Презентация. Религиозные особенности стран как фактор туристического производства

Скачать презентацию




Самостоятельная работа №4 «Религиозные особенности стран как фактор туристического производства» Департамент образования города Москвы ГБОУ СП СК 41 Презентация по дисциплине «История туризма» на тему:»Туристические агентства Джеймса Кука» Работу выполнила студентка группы 2-ТУ 45О Кочергина Маргарита Проверила работу :Желанова М.Н
 


СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1 РЕЛИГИИ СТРАН МИРА 1.1 Три мировые религии 1.1.1 Христианство 1.1.2 Ислам 1.1.3 Буддизм 1.1.4 Национальные религии стран РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ, КАК ФАКТОР ТУРИСТИЧЕКОГО СПРОСА 2.1 Основные факторы, влияющие на туристический спрос 2.2 Религиозный туризм 2.2.1 Определение и разновидность религиозного туризма 3 ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ТУРИСТСКИХ ПОТОКОВ И ОСОБЕННОСТЕЙ ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 


ВВЕДЕНИЕ Туризм как современная сфера деятельности стремительно развивается по всему миру, все шире охватывая разные сферы жизни общества. Религия же, как важный элемент современной культуры, является неотъемлемой частью развития не только общества, но и туризма. Под религиозным туризмом следует понимать виды деятельности, связанные с преодолением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды.   Современный человек, стремящийся познавать мир, привык подчиняться своим религиозным инстинктам. И если ещё с десяток лет тому назад понятие «религиозный туризм» было для нас в диковинку (если не в дикость), то сегодня это направление в туриндустрии стало пользоваться бешеной популярностью. Объём доходов от религиозного туризма во всём мире составляет примерно 18 миллиардов долларов в год. Каждый год около 350 миллионов человек отправляются в путешествие, которое тем или иным образом связано с посещением культовых мест, имеющих отношение к одной из мировых религий. А основная масса религиозных туристов – это люди в возрасте от 30 до 50 лет. Цель: привлечь к религиозному туризму внимание не только людей среднего возраста, но молодежь. Что важно для развития культур многих стран мира.  
 


ГЛАВА 1. РЕЛИГИИ СТРАН МИРА   Слово «религия» буквально переводиться с латинского как «соединение». Соединение с Богом, с мирозданием. Религия – это совокупность взглядов на мир, которые чаще всего основываются на вере в бога. В разные периоды истории человечество стремилось выразить свое отношение к религии и религиозным верованиям. Знание религиозной принадлежности населения помогает глубже понять особенности экономической и социальной географии отдельных регионов мира. Существуют три основные или так называемые мировые религии: Христианство, Ислам и Буддизм.
 


1.1. ТРИ МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ 1.1.1. ХРИСТИАНСТВО Христианство – крупнейшая мировая религия по численности приверженцев, которых около 2,1 млрд. и по географической распространенности - почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община. Оно возникло в 1 веке в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской Империи, первоначально в среде евреев, но уже впервые десятилетия своего существования получило распространение и в других провинциях и среди других этнических групп. Корни христианского вероучения связаны с ветхозаветным иудаизмом. (Согласно церковному преданию, Иисус (Иешуа) воспитывался как иудей. Апостолы и другие первые последователи Иисуса были евреи).
 


1.1. ТРИ МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ 1.1.1. ХРИСТИАНСТВО
 


