд над ним закончился осуждением, штрафом и изгнанием из Афин.
 


Анаксагор, как и предшествующие ему древнегреческие философы, ставит вопрос о том, что есть основа мира. В отличие от своих предшественников, эту основу мира он видел в маленьких материальных частицах - семенах вещей, которые называются гомеомериями. Согласно Анаксагору, мир вечен, он несотворим и неуничтожим. Отдельные вещи состоят из отдельных семян. Характер вещи, ее свойства зависят от преобладания того или иного типа семян. Так, в кости имеются различные семена, но преобладают косточки, в мясе также имеются всевозможные семена, но больше всего кусочков мяса. Остальные семена, которые присутствуют в отдельной вещи, просто не наблюдаемы. Тем самым Анаксагор ввел в философию понятие зависимости качества вещи от количественной стороны свойств. Возникновение всех веществ происходит из "подобночастных" частиц- семян, что выражается в двух постулатах: "все во всем", "из всего -все".
 


Атомизм Атомизм (от греч. atomon – неделимое) – атомистика, учение о том, что все вещи состоят из самостоятельных элементов (атомов) и что все совершающееся основывается на перемещении, соединении и разъединении этих элементов. Это представление об атоме и по сей день господствует в воззрениях на мир и природу там, где допускается механическое понимание причинных связей, и лишь постепенно начинает уступать место современному взгляду на предмет – целостному его рассмотрению.
 


Демокрит Демокрит (ок. 460 - 370 гг. до н. э.). Философские воззрения. Первоначалами бытия Д. считает атомы и пустоту. Все в мире состоит из атомов и пустоты. Все вещи со временем погибают, а составляющие их атомы продолжают существовать. Судьба атомизма. Учение Демокрита оказало значительное влияние на Эпикур (хотя сам Эпикур и отрицал это), а через него на римского философа Лукреция Карла. В эпоху Средневековья он практически был неизвестен в христианском мире. В новое время оказался философской основой физике Ньютона, деизм и материализм вплоть до нашего времени.
 


Классический период античной философии Классический период греческой философии имела место во второй пол. V- нач. IV в. до. н. э. Наиболее значительными явлениями этого периода были софистика и учение трех величайших философов Древней Греции : Сократа, Платона и Аристотеля. Софисты - это условное наименование ряда древнегреческих мыслителей, живших в V- в первой половине IV. Софистов принято делить на принадлежащих к старшему и младшему поколению. Философские воззрения. Изучению природы софисты не уделяли внимания. Но они первыми стали различать законы природы, как нечто незыблемое, а законы общества, возникающие по человеческому установлению. Отношение к религии. Многие софисты сомневались в существовании Богов или даже отрицали, считая человеческой выдумкой. В настоящее время софизмами называют логически неправильные рассуждения, мнимые доказательства, выдаваемые за правильные. В Древней Греции софизмами называли еще и рассуждения.
 


Сократ Сократ 470 - 399 гг. до н. э.Философские воззрения. Учение Сократа известно только нам из работ его учеников, но они излагали по разному. Сократ утверждал, что основная задача философии состоит в познании человека, а не природы. Сократ - сторонник учения о переселении душ. Сократ разработал учение о добродетели, согласно которому людей делает добродетельными знание того, что есть добро и есть зло: Храбрость - это знание того, как преодолевать свой страх. Справедливость - это знание того, как выполнять законы божественные и человеческие. Умеренность - это знания того, как обуздывать свои страсти. Судьба учения. Сократ оказал огромное влияние на всю последующую философию, став образом «мудреца» и «гражданина». Ряд его учеников стали основателями собственных философских школ, относящихся к различным философским направлениям.
 


