Презентация. История политической науки

Скачать презентацию




ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ
 


1. Основные этапы и течения в развитии политической науки При изучении развития политической науки следует выделить основные периоды (этапы): Политическая мысль Древнего востока Политические учения Древней Греции и Древнего Рима Политические учения Средневековья Эпоха Возрождения и Просвещения Политические учения нового времени Политические учения современности
 


Политическая мысль Древнего востока Политическая мысль Древнего Востока (Египет, Иран, Китай, Вавилон). Для этого этапа характерна мифологическая форма политических воззрений господствовало представление о божественном происхождении власти. . Политические учения в государствах Древнего Востока. Рабовладельческие государства Древнего Востока образовались в IV – III тысячелетиях до н.э. Первыми из них были Египет и Вавилон. С возникновением этих государств зародилась и стала развиваться и политическая мысль. Своеобразный политический уклад древних государств Востока обуславливался особенностями их экономического уклада, который формировался в условиях необходимости создания огромных ирригационных систем, без наличия которых земля, в силу засушливости климата, не давала урожая. Сооружение и пользование ирригационными системами были возможны только при наличии объединенных усилий огромных масс людей, только сообща. Именно поэтому в этих государствах длительное время сохранялась сельская община, а индивидуальная частная собственность развивалась медленно. Коллективный труд требовал кроме всего прочего руководства централизованной власти. И в Египте, и в Вавилоне эта власть осуществлялась в самых жестких формах восточного деспотизма. Это отражалось и в содержании политических учений, возникавших и развивавшихся в ту эпоху на берегах Нила и Евфрата. Главной идеей всех существовавших тогда политических воззрений в Египте была идея сохранения неограниченной власти верховного правителя - фараона. Утверждалось, что эта власть имеет божественное происхождение, поэтому всякое посягательство на нее, на фараона является недопустимым, а неповиновение ему (фараону) должно строго караться.
 


Аналогичные политические идеи господствовали и в Вавилоне. Так, в широко известных «Законах» вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), превозносится неограниченная власть царя, проводится идея всемерной защиты интересов рабовладельцев, на страже которых стоит государство. Народ должен чувствовать себя за спиной царя как за крепостными стенами и не допускать даже мысли о неповиновении. Проповедь неограниченной власти правителя была главным содержанием политических идей и в Древней Индии. Вместе с тем, там возникает и мысль о социальном равенстве людей, зародившаяся в буддизме – религии, возникшей в VI – V вв. до н.э. Она провозглашала идею любви к ближнему, духовного равенства людей. Ранний буддизм был проникнут сочувствием к угнетенным массам.  Наибольшего развития политическая мысль достигла в Древнем Китае, на территории которого рабовладельческие государства образовались во II тысячелетии до н.э. Политические учения Китая отражали ожесточенную борьбу богатых и бедных, рабовладельцев и рабов. Интересы правящих классов защищал в своем учении политический мыслитель Древнего Китая Конфуций. Конфуций (551 – 479 гг. до н.э.) Конфуций (551 – 479 гг. до н.э.) – великий китайский мыслитель, известный на родине как Кун-цзы, родился в бедной, но знатной и имевшей богатую родословную семье. В молодые годы он занимает различные хозяйственные должности, однако скоро основывает частную школу, в которой и разрабатывает свое учение
 


Современные исследователи китайской истории и культуры делают следующий вывод: идеологии двух школ (конфуцианской и легистской) оказали решающее влияние на формирование теории государства и права Китая, теории, на основе которой строилась вся практика государственного управления страной вплоть до XX века. 
 


Политические учения Древней Греции и Древнего Рима Анализу подвергается устройство государства, классифицируются его формы, определяются идеальные формы правления; Идеологические концепции Древнего Рима, также как и Древней Греции, формировались на основе однотипных социально-экономических отношений и глубокой преемственности в развитии культуры. Древний Рим, долгое время остававшийся на периферии Античного мира, вынужден был подтягиваться до уровня передовых полисов Греции, перенимать ее культуру. Завоевание Римом греческих полисов положило начало эллинализации римского общества. Политико-правовые учения формировались на основе философских направлений, которые были перенесены из Греции. Новизна и оригинальность политических воззрений римских мыслителей заключалась в том, что ими были выдвинуты идеи, соответствующие отношениям зрелого рабовладельческого общества. Происходят изменения в политической теории, обусловленные развитием отношений частной собственности и рабства. Господствующим классам необходима была правовая защита имущественных отношений. Осознание этой потребности вызывало у них повышенный интерес к правовым средствам закрепления своего господства, порождало представление о том, что государство служит для защиты имущества и держится на согласии граждан относительно права. Происходит обособление юриспруденции в самостоятельную отрасль знаний. Со временем она приобретает статус источника права.
 


