Презентация. Детерминизм и индетерминизм

Скачать презентацию




Детерминизм и индетерминизм Работа студентки группы №1116 Моториной Виолетты
 


«И всё же, ради того, чтобы не утратить свободу воли, я предположу, что, может быть, судьба распоряжается лишь половиной всех наших дел, другую же половину, или около того, она предоставляет самим людям». Н. Макиавелли.
 


Детерминизм (лат. determinare — определять, ограничивать) — учение о взаимосвязи и взаимообусловленности происходящих процессов и явлений, доктрина о всеобщей причинности. Индетерминизм — философское учение или методологическая позиция, отрицающие объективность причинной связи.
 


Детерминизм Демокрита По его положениям в мире ничего не возникает без причины и все появляется в силу необходимости, а случайность является выдумкой людей, которые тем самым оправдывают свое невежество.
 


Индетерминизм Эпикура Он преобразил концепцию атомизма, до него разработанную Демокритом, признав, что атомы движутся не упорядоченно и прямолинейно, а беспорядочно, отклоняясь и сталкиваясь друг с другом случайно, свободно. Концепция отклонения атомов, по замыслу Эпикура, должна была явиться основой для концепции свободы человека, ведь подобно всему в этом мире, душа человека состоит из особого рода свободных атомов, сталкивающихся без причины, хаотично.
 


Жесткий детерминизм стоиков «Кто согласен, того судьба ведёт, кто не согласен, того она тащит». Сенека
 


Жесткий детерминизм стоиков Стоики считали, что человек не может быть абсолютно свободным, так как является частью мира, подчиняющегося Логосу. Человек может только с достоинством играть ту роль, которая ему уготована, с ранних лет понимая, что он не в силах изменить судьбу, уклониться от неё. Поэтому хочет человек или нет, он все равно будет выполнять волю Логоса и ему никуда от этого не деться.
 


Детерминизм П.Лапласа Согласно его теории каждой последующее состояние является следствием предыдущего и более того, существует теоретическая возможность просчитать любой событие исходя из предыдущего состояния и законов механики.
 


Августин Блаженный Заключил, что в жизни человека действует гармоничное сочетание судьбы и свободной воли. В соответствии с его философскими воззрениями, душа человека была сотворена Богом, который и наделил ее свободной волей.
 


Августин Блаженный Августин рассматривал проблему соотношения свободы и судьбы в индивидуальном существовании через призму учения о теодицеи. Причиной нравственного зла или греховности Августин считал не только то, что наша душа сотворена несовершенной, но и то, что наша воля сотворена свободной и потому в самой нашей воле есть возможность греха и возрождения. Бог не создал нашу душу такой, чтобы она обязательно выбрала путь добра и света, Бог вложил в неё только возможность этого выбора, предоставив тем самым ей свободу определения своего дальнейшего жизненного пути.
 


Представление о детерминизме в средние века «Есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе, и его мы именуем Богом» Ф. Аквинский.
 


Социально-Исторический детерминизм - теория исторического материализма Карла Маркса, рассматриваемая с позиции исследования закономерностей взаимодействия общества и человека и выражающая всеобщую взаимообусловленность социальных явлений.
 


Карл Маркс Считал, что все события, происходящие в капиталистическом обществе, априори детерминированы: «Царство свободы … лежит по ту сторону сферы собственно материально го производства».
 


Вывод В заключении я хотела бы отметить, что вопрос соотношения свободы воли и судьбы является одним из ключевых вопросов философии, и он всегда будет вызывать активные дискуссии. Они неизбежны, ведь во все времена будут как сторонники детерминизма, так и индетерминизма. Однако стоит ли принимать одну из этих двух диаметрально противоположных точек зрения или всё же стоит предположить, что судьба и свобода образуют неразрывное единство факторов, влияющих на нашу жизнь? Что ж, на этот вопрос каждый отвечает для себя сам.
 


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
 

< <       > >