1.1. ТРИ МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ 1.1.1. ХРИСТИАНСТВО Христианству столько же веков, сколько новой эре, которая исчисляется от Рождества Христова. Христианское вероучение было в основном сформулировано к 4 – 5 вв. Свое название эта религия получила от слова «Христос» (это греч. слово означает «помазанник» Божий, мессия) от имени Богочеловека – Иисуса Христоса, принявшего за людские грехи мученическую смерть на кресте. Крест стал многозначным сакральным (от лат. sacer – священный) знаком. Крест - это символ конца и начала одновременно; символ акта искупления; сакральный жест приобщения к религиозному ритуалу или христианской церкви в целом; символ пересечения мира духовного и материального (горнего и долинного), место нахождения человека в мире. В результате внутренних противоречий в 11 веке христианство разделилось на две самостоятельные конфессии: католичество и православие. В 16 веке произошел еще один раскол: внутри католической церкви, от которой отделилась значительная группа стран, образовав самостоятельную конфессию – протестантство. Каждая из конфессий имеет свой символ веры (краткий свод основных положений вероучения), свой обряд и ритуал. Таким образом, в христианстве оформились три основных направления: Католическая церковь (Римская традиция), Протестантская церковь (традиция Реформации 16 в.) и Православная церковь (Византийская традиция). Христианство оказывает огромное влияние на все аспекты культуры тех стран, где население исповедует эту религию. Христианство лежит в основе Западной культуры, став одним из оплотов высокоразвитой Западной цивилизации, в которой христианские идеи и традиции до сих пор пронизывают все стороны культурной жизни и быта людей.
 


1.1. ТРИ МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ 1.1.1. ХРИСТИАНСТВО В основе христианства лежит вера в то, что две тысячи лет тому назад Бог послал в мир своего Сына. Он родился, получил имя Иисус, жил в Иудее, проповедовал, страдал и умер распятым на кресте как человек, искупив своей смертью первородный грех всего человечества - бывшего, настоящего и будущего. Воскресение Иисуса Христа знаменует для христиан победу жизни над смертью и вновь обретенную возможность вечной жизни с Богом. Главное для христианства - сам Спаситель. Библия состоит из Ветхого и Нового Заветов. Ветхий Завет – это диалог Бога и людей, обращение Бога к людям, а также рассказ о том, как они воспринимали своего Творца. Новый Завет – это описание земной жизни Иисуса Христа; книги Деяний апостолов, Посланий апостолов, а также книга Апокалипсиса (Откровения). Христианство, как ни одна другая религия, основано на тайне. С точки зрения рационализма непостижимы представления о Святой Троице, рождении Сына Божьего от Пречистой Девы, о причащении и многое другое. Господь просветляет разум христианина, преобразует все его существо, давая возможность непосредственного видения духовной реальности. Еще одна особенность христианства заключается в том, что оно существует в форме Церкви. Слово «церковь» имеет в христианстве множество значений: она понимается как форма христианской веры, в этом случае смысловое значение слов «церковь» и «конфессия» одинаково; церковью принято называть здание храма, которое воспринимается как «дом Божий» - место, где совершаются таинства, обряды, а также совместные молитвы верующих; церковь – это также сообщество верующих во Христа, т.е. приход, объединенный одним священнослужителем, храмом, местом проживания.
 


1.1. ТРИ МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ 1.1.1. ХРИСТИАНСТВО Особое место в христианстве занимает храм. Храм – это символизирующий Землю образ мира, творения Божия, а купол храма – это символ неба, символ пламенности молитвы, устремленной к Богу. По церковным канонам вся жизнь христианина должна быть связана с храмом. Христианский храм обязательно увенчан крестом.  
 


1.1.2. ИСЛАМ Ислам – монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» имеет несколько значений, буквально переводится как «покорность» (законам Бога), «принятие» (учения пророка Мухаммеда). Субъектом поклонения мусульман является Аллах. Аллах – по-арабски Бог, Творец, Создатель и Устроитель всего сущего. Помимо него, никто не обладает этими качествами. Имя «Аллах» образовано из определенного артикля «Аль - « и слово «Ильях» - «Тот, Кому поклоняются», «Достойный поклонения».[1; с. 26] Коран – священная книга ислама. Согласно учению ислама, Коран является прямым, вечным и несотворенным словом Божьим. Слово «Коран» происходит от арабского кыраа («чтение вслух, наизусть»). Коран состоит из 114 сур и около 6600 аятов. В окончательном виде ислам был сформулирован в проповедях пророка Мухаммеда.
 


