Презентация. Житие протопопа Аввакума

Скачать презентацию




«Житие» протопопа Аввакума как источник по ранней истории церковного раскола
 


Объект: «Житие» как исторический источник. Предмет: «Житие» протопопа Аввакума как исторический источник по ранней истории церковного раскола. Цель: охарактеризовать «Житие» протопопа Аввакума как исторический источник ранней истории церковного раскола. Задачи: выявить место «Жития» в системе классификаций письменных источников; Провести внешнюю критику источника; Охарактеризовать структуру текста; Провести разбор лексики.
 


Классификация источника «Житие» протопопа Аввакума относится к типу публицистических источников XVII в., вид - документ личного происхождения, разновидность - мемуары. Мемуары – это воспоминания, в которых автор принимал участие или которые известны ему от очевидцев. Важная особенность мемуаров заключается в установке на «документальный» характер текста, претендующего на достоверность воссоздаваемого прошлого. Отличие от хроник – в них на первый план выступает лицо автора, со своими сочувствиями, стремлениями и видами.
 


Аввакум Петрович, протопоп Юрьевца Поволжского, расколоучитель XVII века. Родился в 1620 или 1621 году в селе Григорове. Текст жития был обнаружен в Пустоозерском сборнике. В 1664-1671 гг. Аввакумом создавались автобиографические записки, частично использованные в Житии, содержавшие свидетельства о борьбе старообрядцев за свои убеждения в годы церковных реформ. «Житие» дошло в двадцати пяти списках, которые зарегистрировал Малышев В.И. Списки расположены по редакциям. Внешняя критика источника
 


Существует миниатюра, воспроизводящая рисунок Аввакума - выполнена в пышной поморской манере, обильно украшена золотом, подписи Аввакума под рисунком изменены. В сборнике есть заставка, выполненная рукой Аввакума, его рисунок, иллюстрирующий «Поучение аввы Дорофея о любви» и изображающий врагов старообрядчества - патриарха Никона, митрополитов Павла и Илариона и патриархов - Макария Антиохийского и Павла Александрийского. В тексте много красочных надписей и буквиц, выполненных Аввакумом и Епифанием. Писан поморским полууставом и украшен заставкой и инициалами поморского орнамента; переплет - доски в орнаменте и водяные знаки.
 


Структура текста Вступление Рассказ о юных годах Повествование о перенесенных тяготах и победах О борьбе с реформами Никона – основной текст писания В «Житие» прослеживается бытописание социальной и общественной жизни, освещение религиозных и этических конфликтов времени, выражение демократической идеологии и эстетики Аввакума
 


Лексическая характеристика Ассоциированные метафоры в обозначении реальной обстановки Символы и аллегории в изображении быта Библейская и народная символика Приемы народной поэзии трехкратного повторения Пословицы, поговорки, каламбуры Сочетание сказового стиля с проповедью Символы-обобщения
 


Заключение Одна из причин написания - церковная реформа патриарха Никона. «Житие» протопопа Аввакума относится к типу публицистических источников, вид - документ личного происхождения, разновидность – мемуары. Сохранилось в трех авторских редакциях, два из которых дошли в автографах. «Житие» по типу напоминает монолог. Написан поморским полууставом, чернилами на бумаге с орнаментом и иллюстрациями. В произведении используются метафоры, символы, аллегории, библиизмы.
 


Библиографический список Айплатов Г.Н. Русская палеография / Г.Н. Айплатов, А.Г. Иванов. – М.: Логос, 2003. – 303 с. Гусева В.Е. О жанре «Жития» протопопа Аввакума. / В.Е. Гусева. – М.: Изд-во АН СССР, 1958. - С. 340 – 345. Гудзия Н.К. «Житие» протопопа Аввакума им самим написанное. / Н.К. Гудзия. – М.: Гослитиздат, 1960. - С. 530 – 544. Источниковедение истории СССР / ред. И.Д. Ковальченко. – М.: Высшая школа, 1981. - С. 490 - 496 Малышев В. И. Материалы к Летописи жизни Аввакума.: - Л., 1985.- С. 283-320. Окладников Н. А. Пустозерские страдальцы : - Архангельск, 1992. - С. 28-30. Робинсон А.Н. Аввакум и Епифаний: – М.: Изд-во АН СССР, 1958. – С. 559-564.
 


Спасибо за внимание!
 

< <       > >