Основные сократические школы Мегарская Евклид из Мегары Элидо - эретрийская Федон из Элиды Киническая Антисфен, Кратет, Менедем Киренская Аристипп из Кирены
 


Платон Платон (427 - 347 гг. до н. э.;) - величайший древнегреческий философ. Подлинное имя Платона - Аристокл, «Платон» - прозвище, означающее «широкоплечий»; Главный его учитель Сократ. В Афинах Платон открыл школу - Академию ( название «Академия» возникла потому что эта школа была в роще посвященной мифическому герою Академу). Философские воззрения. Платон основоположник объективного идеализма. Центральное место в философии Платона занимает учение об идеях. Учение об идеях. Слово «идея» в обыденном языке во времена Платона означала внешний вид, наружность, видимость, род, качество, образ, форма». Каждая идея вечна и неизменна; число идей очень велико, но не бесконечно. Царство идей обладает своей иерархией и пирамидальной структурой; существует отношения подчинения и соподчинения. Венчает пирамиду одна единственная идея, которую в одних работах Платон назвал идеей «Блага», а других - идеей «Единого».
 


Благо Для объяснения чувственного мира с его изменчивостью, множественностью и отрицательными явлениями Платон был вынужден ввести понятие материи (хора). Материя телесна, но она мертва, бесформенна и непознаваема, материя вечна. Космология и космогония. Платон признает еще наличие Ума - демиурга. Учение о душе. Человеческие души созданы из остатков Мировой души. После смерти тела бессмертная душа возносится в небо ( в царство идей) и пребывает там. Затем падает на землю и вселяется в тело новорожденного ребенка и т.д. Учение о государстве. Платон создал одну из первых моделей идеального государства. Это государство существует не ради людей а ради самого себя. Платон усматривает причину возникновения государства в общественном разделении труда между людьми. При этом каждый человек от природы предназначен к выполнению определенной работы. В идеальном государстве существует три основные группы граждан: правители - философы, стражи (войны) и ремесленники с земледельцами. Принадлежность к сословию определяется личными качествами. Судьба учения. Платон оказал громадное влияние на всю последующую европейскую философию. НОВЫЙ ИНТЕРЕС К УЧЕНИЮ Платона пробудился в эпоху Возрождения, а затем В Новое время - особенно у Гегеля.
 


Аристотель Аристотель (384-322 до н. э.), древнегреческий философ. Учился у Платона в Афинах; в 335 основал Ликей, или перипатетическую школу. Воспитатель Александра Македонского. Сочинения Аристотеля охватывают все отрасли тогдашнего знания. Основоположник формальной логики, создатель силлогистики. "Первая философия" (позднее названа метафизикой) содержит учение об основных принципах бытия: возможности и осуществлении, форме и материи, действующей причине и цели. Колебался между материализмом и идеализмом; идеи - внутренние движущие силы вещей, неотделимые от них. Источник движения и изменчивого бытия - вечный и неподвижный "ум", нус (перводвигатель).
 


Ступени природы: неорганический мир, растение, животное, человек. "Ум", разум, отличает человека от животного. Центральный принцип этики - разумное поведение, умеренность (метриопатия). Человек - существо общественное. Наилучшие формы государства - монархия, аристократия, "политика" (умеренная демократия), наихудшие - тирания, олигархия, охлократия. Суть искусства - подражание (мимесис), цель трагедии - "очищение" духа (катарсис). Основные сочинения: логический свод "Органон" ("Категории", "Об истолковании", "Аналитики" 1-я и 2-я, "Топика"), "Метафизика", "Физика", "О возникновении животных", "О душе", "Этика", "Политика", "Риторика", "Поэтика".
 


Эллинистический период античной философии ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ охватывает огромный промежуток времени: с середины IV в. до н. э. ( т. е. с возникновения «мира эллинизма», занимающего территории, завоеванные Александром Македонским) и до конца античной эпохи, т. е. до падения Рима в 476 году, захваченного варварами - германцами. Но к этому времени Римская империя уже раскололась на две части - Западную и Восточную (Византию). Поэтому конец античной философии связывают с 529 г., когда по указу византийского императора Юстиниана была закрыта последняя языческая философская школа: Академия Платона в Афинах. В эпоху эллинизма, с одной стороны, продолжалась развитие философских учений предшествующих периодов, а с другой - на базе предшествующих учений или как реакция на них появился целый ряд новых учений (кинизм, стоицизм и т.д.)
 