1.1.2. ИСЛАМ
 


1.1.2. ИСЛАМ Ислам возник на западе Аравийского полуострова в 7 в в Мекке. Основоположник ислама – пророк Мухаммед (Мухаммад, Магомет). С 661 г. Ведется исламское летоисчисление. Свое название «ислам» или «мусульманство» эта религия получила от арабских слов «салама» («покорность») и «муслим» («правоверный»). Уже в 7 в. Среди верующих мусульман выявились глубокие противоречия, которые привели к появлению трех основных течений ислама: суннизм, шиизм и суфизм. Они отличаются некоторыми особенностями вероучения, разными принципами передачи верховной власти в религиозной общине и различными элементами обрядности. Кроме этих трех основных направлений в исламе существует множество течений, иногда довольно сильно отличающихся друг от друга. Некоторые из них играют заметную роль в политической или социальной жизни стран. Несмотря на существующие различия, преобладающее большинство мусульман всех направлений и течений признает единого Бога – Аллаха (Мухаммед – Пророк его); Священное Слово (или Священная Книга) – Коран; Священное Предание – Сунна, состоящие из хадисов (преданий), Кааба (мусульманский храм в Мекке), вера в спасение и предопределение.
 


1.1.2. ИСЛАМ Ислам оказывает огромное влияние на все аспекты культуры стран, где население исповедует эту религию. Ислам составляет основу не только арабской культуры, но культурных традиций всех тех стран, которые находятся под влиянием ислама. Можно сказать, что мусульманство создало своеобразную высокоразвитую цивилизацию. Мусульманские идеи и традиции до сих пор определяют все стороны жизни и быта людей в этих странах. Главным, определяющим является Коран. Это не Священное Писание, а собственно Слово Божие, Мухаммед – обычный человек, он только пророк, с помощью которого Аллах открыл истину людям. Мусульмане поэтому не нуждаются в Спасителе-Слове, оно уже сказано в Коране, а Дело спасения зависит от самих верующих. Для того чтобы не сбиться с пути, надо читать Коран, чтение его есть лучший способ общения с Богом. Основной формой существования ислама является религиозная община – умма. Она объединяет всех мусульман данной территории. Вероучение включает пять основных положений: 1) шахада (удостоверение веры), 2) салат (молитва), 3) саум (пост), 4) закат (налог в пользу неимущих) и 5) хадж (паломничество).
 


1.1.2. ИСЛАМ Мечеть – мусульманское культовое сооружение. Но в исламе нет представления о святости ее здания и нет освящения храма. С мечетью связаны определенные религиозно-эстетические понятия-символы: джамал – Божественная, совершенная красота, заключенная в куполе мечети, джадал – Божественное величие в минаретах; сифат – Божественные атрибуты, читаемые в письменах на стенах и воротах мечети. Внутри мечети в одной из стен делают михраб – нишу, обозначающую направление в сторону Мекки, Молящийся должен стоять лицом именно к Мекке, точнее к Каабе. Справа от михраба ставится минбар – кафедра для проповедника. Рядом с мечетью расположен минарет, иногда их несколько. Минарет (от араб. «Манара» - «маяк») – башня, с которой муэдзин (служитель мечети) призывает мусульман на молитву. Основными предметами внешней атрибутики культа являются связанные с салатом (ежедневной пятиразовой молитвой): молитвенный коврик, молитвенные шапки, четки, курси-аль-Куран (подставка для Корана), кибли (компас для определения направления на Мекку).
 


1.1.2. ИСЛАМ Огромное влияние на исламское искусство оказал Коран, в котором сформулированы правила отображения окружающего мира. Вообще архитектуру, искусство, литературу и прочие сферы творчества ислам считает частями мира, сотворенного человеком. Поэтому человек, который является пером в руке Бога, может создавать что бы то ни было только по воле Бога. Коран предостерегает от изображения живых существ; узоры, узоры-надписи на коврах, посуде, доспехах, знаменах, стенах мечетей, медресе (мусульманские средняя и высшая школы для подготовки служителей культа, учителей, служащих государственного аппарата), минаретов и мавзолеев – завуалированные, стилизованные подобия изображений живых существ. В каждой мусульманской стране существуют свои особенности символики. Общими средствами их выражения в большинстве этих стран являются каллиграфия и художественные ремесла.  
 