Детально обосновываются институты и нормы действующего права, в том числе правовой статус свободных и рабов, классификация имущественных сделок, содержание права собственности и порядок наследования. Также происходят изменения в политической теории, отражающие перестройку государственного механизма в эпоху империи, когда республиканская форма правления была заменена промонархическим режимом. Правящая верхушка отказалась от политических идеалов, которым следовала полисная аристократия. Для официальной идеологии Римской империи характерны идеи космополитизма, мирового владычества римлян, а также концепции неограниченной императорской власти и государственный культ правящего императора. Значительное влияние на идеологию римского общества оказала философия стоиков. Ее последователи (Сенека, Марк Аврелий) рассуждали о духовном равенстве всех людей, включая господ и рабов, их бессилии изменить судьбу, о необходимости подчиниться мировому закону. Мистические стороны и пессимизм учения стоиков усиливались с нарастанием кризиса рабовладельческого строя. Многие идеи стоицизма были восприняты христианством – идейным течением, зародившимся среди социальных низов Римской империи. На протяжении II–III вв. христианская религия постепенно утратила свой первоначальный бунтарский дух, а в IV в. была возведена в ранг официальной идеологии римского государства. 
 


Ведущие мыслители этого периода:  Пифагор Гомер Гераклит Демокрит Сократ Платон Аристотель Цицерон
 


Римская империя 4 в н.э.
 


Политические учения Средневековья Обосновывается теологическая теория политической власти; Средние века человеческой истории по сравнению с Древним миром характеризуются застоем общественной мысли, особенно мысли прогрессивной. Это относится и к политическим учениям. Вся средневековая политическая мысль носила ярко выраженный теоцентрический, феодально-церковный характер. Впрочем, застой в политической мысли был относительным, ибо именно в средневековье появляются ростки нового социального образования – гражданского общества, независимого от государства.  Древний мир не знал отделенного от общества государства и отделенной от государства какой-либо сферы жизнеустройства людей. В Средневековье же наряду с государством и вне его появляется религиозный институт – церковь, развивающая и отстаивающая иные взгляды не только на мироустройство, но и на устройство власти. Так стала за-рождаться сила, способная конкурировать с государством, вести с ним диалог о границах власти, возникла идея внешнего по отношению к государству социокультурного регулятора власти. В связи с этим, можно говорить о началах формирования идеи и практики гражданского общества в европейской культуре, началах формирования иных более значимых, нежели политические идеалов.
 


Практическая реализация этой идеи наблюдается в попытках утвер-ждения в Европе папоцезаризма (верховенство церкви не только в духовной сфере, но и ее вмешательство и в государственные дела). Так, с XI века папа Григорий VII предпринимает попытки распространить принцип верховенства власти пап над властью светских правителей. Принятый при Григории VII документ под названием «Диктат папы» (1075 г.) содержит пункт о праве папы низлагать императоров. Согласно этому положению, папа особенно внимательно должен следить за правителями и князьями. Если король следует не за Богом и церковью, а руководствуется своей волей, то он теряет право на власть. Папа обладает полным правом наказывать и миловать, низлагать светских правителей или вновь давать им власть. Попытка распространить верховенства церкви на политическую власть не увенчалась успехом. Вместе с тем, важно подчеркнуть, что именно в средневековый период обозначился переход от древней политической культуры, ядром которой выступали политические ценности в рамках неструктурированного общества-государства, к основаниям новой европейской культуры, к началам дифференциации государства и гражданского общества. 
 


Поскольку господствующей политической идеологией в средние века в Западной Европе стала идеология католической церкви, а духовенство стало первым сословием нового феодального общества, то новые политические учения в соответствии со своим местом в жизни общества разрабатывали представители католического духовенства.  Политические взгляды А. Августина. Основоположником католической политической мысли эпохи раннего Средневековья стал религиозный мыслитель Аврелий Августин (354 – 430 гг.). Живший на стыке двух миров, Древнего и Средневекового, Августин разрабатывал свою социально-религиозную и политическую концепцию в условиях, с одной стороны, возрастающего авторитета христианства, а с другой – ослабления и распада Римской империи, приведших к ее разгрому вар-варами. В ситуации нарастания хаоса и разрыва политических связей, ранее скреплявших Римскую империю, Августин создает свое произведение «О граде Божием», в котором поднимает вопросы о государстве, о соотношении двух властей – светской и церковной и пытается доказать главенствующую роль божественной (церковной) власти и поста-вить государство под контроль христианской церкви. По его мнению, мир делится на царство земное, где царят несправедливость, беспорядок и все-возможные пороки, и царство Божие, живущее по установленному Богом закону, где мир и гармония. Августин полагал, что царство земное необходимо перестроить по образцу царства Божьего, в качестве модели которого на Земле уже существует образец – христианская Церковь. Именно Августин первым выдвинул идею господства церкви над властью и обществом. Аврелий Августин (354 – 430 гг.)
 


