Презентация. Бенедикт Спиноза

Скачать презентацию




Бенедикт Спиноза Выполнила: Вишнякова Ксения Группа: Эм-110 Факультет: ФМА
 


Бенедикт Спиноза (рожд. Барух Спиноза, 24 ноября 1632 года, Амстердам — 21 февраля 1677 года, Гаага) — нидерландский философ-рационалист, натуралист, противопоставивший дуализму Декарта принцип монизма. Один из главных представителей философии Нового времени.
 


Основные идеи философии Спинозы изложены в его главном и основном труде «Этика» Также можно отметить его труды «О боге и человеке и его счастье». «Теологическо-политический трактат». «Трактат о совершенствовании разума».
 


Свою философскую деятельность Спиноза начал как пламенный последователь Декарта, читал лекции по философии картезианства. Впоследствии в философии Спинозы от Декарта остался только рациональный подход к решению всех философских проблем. Философ считал, что только с позиций разума и средствами разума можно подходить к поисками Истины и находить ее. Во всех других аспектах своего философского мышления Спиноза расходился с Декартом и подверг резкой критике взгляды своего бывшего кумира.
 


Геометрический стиль мышления выше всего. В этом отношении он разделял взгляды Томаса Гоббса, но более последовательно и с большим успехом применял геометрические методы исследования и изложения материала в своих философских произведениях. Результаты своих философских исследований Спиноза изложил в виде геометрических Аксиом, Лем и Теорем, - способом четких логических определений и доказательств. Своей логической безупречностью Спиноза до сих пор привлекает к себе сторонников среди великих ученых. Даже гениальный Альберт Эйнштейн не стыдился называть себя учеником Спинозы в проблемах философии.
 


Монизм— философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания.
 


Учение о единой субстанции: • не существует различия между высшей субстанцией — Богом и сотворенными им другими Субстанциями; • существует только одна единая субстанция, которая заключает в себе все сущее; • данная субстанция заключает в себе окружающий мир (Природу) и Бога; • природа и Бог — едины;
 


• не существует Бога, находящегося и творящего вне Природы, возвышающегося над природой; • Бог внутри Природы; • только единая Природа-Бог обладает способностью творить, является "миром творящим" и создает "мир сотворенный" — единичные вещи; • единичные вещи существуют не сами по себе, они являются всего лишь проявлениями — "модусами" единой субстанции — Природы-Бога;
 


Сама же субстанция (Природа-Бог) обладает следующими каче­ствами: самостоятельна и независима от кого-либо; имеет внутреннюю причину самой себя; обладает множеством свойств (атрибутов), основные из ко­торых — мышление и протяжение; бесконечна в пространстве и времени; вечна (несотворима и неуничтожима); неподвижна.
 


Схема теории субстанций Спинозы.
 


Три ступени познания: "познание в чистом виде", которое непосредственно исходит из разума человека и не зависит ни от каких внешних причин, — высший вид познания; полученное в результате деятельности разума (размышлений, логических операций), - второй уровень, менее истинный; чувственное отражение окружающего мира согласно Спинозе - полученное данным путем знание недоказуемо, недостоверно, неполно и поверхностно; оно не играет большой роли при получении истинного знания
 


Ключевыми в этике Спинозы являлись проблемы: детерминизма (обусловленности всего в природе); соотношения свободы и необходимости.
 


Исследуя их, философ пришел к следующим выводам: • свобода и необходимость в субстанции соединяются в одно целое; • Бог (Природа) наделен полной свободой, но Он действует в рамках жесткой необходимости; • модусы (проявления субстанции - единичные вещи) вообще не имеют свободы и находятся в полном подчинении необходимости;
 


• модус-человек отличается от всех иных модусов наличием мышления, и, следовательно, стремится к свободе, но, в то же время, будучи модусом, несвободен и находится в "тисках" необходимости; • желая в душе быть свободным, человек зачастую плывет по течению необходимости, не может справиться с этим течением и вынужден мириться с необходимостью (является "духовным автоматом", по выражению Спинозы); • путь к свободе — это нахождение условий, при которых внешняя необходимость превращается во внутреннюю; • свобода — это познанная необходимость.
 


Чтобы достичь большей степени свободы, считает Спиноза, человеку необходимо: максимально познать необходимость в виде субстанции (Природы-Бога) — внешней причины всего сущего; освободиться от аффектов (печали, радости, влечений и т. д.) — так как они тоже мешают свободе, подчиняют человека и за­ставляют действовать по необходимости.
 


По этим причинам девиз Спинозы: "Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать".
 

< <       > >