1.1.3. БУДДИЗМ Буддизм – древнейшая из мировых религий. Название она получила от почетного титула своего основателя – «Будда» («Просветленный»), настоящее имя которого – Сидхартха Гаутама (623 – 544 до н.э.). По преданию, он происходил из царского рода – племени шакьев в Северной Индии. (рис. 3) Буддизм, возникший в 6 – 5 вв. до н. э., создал за тысячелетия своего существования сложную и разветвленную систему религиозных представлений и философию, оказав огромное влияние на народное творчество, язык, традиции, искусство и систему образования многих народов Азии. Можно сказать, что буддизм играет своеобразную связующую роль, соединяя столь разные, непохожие друг на друга цивилизации Востока.
 


1.1.3. БУДДИЗМ
 


1.1.3. БУДДИЗМ Формы и направления буддизма зависят от того, где он распространился, поэтому он определяет образ жизни и тенденции развития культуры миллионов людей в этих странах. Китайский буддизм говорит с верующими на языке китайской культуры и национальных представлений о главных ценностях жизни. Японский буддизм – сочетание элементов буддизма, синтоизма и японской национальной культуры. Буддизм не ломает и не отвергает разнообразные традиции народов тех стран, которые попали в сферу его влияния, а гармонично вписывается в окружающий его культурный ландшафт. Способность приспосабливаться позволила буддизму вобрать в себя множество местных верований, культов, идеологий, народных обрядов, художественных традиций. Буддист может одновременно исповедовать любую другую «местную» религию (даосизм, индуизм, синтоизм или католичество). Эта склонность к компромиссам позволила буддизму стать «своей» религией и частью национальной культуры во всех этих странах. Важной особенностью является также тот факт, что буддизм в каждой из стран обращается к человеку не как к представителю определенного пола, социального слоя, политической партии, а как к личности, вне зависимости от материального положения.
 


1.1.2. ИСЛАМ Буддизм занимает промежуточное место среди религий, не являясь ни монотеистической, ни политеистической религией. Будда не Бог, а Учитель, но он обладает такими качествами, которые, по мнению людей, исповедующих другие религии, присущи богам: способность творить чудеса, менять облик, влиять на ход событий не только в этом мире, но и в других мирах. Кроме того, буддизм признает существование бесчисленного количества будд в разные промежутки времени и даже в одно и то же время. Это Будды, олицетворяющие различные виды деятельности, например, будда врачевания и будда истины, будда каллиграфии и будда воинского искусства. Но только один из них является Буддой – Учителем человечества. В индийском, китайском, японском и других направлениях буддизма почитают своих, местных будд или уду грядущего – Майтрейю. Кроме будд, есть бодхисатвы – духовные существа, идеальные люди, которые замедляют свой уход в нирвану ради помощи другим людям. Буддизм не отрицает существования богов и других сверхъестественных существ, но считает, что они также подвержены воздействию кармы. Поэтому, чтобы освободиться от перерождений, этим существам (в том числе и богам) придется родиться в человеческом облике. Только человек способен, последовательно меняя себя, достичь нирваны.
 