В своем учении о государстве Ф. Аквинский говорит о четырех воз-можных его формах: монархия, аристократия, олигархия и тирания. Он отдает предпочтение «смешанной» форме государства, где сочетаются институты монархические, аристократические и демократические. К элементам демократии Фома относит возможность и право церкви воззвать к подданным при необходимости низвергнуть монарха-тирана. Ереси. Ответом на всевластие и произвол церкви и феодалов в этот период истории явились еретические взгляды и движения, которые в религиозной форме были революционной оппозицией существующему строю. Первым крупным еретическим движением, была ересь «богомилов», возникшая в X в. в Болгарии. «Богомилы» утверждали, что феодальная собственность и крепостное право созданы «дьяволом», «злой силой», стремились к возрождению демократических традиций раннехристианских общин. Последователями богомилов были еретические учения вальденсов, катаров, альбигойцев. С новой силой еретические движения вспыхнули в конце XIV в. Их важнейшими этапами были: восстание Уота Тайлера в Англии в 1381г., выступление Яна Гуса и движение таборитов в Чехии вначале XV в. И хотя еретики повсеместно потерпели поражение, тем не менее, их учения оказали значительное влияние на политическую мысль более поздних времен. 
 


Эпоха Возрождения и Просвещения Политические взгляды освобождаются от теологии; анализируются проблемы прав и свобод человека, законы функционирования государства; Просвещение XVII-XVIII в.в. - это социально-политическое и философскоетечение, которое впервые открыто и конструктивно выступило против идеологии феодального общества. Термин "просвещение" впервые употреблен французским философом и писателем Вольтером (1694-1778) и немецким ученным-филологом Гердером (1774-1803). В статье "Ответ на вопрос, что такое просвещение?" немецкий философ Э. Кант предложил рассматривать его как необходимую историческую эпоху развития человечества, суть которой состоит в широком использовании человеческого разума для реализации социального прогресса.  Представители Просвещения стремились ограничить веру - в пользу разума, религию - в пользу науки и научного мировосприятия. Провозгласив природный разум главным независимым от религии средством усовершенствования общества, деятели этого направления боролись за установление "царства Разума", основанного на природном равенстве, за политическую свободу и гражданское равенство. Большое значение в этом они придавали просвещению народа.
 


Английские просветители. У истоков просветительской мысли XVII в. стоят англичане Томас Гоббс (1588-1679) и Джон Локк (1632-1704), внесшие серьезный вклад в становление теорий естественного права и общественного договора. Т. Гоббс свои политические взгляды изложил в работе "Левиафан или материя, форма и власть государства", в которой он по-новому освещает вопрос о происхождении государства. Решительно отвергнув концепцию божественного происхождения королевской власти, он видел ее источник в воле народа, в общественном договоре. В основе учения Гоббса - представление, что люди, по природе своей, имеют равные физические и умственные показатели, и поэтому каждый имеет одинаковые с другими права на все (естественные права). Но одновременно человек - существо глубоко эгоистическое, поэтому для естественного догосударственного общества характерен хаос, "война всех против всех" (Соответствует древнеримскому выражению "человек человеку волк"). Однако, человеческий разум, по Гоббсу, позволил найти выход из этого опасного положения в общественном договоре: люди добровольно согласились ограничить свои естественные права. На этой основе и возникает государство, которое Гоббс уподобил мифическому библейскому чудовищу Левиафану. Таким образом государство, согласно Гоббсу, - продукт человеческою разума, возникает в результате общественною договора и создается людьми, чтобы с его помощью покончить с войной всех против всех, гарантировать мир и безопасность в обществе. Однако Гоббс подчеркивает, что люди отказались от своих естественных прав не полностью, а только в той мере, в какой этого требуют интересы мира и самозащиты. Государство, особенно в форме неограниченной монархии, которую Гоббс считал лучшей формой политической власти, стоит над обществом и личностью, обеспечивает порядок и благоденствие.
 


