Презентация. Платон, основание философского идеализма

Скачать презентацию




  Презентация Лекция  Античная философия Платон: основание философского идеализма.  
 


Рассматриваемые вопросы:  Возникновение античной философии  Периодизация античной философии Философия Платона 1.Учение Платона о бытии и знании. 2.Структура идеального мира. 3.Учение Платона о человеке и обществе.
 


Античная философия Античной философией называют совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском обществах в период с 6 века до н.э. по 6 век н.э. Античная философия возникает в античных полисах (городах-государствах) Древней Греции, расположенных в южной части Балканского полуострова, на западном побережье Малой Азии и на территории современной Италии.
 


Античная философия
 


Античная философия Древнегреческая философия возникла не как область специальных философских исследований, а в неразрывной связи с зачатками научных знаний – математических, естественнонаучных, а также в связи с мифологией и искусством, для которого греческая мифология была почвой, предпосылкой и материалом. Значительную роль в подготовке античной философии сыграли «7 мудрецов», чье творчество представляло житейскую практическую мудрость, достигшую обобщения в кратких изречениях – гномах.
 


Предпосылки античной философии Таким образом, предпосылками античной философии являются: - античная мифология; - зачатки наук; - творчество «7 мудрецов».
 


Периоды античной философии 1. Натуралистический (VI – V вв. до н.э.) Милетская школа, Пифагорейская школа, Элейская школа, философия Гераклита, Анаксагора, Эмпидокла, а также атомистика Демокрита. 2. Гуманистический (V – IV вв. до н.э.) Философия софистов (Протагор, Горгий, Продик и др.) Философия Сократа.
 


Периоды античной философии 3. Период расцвета античной философии или период Платона и Аристотеля (IV в. до н.э.) Формирование двух основных философских направлений – материализма (линия Демокрита) и объективного идеализма (линия Платона). 4. Эпоха эллинизма (IV в. до н.э. – V в. н.э.) Этот период начинается с завоеваний Александра Македонского и завершается завоеванием и падением Рима (410 г. н.э.). Этот период объединяет древнегреческую и древнеримскую философии.
 


Периоды античной философии Киники (Антисфен Афинский, Диоген Синопский, Кратет и др.) киренаики (Аристипп из Кирены,Гегесий, Антипатр и др.), эпикурейцы (Эпикур, Метродор, Аполлодор и др.) стоики (Зенон из Китиона, Сенека, Марк Аврелий и др.) античные скептики (Пиррон, Энеседем, Агриппа и др.)
 


Периоды античной философии 4.а) Религиозный период античной языческой мысли (III в. н.э.) Неоплатоники – последователи философии Платона – Плотин, Порфирий, Ямвлих и др. 4.б) Период зарождения христианской мысли (I-V вв. н.э.) – Квинт Тертуллиан, Боэций, Филон Александрийский, Августин Блаженный и др.
 


Философия Платона
 


 
 


1. Учение Платона о бытии и знании.    Философию Сократа продолжил, углубил и развил до последовательной системы объективного идеализма его ученик Платон Афинский (427-347 до н.э.). Отец Платона – Аристон происходил из рода последнего афинского царя Кодра, мать – из рода мудреца и законодателя Солона. После казни Сократа, Платон совершил ряд путешествий, в том числе в Южную Италию и Сицилию (Сиракузы), где общался с пифагорейцами.
 


АКАДЕМИЯ ПЛАТОНА Около 387 г. до н.э. основал в Афинах собственную школу – АКАДЕМИЮ. В 366-365 и 361 гг. совершил два путешествия в Сицилию по приглашению тирана Сиракуз Дионисия Младшего, якобы намеревавшегося в своём государстве проводить идеи Платона; обе поездки оказались безрезультатными.
 


СОЧИНЕНИЯ ПЛАТОНА Сочинения Платона включают 34 диалога: «Протагор», «Критон», «Госудаство», «Горгий», «Менон», «Кратил», «Пир», «Федон», «Федр», «Парменид», «Теэтет», «Софист», «Тимей», «Законы», «Политик» и др., «Апологию Сократа» и 13 писем.
 