1.1.3. БУДДИЗМ Буддизм обещает людям избавление от всех невзгод, страданий, страха смерти, утверждая, что судьба человека зависит только от его собственных усилий в неустанной сознательной работе над собой. Буддизм – религия, потому что содержит веру в спасение (в «Просветление»), однако спасение – это результат собственных духовных усилий человека при помощи будд и бодхисатв. Прервать «колесо жизни» или перевоплощений по закону кармы (совокупность всех поступков, совершенных живым существом, и их последствий) – жить так, чтобы оставлять как можно меньше кармических следов. Буддист не должен зависеть от желаний (иметь желания) и привязанности к объектам желаний (иметь любые привязанности). Такое состояние свободы от внешнего мира и называется нирваной. Нирвана – это не смерть, а жизнь только в качестве совершенного свободного духа. Во многих направлениях буддизма вера является только предварительным условием вступления на путь самосовершенствования. Основной формой и условием движения по этому пути является медитация (приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточенности, отрешенность от внешних объектов). Другими формами постижения истины являются: путь логических рассуждений, а также йога – постижение истины непосредственным мистическим опытом в ходе практики. В буддизме нет церкви, но есть община верующих – сангха, своеобразное духовное братство, не имеющее сложной иерархии и нацеленной на взаимную помощь в продвижении по буддийскому пути под руководством опытных наставников.
 


1.1.3. БУДДИЗМ Основными культовыми сооружениями буддизма являются ступы, храмы, монастыри, пагоды, университеты, монументальные изваяния Будды или будд, колонны с надписями. Кроме того, объектами культового поклонения являются деревья, цветы и животные. Ступа (это санскритское слово означает «куча камней») – мемориальное сооружение где хранятся различные останки Будды и другие реликвии представляющие не только тело Будды, но и его учение. К ним совершаются паломничества, во время которых человек приобщается к Учению, а не сосредотачивается на проявлении Будды в этом мире. Последнее действие, иначе поклонение собственно Будде бесполезно, с точки зрения буддизма. В этом отличие паломничества в буддизме от других религиозных паломничеств. Основными предметами внешней атрибутики культа являются предметы символы, которыми украшаются алтари в храмах и монастырях, культовая одежда, утварь. Набор счастливых символов включает восемь предметов, которые называются также «восемь драгоценностей», «восемь знаков счастья», «восемь жертв» и т.д. Это зонт, защищающий от злых помыслов, две рыбы, символизирующие единство и духовное освобождение, лотос - символ чистоты и спасения, узел - символ бесконечного цикла перерождений, колесо учения и др.
 


1.2. НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ СТРАН Наравне с мировыми религиями во многих странах так же распространены и национальные религии. В общем, по миру, национальных религий огромное количество. Каждая религия по-своему интересна с точки зрения туризма. Само определение этой группы религий как национальные говорит о том, что они возникли и получили распространение среди одного народа либо группы народов, входящих в единое государство и составляющих единое культурное пространство. Такими религиями в настоящее время являются: иудаизм, джайнизм и сикхизм в Индии, зороастризм в Иране и Индии, конфуцианство и даосизм в Китае, синтоизм в Японии, а также иудаизм – религия европейского народа. Эти религии сформировались в рамках культуры и традиции народов, географически удаленных друг от друга (за исключением народов Индии), и поэтому имеют различные религиозно-философские системы, верования, культы и обряды. Единственное, что их объединяет - это национальный фактор, который является главным, а иногда и исключительным условием для принадлежности к одной из этих религий.
 


1.2. НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ СТРАН Наиболее замкнутыми из всех национальных религий являются индуизм и синтоизм - их не может принять сторонний человек, а последователи воспроизводятся только за счет деторождения во внутринациональных браках. В иудаизме допускается его принятие не евреями, но в этом случае принимающий иудаизм человек считается евреем и обязан полностью отказаться от своей прежней национальной принадлежности и обычаев. Для религиозного конфуцианства и даосизма национальная принадлежность значения не имеет, но поскольку их культовая и обрядовая система ограничены национальной мифологией и традиционными верованиями Китая, принятие конфуцианства и даосизма другими народами в качестве религии было крайне затруднено.
 