Томас Гоббс (1588-1679) Джон Локк (1632-1704) Дальнейшее развитие гражданская концепция политики получает в политической теории Джона Локка, выдающегося английского философа и общественно-политического деятеля периода "славной революции" и реставрации династии Стюартов. В своем произведении "Два трактата о государственном управлении" (1690) он не только отразил идеи своих предшественников о естественном праве, общественном договоре, народном суверенитете, неотъемлемых свободах личности, но и развил и дополнял их новыми и интегрировал в целостное политическое учение - доктрину раннебуржуазного либерализма.
 


Как и Гоббс, Локк видел причину образования государства в добровольном общественном договоре людей. Но, в отличие от него, догосударственное естественное состояние общества изображал не как хаос, а как благополучное, свободное, равноправное и упорядоченное положение людей. Но здесь не было специального органа, механизма обеспечения общественного порядка, права ,свобод личности, поэтому люди могли время от времени причинять ущерб друг другу. Именно для этого человеческий разум привел людей к общественному договору об образовании государства. Только государство, по мнению Гоббса, может обеспечить гарантированную свободу личности, и в этом заключается принципиальное преимущество государственно организованного гражданского общества от его догосудорственного, естественного состояния. Подчеркивая, что предгосударственное состояние характеризуется полной свободой людей относительно их действий и права распоряжаться собственностью и личностью, этим самым Гоббс утверждает, что источник возникновения государственной власти - естественное право, свобода и согласие народа. Таким образом, по Локку, государство - это совокупность людей, объединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного закона с целью надежно обеспечить естественные права, защиту личности и собственности. У Локка был свой взгляд на частную собственность как естественное право человека, объясняя ее высокий статус двумя причинами: частная собственность позволяет человеку обеспечивать себя и семью всем необходимым для жизни, что дает возможность больше внимания уделять собственному развитию. Таким образом для Локка частная собственность - не абсолютная ценность, а средство достижения свободы. Локк правомерно считается родоначальником либерализма. Он впервые четко разграничил такие ключевые понятия, как "общество", "личность" и "государство". Личность обладает такими естественными, неотчужденными правами, как право на жизнь, владение имуществом, и на свободу и равенство, которые человек не передает никому и ни при каких обстоятельствах. Эти неотъемлемые ценности - конечная граница власти и деятельности государства, переходить которую ему запрещено. Таким образом в отличие от Гоббса, Локк ставит личность выше общества и государства. Государство должно служить обществу, а они оба - личности. Государство призвано защищать права личности и обеспечивать баланс общих и личных прав и интересов. Государство не должно быть более могущественным, чем личность ибо личности создают общество, а общество - государство.
 


Политические учения нового времени Политические теории Нового времени (16-19 вв.) были направлены на обоснование возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы и гражданского равенства. Эти теории отражали требования зарождавшейся буржуазии, которая боролась против феодальных устоев. Исходя из принципов естественного права, согласно которым каждый человек рождается с неотъемлемыми правами на жизнь и свободное развитие, на труд, участие в делах общества и государства, мыслители Нового времени стремились доказать противоестественность и неразумность существовавших в тот период феодальных политических порядков и учреждений. Выводы политической науки той эпохи больше приобретали практический характер, ориентируясь на решение назревших социальных проблем.    Происходит формирование идеологий власти, обосновывается необходимость разделения властей. Дается характеристика правового государства, формируется механизм буржуазной демократии, а также соответствующие концепции прав и свобод человека.
 


Государство как воплощение разума. Одной из фундаментальных политических идей Нового времени была идея договорного характера государства, которая пришла на смену средневековой теории божественного происхождения государства. В этой идеи нашли отражение рационально-критическое отношение к реальности и желание создать новые вдохновляющие идеалы. Экономически господствующий класс буржуазии стремился отобрать у феодалов и политическую власть. Идеологическим обоснованием правомерности такого шага, необходимости создания новых политических институтов и порядков, которые соответствовали бы природе человека, его естественным правам, стала теория “общественного договора”.  Теорию “общественного договора” развивали английские мыслители Томас Гоббс (1588-1679) и Джон Локк (1632-1704), а также французский философ Жан-Жак Руссо (1712-1778). Их объяснения смысла общественного договора отличались друг от друга.  Т. Гоббс считал естественное догосударственное существование человека негативным, поскольку тогда господствовали инстинкты, шла “война всех против всех”. Чтобы обуздать природные страсти человека, гарантировать общественный порядок и права граждан, индивиды заключили общественный договор между собой. Согласно этому договору, они вручали свои права, судьбу и власть главе государства, который в договоре не участвовал и, следовательно, не нес ответственности перед договорившимися индивидами. В обмен на права граждан государство гарантировало им порядок в обществе. Так Т. Гоббс обосновал необходимость абсолютной, единой и неразделимой власти в форме абсолютной монархии.  Ж.-Ж. Руссо, напротив, идеализировал догосударственное, естественное существование человека, полагая, что по своей природе человек - существо доброе. 
 