«ИСТИННОЕ БЫТИЕ» ПЛАТОНА Главный вопрос Платон ставит так: что есть сущность (или сущее)? Что есть ИСТИННОЕ БЫТИЕ? Все существующее Платон подразделяет на МИР ИДЕЙ и МИР ВЕЩЕЙ. Вещи, согласно Платону, никак не могут быть «сущностями», истинным бытием, т.к. они постоянно «текут», изменяются. Идеи, или эйдосы, бестелесны, их можно «увидеть» лишь умом («умозрительно»). Идея есть нечто более устойчивое, прочное, неизменное, чем отдельные вещи, именно поэтому она и есть истинное «бытие».
 


ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ ПЛАТОНА «Идеи» Платона существуют сами по себе, до, вне и помимо человека, абсолютно. Поэтому позицию Платона называют ОБЪЕКТИВНЫМ ИДЕАЛИЗМОМ. Идеи-эйдосы – это прообразы, сущности, «порождающие модели» зримых телесных воплощений, идеальные, совершенные формы. Их стремится воплотить в себе, «о-предметить» вечно текучая МАТЕРИЯ.
 


ИДЕАЛЬНЫЙ МИР ПЛАТОНА Мир идей – это мир идеальной духовной сущности. Этот мир Платон помещает в область ГИПЕРУРАНИИ, наделяя его неземной красотой и совершенством. В мире идей нет негативных идей, таких как зло, уродство, несправедливость, вражда, гниль и т. п. Мир идей представляет следующую структуру:
 


МИР ИДЕЙ ПЛАТОНА Благо Истина, добро, красота, справедливость Идеи чисел и геометрических фигур Идеи классов сходных вещей (идея лошади, чаши, дерева и т.п.) Все стремится к БЛАГУ, и идеи и вещи. БЛАГО – это высшая идея.
 


«ПИРАМИДА» ИСТИННОГО БЫТИЯ Мир Платоновых идей упорядочен, образует умопостигаемую ПИРАМИДУ ИСТИННОГО БЫТИЯ. Одни идеи «стоят выше» других. Другие им «подчиняются». Так, по Сократу, идея красоты выше идеи животного, т.к. красивым может быть не только животное, но и минерал, и дерево, и статуя, и человек. На вершине всей «пирамиды» идей находится ВЫСШАЯ идея – ИДЕЯ БЛАГА (Единого).
 


БЛАГО – ЭТО ЕДИНОЕ, ИЛИ БОГ Благо Платона – основное понятие не только этики, но и теории бытия и знания. Благо – даже не одна из идей, не сущность, а то, что «выше пределов сущности», сверх-сущее. Оно сообщает всему – бытие, ценность, смысл, порядок, красоту, единство. Благодаря Благу есть и познаваемое, и познающий, и познание. Благо – это единое, или Бог: начало, середина и конец всего существующего вообще.
 


УЧЕНИЕ ПЛАТОНА О ЕДИНОМ Всё существующее стремится к своему Благу и, восходя по пирамиде идей, мы в пределе приходим к идее абсолютного единства, всеобщего всеединства (первоединства). ЕДИНОЕ – сверхбытийно и НЕПОЗНАВАЕМО, выступая, однако, всеобщим условием познания: ведь оно включает в себя свои противоположности. В Едином осуществляется диалектический принцип Дуализма – дуальность единого и многого, большого и малого, т.к. одного нет без другого.
 


ДЕМИУРГ ПЛАТОНА ДЕМИУРГ – творец Космоса. Взирая на мир идей и имея под рукой пассивную материю Демиург создаёт единственный мир, оживленный и направляемый Мировой душой. ИДЕИ + МАТЕРИЯ = ВЕЩИ Демиург сотворил также живых существ и людей. Люди имеют смертное тело и это сближает их с миром вещей, и бессмертную душу, которая сродни идеям.
 


СТРУКТУРА МИРА ПО ПЛАТОНУ: 1). Пассивная материя (гиле) = вода, воздух, огонь, земля + материя неба, пятый элемент (эфир)   2). Демиург (Нус) – творец, отец, зодчий Космоса.     3). Мир идеальных форм, идей-эйдосов.
 