1.2. НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ СТРАН Но, несмотря на свою национальную замкнутость, большинство из этих религий сыграли весьма важную роль в развитии духовной культуры и общественной мысли. Историческое значение этих национальных религий заключается не только в том, что под их влиянием сформировалась самобытная культура, общественно-политическая система и менталитет тех народов, которые их исповедуют. Развитие и совершенствование религиозно-философских систем этих религий со временем придавал отдельным положениям их учения все более универсальный характер, выходившие за узкие национальные рамки. Это позволило создать на их основе новые мировые религии: философская система индуизма дала начало буддизму, фундаментальные положения иудаизма легли в основу христианства и ислама, получили широкое распространение во всех странах, которые развивались под влиянием китайской культуры.  
 


ГЛАВА 2. РЕЛИГИОЗНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРАН КАК ФАКТОР ТУРИСТИЧЕСКОГО СПРОСА Религия, как одна из особенностей культуры, оказывает значительное влияние на развитие туризма и в целом на развитие современной экономики. Стран, одинаковых в религиозном отношении не существует, так как народные традиции, особенности менталитета, политического и общественного устройства оказывают большое влияние на религиозные особенности стран и народов, существует и обратное воздействие. Само понятие религия также неоднозначно. Во-первых, это определенное мировоззрение и мироощущение – вероучение. Во-вторых, это особая область духовной жизни людей – вера в Бога (богов). В-третьих, это комплекс ритуалов, обрядов, традиций – культ. В-четвертых, это организации и сообщества людей, придерживающихся той или иной религиозной традиции, - конфессий, деноминации. В-пятых, это – церковь, в том числе здания, сооружения, произведения живописи и скульптуры культового значения, церковная одежда и утварь, которые также в массе своей имеют большую художественную ценность. Все эти аспекты религии, особенно второй, третий и пятый, превращают ее в важный компонент художественной культуры. Основные аспекты религии определяют план характеристики религии как предпосылки развития туризма в любой стране. Краткая характеристика традиционных и современных религий и верований включает все элементы. Любой из них, во всех странах, любой религии представляет большое значение для туризма.
 


2.1. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ТУРИСТСКИЙ СПРОС Существует ряд факторов, которые оказывают влияние на туристский спрос, а, следовательно, и на туристский рынок. Спрос на туризм, как и на другие продукты, обусловлен покупательской способностью потребителей – наличием у населения денежных средств и желанием их потратить на путешествия. Основными факторами выступают: структура населения возраст уровень доходов населения принадлежность к определенной расе пол образование род занятий время образ жизни и многое другое. Туризм как отрасль экономики, занимающаяся в первую очередь организацией свободного времени, может успешно существовать при наличии двух условий: свободного времени и достаточных денежных средств для этого. Таким образом, необходимыми предпосылками возникновения массового спроса на туризм и поддержания его на высоком уровне являются, увеличение свободного времени и рост благосостояния общества. Тенденция к увеличению свободного времени является объективным фактором возникновения и роста спроса на туризм.
 


2.1. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ТУРИСТСКИЙ СПРОС Структура населения. Люди являются важной составляющей туристского рынка. Сегодняшние изменения в структуре населения определяют завтрашнее развитие туризма. В России наблюдается низкий уровень жизни, а следовательно, и рождаемости. В 1996 г. коэффициент рождаемости в России составил 8,9 - самый низкий показатель по сравнению с другими странами Европейского союза (ЕС): Австрия (11), Бельгия (11,4), Германия (9,7), Франция (12,6), Швеция (10,8). Коэффициент детской смертности в 1996 г. был самым высоким в России - 17,2, тогда как в Австрии - 5,1, Франции - 4,9, Швеции - 4,0. Падение коэффициента рождаемости россиян, однако, не означает, что они будут меньше путешествовать, а только вносит изменения в структуру населения. В возрастной структуре российского населения наблюдается тенденция к старению. Поэтому следует обратить внимание на туризм для лиц «третьего возраста» (т. е. людей старшего возраста) как растущего по численности сегмента туристских передвижений, но при условии заботы государства о ветеранах и пенсионерах.
 