Основная задача общественного договора состоит в том, чтобы “найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде”. Общественный договор - это способ интеграции общей воли. Передавая в общее достояние свои индивидуальные права и свободы, каждая личность “превращается в неразделенную часть целого”. В таком обществе нет конфликтов, противоречий. Воля гражданина неотчуждаема, поэтому естественным способом ее выражения является прямая демократия.  Родоначальник либеральной идеологии Дж. Локк иначе трактовал идею общественного договора.  Главная ценность, согласно либерализму, - свободная личность. Реализация идеала свободной личности требует ограничения власти государства. С этой целью свободные индивиды заключают общественный договор, основным принципом которого является положение о народном суверенитете: народ - источник власти, и он заключает договор с правящей властью. Согласно договору, главная и единственная функция государства состоит в защите естественных и неотчуждаемых прав человека - “права на жизнь, свободу и собственность”. 
 


Потребность в разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную вытекают, по Ш. Монтескье, из природы человека, его склонности к злоупотреблению властью. Власть должна иметь свой предел и не угрожать правам и свободам граждан. В работе “О духе законов” (1748) Ш. Монтескье выделил три типа правления - республику, монархию и деспотию. Идеальным типом правления он считал демократическую республику, но в тех условиях он оказался неосуществимым. Социальное неравенство препятствовало формированию политического и морального единства общества, следовательно, правление народа было невозможно. Более жизненной могла быть, по Ш. Монтескье, форма аристократической демократии, при которой правление монарха уравновешивается правлением представителей народа.  Ш. Монтескье Жан-Жак Руссо
 


«Основы политической науки». Гаэтано Моска (1858 — 1941). Политические учения современности «Трактат по общей социологии» Вильфредо Парето (1848 — 1923). «Социология политических партий в условиях современной демократии» Роберт Михельс (1876 — 1936).
 


Особенности теории. В любом обществе существует правящее меньшинство, обладающее монопольным правом принятия решений (правящая элита, правящий класс, политический класс), которое занимает свое положение не в силу выборов, а в результате завоевания господствующего положения в политической сфере. Выборы только оформляют олигархическую власть правящей элиты и не могут создать механизм, контролирующий ее деятельность (правящее меньшинство всегда избегает контроля со стороны большинства, вне зависимости от наличия демократических процедур, формально обеспечивающих такой контроль). Правящая элита господствует над обществом при любой форме государства, любом режиме, любой официальной идеологии (обеспечивает сове господствующее положение благодаря групповому сознанию, внутреннему сцеплению, общей воле к действиям). Элита — органическое единство, связанное корпоративным духом (доступ в нее возможен только на диктуемых ей условиях; ее жизнестойкость определяется ее приспособляемостью и умением обновлять свой состав при необходимости). Элита — сплоченное компактное меньшинство, которое полностью монополизирует власть, осуществляет все политические функции и пользуется благами, доставляемыми доминирующим положением в обществе (хорошая организация и сплоченность меньшинства обеспечиваются собственностью, образованием, военной выучкой, доступом к государственным благам, положением в религиозной иерархии, приверженностью определенной идеологии). Преимущество правящего меньшинства (внутренние каналы связи и информации просты и безотказны — дает возможность быстро принимать решения и осуществлять их).
 


Власть обладает кумулятивным свойством (накапливается и возрастает по мере своего осуществления; власть открывает доступ к еще большей власти). При существовании большого имущественного неравенства власть и влияние всегда находятся главным образом в руках богатых людей (оппозиционные и угнетаемые массы действуют непосредственно только в короткие периоды революций, в спокойное время от их имени выступают вожди, партийные функционеры). Демократия оборачивается обманом (число лиц, избранных в законодательные органы власти, а также на высшие должности исполнительной власти значительно меньше числа лиц, занимающих государственные посты по назначению; чем выше пост, тем больше число избирателей и его непосредственная ответственность перед ними). Правящая элита неоднородна (делится на высший слой (правители — люди, имеющие право принимать решения, подлежащие исполнению) и низший слой (опора для высшего слоя, посредник между правителями и управляемыми; проводит в жизнь решения элиты и оправдывает эти решения перед массой)). Декоративная роль представительных учреждений и выборов (ядро политической элиты определяет поведение избирательного корпуса и подбирает кандидатов). Общество не может существовать без элит (государство может быть только организацией меньшинства, цель которого — навязать остальному обществу законный порядок).
 

< <       > >