МАТЕРИЯ ПЛАТОНА МАТЕРИЯ Платона состоит из ВОДЫ, ВОЗДУХА, ОГНЯ и ЗЕМЛИ, к которым он добавляет материю неба, ПЯТЫЙ элемент - эфир. Все вещи состоят из материи, но сущность их выражается идеей. Вещи существуют только по приобщенности к той или иной идее. Если нет идеи, то не будет и вещи. Иллюстрацией к соотношению мира идей и мира вещей служит «миф о пещере» Платона из «Государства».
 


 
 


3. Учение Платона о человеке и обществе.   В своём учении о человеке Платон идеалист и ДУАЛИСТ, как и в метафизике (теории бытия). В человеке он различает, разделяет и даже противополагает низшее и высшее, зависимое и самостоятельное, ТЕЛО и ДУШУ. Душа составляет истинно сущее в человеке, она существует самостоятельно (в отличие от тела), и до рождения человека, и после его смерти. Душа господствует над телом.
 


ТРИ ЧАСТИ ДУШИ В душе есть ТРИ части (способности): РАЗУМ, ВОЛЯ и ЖЕЛАНИЕ (вожделение). Первая – высшая (божественная) сила или часть, изначально связана с высшим, истинным бытием. Две низшие силы связаны с низшим миром изменчивого, телесного, чувственного. Но воля – благородная часть души, т.к. посредством воли разум подчиняет себе чувственное. Вожделение же – низшая часть, т.к. чувственное здесь подчиняет себе разумное. Платон рисует образ возницы, управляющим двумя конями, один из коней прекрасен и благороден (разум), второй же – злой и норовистый (вожделения); первый тянет нас вверх к духовному, тогда как второй – вниз, к материальному, приземленному.
 


ДУША ПЛАТОНА Душа – не просто «гармония» тела, его «стой»; тогда она не могла бы идти против тела, а именно в этом состоит её деятельность в отношении к телу. Низшее должно подчиняться высшему. Душа – это инструмент познания мира, именно в ней, а не в окружающем нас мире, мы находим истинные знания.
 


ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ПЛАТОНА Теория познания – это теория «припоминания». Все наше знание Платон разделяет на подлинное знание и мнение. Подлинное знание – это знание об идеях, тогда как мнение относится к чувственному восприятию мира. В мире вещей человек сталкивается с отражением идей и может выработать лишь мнения. До нашего рождения наша душа пребывала в мире идей, где, где созерцала идеи (неизменные сущности вещей), но затем она попала на землю, в тело человека, отяготилась материей и все забыла.
 


ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ПЛАТОНА В мире вещей душа сталкивается с подобием идей, которые она когда то постигла. Душа может припомнить, что она когда-то знала. Этому припоминанию способствует и беседа с мудрым наставником (Сократом) и соответствующий метод познания (диалектика - метод Сократа). Человек стремится к познанию благодаря разумной и волевой части души, он стремится выявить общее в единичном, неизменное в изменчивом, вечное в преходящем. Вспоминая идея, человек приближается к истине, но воспоминания не так точны, как непосредственное созерцание самих идей. Поэтому цель души – возвращение к миру идей, освобождение от телесной оболочки. Истинный философ, мудрец, по Платону, стремится к смерти.
 


ЭТИКА ПЛАТОНА: ДОБРОДЕТЕЛИ Каждой части души соответствует своя добродетель (пригодность или совершенство). Добродетель разума – МУДРОСТЬ (полнота знания, совершенство ума). Добродетель воли – МУЖЕСТВО. Добродетель вожделения (желания) – УМЕРЕННОСТЬ. Все три объединяются в высшей добродетели – в СПРАВЕДЛИВОСТИ. Она царит тогда, когда все части души правильно выполняют своё назначение и гармонируют друг с другом.
 


«ИДЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО» ПЛАТОНА В учении об обществе Платон стремится постичь саму идею государства, вечную, неизменную и совершенную. Такое идеальное государство есть, так сказать, проекция души и разума человека.
 


ТРИ СОСЛОВИЯ Как и душа, ГОСУДАРСТВО должно состоять из ТРЁХ главных частей, СОСЛОВИЙ: ПРАВИТЕЛЕЙ – мудрых людей, учёных, «созерцателей истины», жизнью которых управляет разум; ВОИНОВ (стражей) – мужественных людей, в поведении которых преобладает воля, «яростное начало», сознание долга и чести; ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ, «дельцов» - крестьян, ремесленников и торговцев – людей, движимых по преимуществу вожделениями, направленными на чувственно воспринимаемые предметы.  
 