Во II в. до н.э. Греция была завоевана Римом. При это завоеванные греки «покорили» своих завоевателей оказав громадное влияние на все сферы римской культуры. Под влиянием греческой культуры начинается развитие римской философии. Римляне не создали своих оригинальных учений, хотя и внесли большой вклад в развитие греческих школ, поэтому в период I в. до н.э. по VI в. можно говорить о существовании Греко - римской философии. Центральное место в большинстве философских учений эпохи эллинизма заняла этическая проблематика. Цель философии чаще всего понималась как обретение счастья, что возможно только при должном поведении. Однако решить вопрос о том как должен себя вести человек, можно только понимая, что представляют собой люди и какое место они занимают в мироздании (космосе), поэтому анализ этических проблем неразрывно был связан с учениями о природе.
 


Классификация школ эллинистического периода Скептицизм Термин скептицизм происходит от древнегреческого слова «скепсис», что может быть переведено как «рассматривание, разбор, колебание». Скептицизм - это философское направление, где сомнение оказывается универсальным философским принципом, т.е. последовательно проводится идея о недостоверности всякого знания. Основоположником античного скептицизма считается Пиррон; виднейший представитель скептицизма в римской философии - Секст Эмпирик.
 


Пиррон Пиррон 360 - 270 гг. до н.э. Философские воззрения. Центральная проблема философии Пиррона: как человеку стать счастливом? Для ее решения Пиррон считал достаточным ответить на три вопроса: что есть то, что нас окружает? как мы должны к этому окружающему относиться? что следует из должного отношения?
 


Секст Эмпирик Философские воззрения. История философии. Секст в своих работах подробно их анализирует. Поэтому книги являются ценными источником сведений по античной философии. Скептический метод. В основе скептического метода лежит допущение одинаковой достоверности противоречивых суждений. Но лучше вообще воздерживаться от всяких суждений. Именно это позволяет брести невозмутимость, что и является целью философии. Судьба скептицизма. Он был забыт в эпоху Средневековья. И только в XVI-XVII вв. он возрождается в европейской философии в виде «нового пирронизма».
 


Стоицизм Три периода в истории стоицизма Название периода время Крупнейшие представители Древняя стоя III - II вв. до н.э. Зенон, Клеанф,Хрисипп Средняя стоя II - I вв. до н.э.Панетий, Посидоний Поздняя стоя I - II вв. Сенека, Марк Аврелий
 


Скорлупа яйца - логика, белок - физика, желток - этика. Физика. Космос. - живое, разумное и материальное целое сферической формы и находящиеся в пустоте. В едином мире различались два начала: пассивное материальное и активное идеальное - всепроникающий сперматический логос (Бог). Космология и космогония. Саморазвитие мира происходит циклично, каждый цикл заканчивается Мировым пожаром, когда все существующее воспламеняется и становится огнем. В начале нового цикла творческий огонь - логос, содержащий в себе семена всех вещей, порождает из себя четыре стихии, а из них все тела в мире. Космология принимается аристотелевская. Но при этом считается, что творческий огонь в соединении с воздухом составляет «огненное дыхание» (пневму), которая пронизывает весь мир и связывает его в единое целое. Этика. Конечная цель человеческой жизни - счастье. Счастье понимается как жизнь согласно природе (логосу), и только такая жизнь является добродетельной. Идеалом стоиков является мудрец, достигший добродетели и бесстрастия, добровольно следующий судьбе (примером такого мудреца считался Сократ). Стоики разработали ряд аргументов, объясняющих существование в мире зла и тем самым играющих роль теодицеи - оправдания Бога.
 


