Презентация. Воля суть, функции, воспитание

Скачать презентацию




Воля: суть, функции, воспитание
 


План Понятие История развития понимания воли Функции воли Структура волевого действия Волевые качества и их развитие Безвольное поведение
 


Произвольные и непроизвольные действия Произвольные действия — осуществляются под контролем сознания и требуют от субъекта определенных усилий направленных на достижение сознательно поставленной цели. Совершая данное действие, субъект предвидит его результат и контролирует ход действия на всем его протяжении. Непроизвольные действия — вынужденные реакции, осуществляемы независимо от желаний субъекта. Совершая данное действие субъект не может управлять им по своему усмотрению.
 


Волевые действия Волевые действия — это разновидность произвольных действий, спецификой которых является использование при достижении цели волевого усилия. Это действия, связанные с преодолением затруднений, требующие больших затрат энергии и сопровождающиеся переживанием внутреннего напряжения.
 


Понятие Зинченко: Воля- способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия. Головин: Воля- cтороне сознания, его деятельной и регулирующем начале, призванном создать усилие и удерживать его так долго, как это надобно. Способность человека достигать поставленных целей в условиях преодоления препятствий, проявляемая в самодетерминации и саморегуляции своей деятельности и различных психических процессов. Селиванов: Воля- это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние препятствия при совершении целенаправленных действий и поступков.
 


Понятие Сознательное явление Необходимость поставленной цели Наличие внешних или внутренних препятствий Регулирование поведения и протекания внутренних процессов Поддержание в актуальном состоянии текущие внутренние процессы и текущее поведение Воля — это сознательное регулирование активности, направленной на достижение поставленной цели, в сложных условиях обусловленных внешними и внутренними препятствиями. Причем, регулирование это происходит, так долго как это необходимо.
 


Аристотель понимал волю как, силу которая рождается в разумной части души, благодаря соединению разумного решения с желанием, придающим решению побудительную силу. Античность
 


Средневековье В Средневековье воля наделялась самостоятельным существованием и персонифицировалась в высших силах, которые как на «поле» сталкивались в человеке.
 


Возрождение Свобода воли – главная ценность личности, абсолютная ценность. Учеными возрождения воля рассматривалась как абсолютно свободное явление, не обусловленное никакими внешними социальными обстоятельствами. Исходный пункт этой концепции — абстрактный человек, взятый вне общественных связей и отношений, вне социально-культурной среды.
 


И.П. Павлов. Воля как «Инстинкт свободы» Воля — проявление активности живого организма, когда организм встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность. Препятствие выступает как стимул. Волевая активность выступает как реакция.
 


Воля в психоаналитических концепциях Воля — своеобразная энергия человеческих поступков, превращенная в психическую форму биологическая энергия живого организма. Фрейд: Либидо Лоренц: Агрессивность Фромм: Стремление самореализации в культуре Адлер: Стремление к социальному господству и власти
 


Мотивационная теория воли Сергей Леонидович Рубинштейн понимал мотивационный процесс как волевой. «Зачатки воли заключены уже в потребностях как в исходных побуждениях человека к действию». «Будучи в своих первоначальных истоках волевое действие человека связано с потребностями, однако, не вытекает непосредственно из них. Волевое действие всегда опосредовано более или менее сложной работой сознания — осознанием побуждений к действию как мотивов и его результата как цели». Воля — это произвольная мотивация Алексей Николаевич Леонтьев изучал развитие произвольного поведения в связи с развитием и дифференциацией мотивационной сферы. Волевое действие, по А. Н. Леонтьеву, характеризуется тем, что содержание мотива и цели в нем не совпадает.
 


Функции воли
 


Структура волевого действия
 


Волевые качества Самообладание — умение сдерживать свои чувства, когда это требуется, недопущении импульсивных и необдуманных действий; умение владеть собой и заставлять себя выполнять задуманное действие, воздерживаться от неразумных действий. Целеустремленность — сознательная и активная направленность личности на достижение определенного результата деятельности.
 


Волевые качества Инициативность — способность предпринимать попытки к реализации возникших у индивида идей. Самостоятельность — способность осознанно принимать решения, умение не поддаваться влиянию факторов, препятствующих достижению поставленной цели. Решительность — отсутствии излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, своевременное принятие решения.
 


Формирование волевых качеств Понимание требований, выполнение требований, предъявление требований к себе Формирование целостного мировоззрения и стойких убеждений, формирование нравственных мотивов
 


Формирование настойчивости и целеустремленности Настойчивость развивается на основе воспитания, умения доводить до конца выполнение посильных заданий. Положительную роль в воспитании настойчивости и целеустремленности играют значимые цели и осознание ответственности за порученное дело.
 


Воспитание дисциплинированности Успех воспитания дисциплинированности зависит от того, насколько точно сформулирован и доступен для понимания перечень предъявляемых человеку требований. Кроме того, не менее важно закреплять навыки дисциплинированного поведения. Для исправления недисциплинированности могут быть приняты следующие методы: Вовлечение недисциплинированных индивидов в различные виды общественно-полезной деятельности с учетом их интересов и ценностей. Предоставление недисциплинированны индивидам инициативы в некоторых общественно полезных делах. Укрепление веры в свои силы. Использование методов убеждения, поощрения, общественного одобрения, такта, доверия.
 


Развитие самостоятельности Развитие самостоятельности проходит ряд этапов: исполнение того, что было запланировано руководителем, учителем совместно с подчиненными, учениками. самостоятельность выражается не только в исполнении, но и в самоконтроле. возможность самостоятельного планирования деятельности. творческая инициатива - самостоятельность в постановке цели, выборе путей ее достижения, в принятии ответственности за осуществление дела. Успешное формирование самостоятельности требует учета ряда обстоятельств создания определенных условий: Развитие самостоятельности возможно лишь на основе приобретения знаний и умений, необходимых в данном виде деятельности. Развитие самостоятельности должно проходить под контролем наставника, но без сковывания инициативы. Необходим интерес обучаемого к данному виду деятельности.
 


Безвольное поведение Безвольное поведение —явно выраженное отрицательное отношение к преодолению трудностей, неумение подавлять в себе отдельные желания, настроения и чувства.
 


Лень
 


Выученная беспомощность Выученная беспомощность — это нарушение мотивации в результате пережитой субъектом неподконтрольности ситуации, то есть, независимости результата от прилагаемых усилий. Мартин Селигман выделил три источника формирования выученной беспомощности: Опыт переживания неблагоприятных событий Опыт наблюдения беспомощных людей Отсутствие самостоятельности в детстве М. Селигман
 


«Воля - это то, что заставляет тебя побеждать, когда твой рассудок говорит тебе, что ты повержен».
 


Выводы
 


Список литературы Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. Гоноболин Ф. Н. Воля, характер, деятельность. Зимин П. П. Воля и ее воспитание у подростков. Иванников В. А Психологические механизмы волевой регуляции. Ильин Е.П. Психология воли. Калин В.К. Классификация волевых качеств. Эмоционально–волевая регуляция поведения и деятельности. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. т2. Селиванов В. И. Психология волевой активности. Щербаков А.И. Волевые процессы и свойства личности. Якобсон П.М. Воля. Общая психология: Учебник для педагогических институтов.
 

< <       > >