ПРАВИТЕЛИ Правители должны соединять в себе мудрость (науку) и власть. Они отбираются лучшими воспитателями из особо одарённых детей всех сословий и занимаются 1) музыкой, поэзией и гимнастикой (до 20 лет); 2) математикой, астрономией, музыкальной гармонией (до 30 лет); 3) диалектикой (философией)- до 35 лет; и наконец, практической деятельностью в государстве под руководством правителей (до 50 лет). После – могут стать правителями, либо учёными. Собственность же и власть должны быть непременно разделены. Также правителем не следует иметь семьи, чтобы не было соблазна передать власть по наследству недостойным отпрыскам. Ведь собственность – источник частного, а не общего интереса, источник всех пороков в обществе (жадность, зависть и др.)
 


ВОИНЫ И ПРОИЗВОДИТЕЛИ Воины – тоже привилегированное сословие, они призваны защищать государство. Они не должны, как и правители, иметь собственности и семьи, чтобы их нельзя было подкупить и чтобы они не задумываясь шли на смерть, если потребуется защищать государство. Производители – это низшее сословие (свободные граждане), которое занимается материальным производством или торговлей; им разрешается иметь небольшую собственность, необходимую для рода их деятельности и семью. Переход из низшего сословия в высшие, по Платону, невозможен. Рабы в структуру «идеального государства» не входили, так как приравнивались к скоту.
 


ДВА ТИПА ГОСУДАСТВ Принцип идеального государства Платона – человек для государства, а не государство для человека. Из реально существующих типов государства того времени Платон считает ПРАВИЛЬНЫМИ монархию, аристократию), а остальные: тимократию, олигархию, демократию и тиранию ИСКАЖЁННЫМИ.
 


Список терминов:   ЭЙДОС – идея, неизменная сущность для вещи, существующая объективно в особом мире духовной сущности – составляющая мира идей. ИДЕЯ – (букв. то, что видно). Одно из основных понятий философского идеализма Платона. По Платону, идеальные сущности, лишенные телесности и являющиеся подлинно объективной реальностью, находящейся вне конкретных вещей и явлений.
 


СПИСОК ТЕРМИНОВ: ПАРАДИГМА – (от греч. – пример, образец) 1. понятие, используемое в античной и средневековой философии для характеристики взаимоотношения духовного и реального мира. АЛЕТЕЙЯ – истина, правда. Общей для античных мыслителей была вера в доступность истины для человека, ее непотаенности, что следует из этимологии слова а-Летейа, то есть то, что вне Леты, неподвластно забвению, несмываемо водами Леты, проступает в вечности. ДИАНОЙЯ – сфера, которую можно исследовать путем размышления.
 


СПИСОК ТЕРМИНОВ: НОЭСИС – беспредпосылочное начло, доступное только мысли. АРЕТЕ – в греческом понимании добродетель означает пригодность вещи к тому делу, к которому она предназначена. Добродетель – это пригодность человека к осуществлению своего назначения.
 


СПИСОК ТЕРМИНОВ: ЭРОС - (греч. – сильное желание, любовь), как персонификация – бог Эрот. По Платону, это древнейший из богов, не имеющий родителей. КАТАРСИС – очищение, которое получает душа, занимаясь философией.    
 


Список литературы:   Антология мировой философии. В 4-х т. Т.1, ч. 1. – М.: Мысль, 1969. С.370-407. Джованни Реале и Дарио Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Кн. 1. – СПб.: Петрополис, 1994. Асмус В.Ф. Платон и его эпоха //Сб. статей. – М.,1979. Асмус В.Ф. Платон. – М.: Мысль, 1975.
 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: Платон. Соч. в 3-х т. /Под ред. В.Ф.Асмуса и А.Ф.Лосева. – М.,1968. Платон. Диалоги. – СПб.: Азбука, 2000.. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. – М.,1969.
 


Справочная литература:   Новая философская энциклопедия: В 4-х т. – М., Мысль, 2000-2001. Философский энциклопедический словарь. – М., 2001.
 

< <       > >