Судьба учения. Стоицизм сыграл существенную роль в развитии философии эллинистического периода. Ряд его идей вошел в неоплатонизм, значительное влияние оказал стоицизм на становление христианской философии, а затем на средневековую мусульманскую философию. Прослеживается и некоторое влияние стоицизма на философию Нового времени: на Декарта, Спинозу. Обратился также и Делёз.
 


Эпикуреизм Эпикуреизм - философское направление, названное по имени его основоположника Эпикура. Крупнейший представитель эпикуреизма в римской философии - Тит Лукреций Кар (99 - 55) гг. до н. э.), поэма которого « О природе вещей» является в настоящее время основным источником сведений об эпикуреизме. Эпикуреизм в целом можно охарактеризовать как атомизм эллинистической эпохи.
 


Эпикур Эпикур. 342 - 271 гг. до н. э. Философия Эпикура представляет собой развитие античного атомизма, но сам Эпикур всегда отрицал влияние Демокрита на свое философское учение и крайне отрицательно отзывался о Демокрите, впрочем, как и о многих других философах. Философские воззрения. Главная цель философии - достижение счастья. Этика. Высшее благо в жизни- наслаждение. Наслаждение, прежде всего, есть отсутствие страданий ( а вовсе не чувственное удовольствия!). Желания делятся на несколько категорий
 


 
 


Судьба эпикуреизма. К концу эпохи эллинизма влияние эпикуреизма серьезно упало: он оказался вытесненным его главным соперником - стоицизмом. Интерес к этическому учению эпикуреизма снова появляется в эпоху Возрождения.
 


Кинизм Название школы произошло от названия холма в Афинах и расположенном на нем гимназии «Киносарг» («Золотой пес»), где занимались первые киники («Собачий»), отсюда название кинизма - «собачья философия»; на латыни название последователей этой школы - cynici - циники ( отсюда происходит слово «цинизм»). Основоположник кинизма - Антисфен (444 - 368гг. до н. э.). Философские воззрения. Книги не стремились к построению последовательной и законченной теории бытия, теории познания и т.п. Их целью было, скорее, воплощение их философских материалов идеалов в жизни, создание и пропаганда особого «кинического» образа жизни. Их философия - философия отщепенцев, которые сознательно ставили себя вне общества, отбрасывали общепринятую мораль и нормы поведения. Киники призывают индивида опираться только на самого себя, считая это единственным путем для обретения высшей ценности, - духовной свободы, независимости. Они презирали знатность и богатство, считая последнее аморальным, пренебрегали образованностью и воспитанием. Они порывали с патриотизмом и начали пропаганду космополитизма, называя себя «гражданами мира». Формулу страшного проклятья «без общины, без дома, без отечества» Диоген применяет к себе с гордостью.
 


Неоплатонизм Основоположником неоплатонизма считается Плотин или его учитель Аммоний. Философские воззрения. В неоплатонизме до придела доведено платоновское противопоставление телесного чувственного мира и сверхчувственного мира. Основное внимание уделяется учению о сверхразумном и сверхбытийном первоначале. Следуя Платону, неоплатоники считали, что исходное первоначало - это Единое = Благо. Оно не постижимо для разума, а постижимо только в состоянии сверхразумного экстаза ( в переводе с древнегреческого «экстаз» - это смещение, перемещение восторг.). Единое = Благое Плотин сравнивает с Солнцем. И как от солнца исходит свет, так от Единого = Блага исходит эманация, порождающая Бытие = Ум (Нус), содержащий идеи. Распространение эманаций за пределы Ума приводит к появлению Мировой души. Она порождает время и сама существует во времени. Угасший свет, исходящий из Единого, ставший тьмой и мраком, и есть материя, образующая чувственный, телесный космос. Он вечен во временном существовании.
 


Спасибо за внимание!
 

< <       > >