Презентация. Биография Бердяева

Скачать презентацию




Биография и сочинения Н.А. Бердяева. Выполнила: Киреенко Т.В. Дефектологический факультет Заочное отделение Группа 104
 


Бердяев Николай Александрович – русский философ и публицист (1874–1948)
 


Родился в Киеве, принадлежал к знатному военно-дворянскому роду. Учился в Киевском кадетском корпусе (1884-94) и Киевском университете (1894-98) на естественном, затем на юридическом факультетах. В 1894 года примкнул к политическому движению, в 1898 году за участие в марксистских кружках исключен из университета, арестован и выслан на 3 года в Вологду. В 1901-1902 годах Бердяев проделал эволюцию, характерную для идейной жизни России тех лет и получившую название "движение от марксизма к идеализму". Наряду с С. Н. Булгаковым, П. Б. Струве, С. Л. Франком Бердяев стал одной из ведущих фигур этого движения, которое заявило о себе сборником "Проблемы идеализма" (1902) и положило начало религиозно-философскому возрождению в России. В 1904 году Бердяев перебрался в Петербург, стал руководить журналами "Новый путь" и "Вопросы жизни".
 


В 1908 году переехал в Москву, входил в круг деятелей книгоиздательства "Путь" и Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева; участвовал в сборнике "Вехи" (1909). Оригинальная философия Бердяева начинает складываться в 1911-1912 годах, когда (после пребывания в Италии и размышлений о Ренессансе) исконная у Бердяева тема свободы дополняется темой творчества и его неизбежной трагедии ("Смысл творчества", 1916). В 1913 году написал антиклерикальную статью, в защиту афонских монахов. За это он был приговорен к депортации в Сибирь, но Первая мировая война и революция помешали приведению приговора в исполнение.
 


Революция вызвала у Бердяева двоякое ощущение. Он радовался обретению страной долгожданной свободы и в то же время осознавал, что эта свобода - вовсе не та, о которой ему мечталось. В начале 1919 года он написал книгу "Философия неравенства" (издана 1923), в которой отвергал демократию и социализм как "принудительную добродетель и принудительное братство". Бердяев проводил у себя дома еженедельные литературно-философские собрания, организовал Вольную академию духовной культуры (1918), читал публичные лекции и стал со временем признанным лидером небольшевистской общественности. Дважды его арестовывали, а осенью 1922 года выслали в Германию.
 


В Берлине Бердяев организовал Религиозно-философскую академию, участвовал в создании Русского научного института, содействовал становлению Русского студенческого христианского движения (РСХД).
 


В 1924 году Бердяев переехал во Францию и, поселившись в Кламаре под Парижем, стал редактором основанного им журнала "Путь" (1925-40), важнейшего философского органа российской эмиграции. С небольшой книги о смысле современной эпохи "Новое средневековье" (1924) началась широкая европейская известность Бердяева.
 


В годы второй мировой войны Бердяев сочувствовал СССР и даже вступал в контакты с советскими дипломатами (1944-46), однако известия о репрессиях и новых идеологических кампаниях оборвали его "просоветские настроения". В послевоенные годы Бердяев написал философскую автобиографию "Самопознание" (опубл. 1949), за свои заслуги перед обществом был избран почетным доктором богословия Кембриджского университета (1947).
 


Бердяев написал огромное количество книг и статей. Наиболее значительные философские произведения Бердяева следующие: "Субъективизм и идеализм в общественной философии. Критический этюд о Н. К. Михайловском" (1900) "С точки зрения вечности" (1907) "Философия свободы" (1911) "Смысл творчества. Опыт оправдания человека" (1916) "Философия неравенства" (1923) "Смысл истории" (1923) "Философия свободного духа, христианская проблематика и апологетика" (1929) "Судьба человека (опыт парадоксальной этики)" (1931) "Русская мысль: главные проблемы русской мысли в девятнадцатом и в начале двадцатого столетия" (1946) "Опыт эсхатологической метафизики" (1947)
 


Философия Бердяева - это философия личности, персонализм. Личность - это не эмпирическая индивидуальность, а человек взятый как творческое и свободное существо, неподвластное объективации. Выход к другим людям и единение с ними присущи, по Бердяеву, личности как неустранимая часть ее внутреннего мира: "общество- часть личности" ("О рабстве и свободе человека"). Реализацию этой свободной внутренней cоциальности Бердяев называет "соборностью" и противопоставляет ее принудительной социализации, которую несут личности все безлично-универсальные структуры коллективного, социальные институты - классы, партии, нации, церкви. "Нужно утверждать относительные формы, дающие максимум возможной свободы и достоинства личности, и примат права над государством" ("Опыт эсхатологической метафизики"). Будучи верующим, Бердяев в то же время критически относился ко всем овеществленным формам религиозного - догматам, церковной организации, историческому христианству как пораженным объективацией: творческое ее преодоление должно выявить духовную суть "эсхатологического христианства" как непреходящего откровения о Боге и человеке.
 

< <       > >