Презентация. Виды агрессии

Скачать презентацию




Агрессия Понятие «агрессия» и «агрессивность». Различия понятий «агрессия» и «агрессивность». Виды агрессии. Причины формирования агрессии. Стили семейного воспитания.
 


Агрессия Агрессия (от латинского «agressio» — нападение, приступ) — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. д.) (Психологический словарь, 1997). Агрессия – это модель поведения, т.е. поведение (физическое или словесное), которое направлено на причинение вреда кому-либо. Как правило, агрессивное поведение – это негативная реакция на созданную другими, ситуацию фрустрации, когда возникают препятствия на пути к цели или ущемляются интересы.
 


Агрессивность Агрессивность  [лат. aggressio — нападать] — относительно устойчивая личностная черта, проявляющаяся в готовности субъекта к агрессивному поведению, т.е. к последовательности действий, направленных на нанесение физического или психологического ущерба, вплоть до уничтожения объекта, другого человека или группы людей. 
 


Различия между агрессией и агрессивностью Следует различать понятия «агрессия» и «агрессивность». Необходимо обратить внимание на то, что «агрессия — это намеренные действия, направленные «на причинение ущерба кому-либо или чему-либо». Агрессивность — это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии». Агрессивность, как и всякое свойство, имеет различную степень выраженности, от почти полного отсутствия до его предельного развития. Каждая личность должна обладать определённой степенью агрессивности. Отсутствие её приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие её начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, раздражительной, враждебной. Сама по себе агрессивность не делает человека сознательно опасным, опасным его делают проявления агрессии. Таким образом, можно сделать вывод: если агрессия — это действие, то агрессивность — готовность к совершению таких действий.
 


Виды агрессии 1. Физическая и вербальная Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица или объекта; Вербальная — выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);
 


2. Прямая или косвенная Прямая агрессия — непосредственно направленная на человека; Косвенная агрессия — действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т.п. ) действия, характеризующиеся неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами)
 


3. Внешняя агрессия и аутоагрессия Внешняя агрессия направлена на окружающих; Внутренняя - на себя: самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства;
 


4. Защитная или провоцирующая Защитная — агрессия в ответ на чьи-то агрессивные (или кажущиеся агрессивными) действия. Провоцирующая агрессия — первое проявление агрессии, "первая атака".
 


5. Враждебная и инструментальная Источником "враждебной" агрессии является гнев, и её конечная цель – причинить вред. Если же причинение вреда не самоцель, а лишь средство достижения какой-либо другой цели, то это "инструментальная" агрессия.
 


6. Здоровая (обоснованная) и необосновання (деструктивная) Границы агрессии бывает трудно определить. Если агрессия имеет основания, выглядит привлекательно и вызывает симпатии, она может получить название здоровой агрессивности.
 


Причины формирования агрессии. Стили семейного воспитания. Одной из важнейших причин агрессивности ребёнка является семья и семейные взаимоотношения. Существует также непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания в семье. В современной психологии стили семейных взаимоотношений делятся на три основных: авторитарный, либеральный (попустительский) и авторитетный (демократический).
 


Авторитарный стиль  Авторитарный стиль характеризуется агрессией, диктатом, холодностью по отношению друг к другу. При данном стиле общение ограничивается краткими деловыми распоряжениями без всяких разъяснений, ведётся чётко и неприветливо, основываясь на запретах без снисхождения, угрозах. Чувства и эмоции другого в расчёт не принимаются, хвалят и ругают ребёнка “под настроение”. Авторитарный стиль характеризуется также тем, что во главу угла ставятся требования, правила, которые родители “вводят” в жизнь ребёнка с помощью приказа, насилия, угроз и других жёстких мер. Родители, предпочитающие всем видам воздействия приказ и насилие, неизбежно сталкиваются с сопротивлением ребёнка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы и другие жестокие меры воздействия своими контрмерами – лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда и откровенной ненавистью и агрессией.
 


Либеральный(попустительский) стиль При либеральном (попустительском) стиле воспитания во взаимоотношениях и общении последовательно реализуется принцип «делай, что хочешь». Этот стиль характеризуется минимумом требований, правил, норм поведения; проявляется обычно в семье как отсутствие всяческих взаимоотношений: отстранённость и отчуждённость членов семьи друг от друга, их полное безразличие к делам и чувствам ребёнка. В современных семьях либеральный стиль маскируется родительским принципом: «дети должны расти самостоятельными, независимыми, раскованными, свободными». На самом деле своим основанием он имеет пассивность родителей, которые уклоняются от активного вмешательства в жизнь детей, их воспитание.  Взрослые в таких семьях заняты своими проблемами, в том числе и карьерными, где мать и отец “берегут” свой покой, предпочитая комфортное и не требующее душевных затрат сосуществование.
 


Авторитетный(демократический) стиль Авторитетный (демократический) стиль характеризуется наличием во взаимоотношениях демократии, предполагающей сотрудничество, взаимопомощь, подлинное и полное равноправие всех участников семейного союза: и родителей, и детей. При демократическом стиле воспитания взрослые общаются с ребёнком товарищеским тоном, корректно направляют его поведение, хвалят и порицают, высказывая одновременно советы и предложения, допускают дискуссии по поводу своих распоряжений и не увлекаются подчёркиванием своего положения «взрослого» человека. У ребёнка нет страха перед выполнением и невыполнением норм, правил, требований, поскольку ему напомнят, подскажут, в случае необходимости – помогут. Но самое главное – ему внушают веру в собственные силы, возможности, другими словами, положительно стимулируют его компетентность.
 

< <       > >