2.1. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ТУРИСТСКИЙ СПРОС  Возраст. Изменения в возрастной структуре населения, так или иначе, оказывают влияние фактически на все отрасли бизнеса. Менеджеров туризма больше интересует возраст населения, нежели его фактическая численность. Необходимо следить за тенденциями в возрастных сегментах населения страны и определять их влияние на туристский спрос. Дети.  Рост количества новорожденных является нежелательным обстоятельством для менеджеров туризма, так как семьи с младенцами и маленькими детьми больше предпочитают оставаться дома, нежели путешествовать. К тому же в таких семьях часть дохода, которая могла бы быть потрачена на туризм, тратится на маленьких детей. Однако возрастающее количество детей является хорошим фактором развития туризма на долгосрочную перспективу, так как эти дети будут потенциальными потребителями туристских услуг.
 


2.1. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ТУРИСТСКИЙ СПРОС Подростки составляют важный сегмент рынка, так как они располагают значительной индивидуальной покупательской способностью и оказывают большое влияние на членов семьи, в решениях относительно совершаемых покупок и мест проведения отпуска, особенно в семьях с большим достатком. Подростки могут являться и самостоятельными туристами. Особым фактором, способствующим путешествиям молодых людей, является наличие у них собственных транспортных средств. Сегмент молодых людей на туристском рынке состоит из двух возрастных категорий: от 18 до 24 и от 25 до 34 лет. Эти категории располагают значительной двигательной способностью и влиянием, так как они наиболее многочисленны. Поскольку они представляют собой большую группу людей, можно определить комплексные тенденции в данном сегменте: относительно позднее замужество, появление в семье первого ребенка, небольшое домашнее хозяйство, важность карьеры для обоих взрослых членов семьи. На туристском рынке для молодых людей существуют две наиболее часто встречающиеся подгруппы: молодые одиночки и молодые семьи без детей.
 


2.1. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ТУРИСТСКИЙ СПРОС Сегмент людей в возрасте от 35 до 44 лет. Люди, рожденные в 1955 г. и позднее, составляют поколение детского бума. Поскольку это поколение людей количественно больше, чем любое другое, оно способно оказывать существенное влияние на покупательские предпочтения населения. Образ жизни данного сегмента становится образом жизни всей страны относительно многих факторов, будь то путешествия, предпочтительные места отдыха, питания и т. д. Именно эта группа людей склонна к путешествиям самолетом и в основном к отдыху на курортах. Они тратят много денег на путешествия и средства размещения. Большинство людей этого сегмента хорошо образованны. Приоритетным для них является самосовершенствование. Получение новой информации они считают необходимым средством расширения кругозора, но не роскошью. Удовлетворение нужд этой группы - важный фактор для дальнейшего успешного развития туристского бизнеса. Сегмент людей в возрасте от 45 до 54 лет. Этот сегмент рынка постепенно растет. Так же как и люди в возрасте от 35 до 44 лет, эта группа населения склонна к отдыху на курортах, отдаленных от их местажительства, и к путешествиям самолетом.
 


2.1. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ТУРИСТСКИЙ СПРОС Сегмент людей пожилого возраста. Другая важная тенденция, на которую необходимо обращать внимание, - рост группы людей пожилого возраста (60-65 лет) и группы людей в возрасте свыше 65 лет. Эти группы иногда называют рынком людей зрелого возраста, пенсионного возраста, пожилого или "третьего возраста". Этот рынок должен быть изучен менеджерами туризма, так как он является постепенно растущим и не менее важным, чем остальные возрастные сегменты туристского спроса. С позиции отношения этих возрастных групп к туризму и путешествиям различают три основные подгруппы: группа людей; в возрасте от 55 до 64 лет; от 65 до 74 лет и от 75 лет и старше. Возрастная группа людей от 55 до 64 лет характеризуется наличием больших свободных денежных средств, чем другие группы пенсионного возраста, наличием небольших домохозяйств и свободой от расходов средств на образование, воспитание и содержание детей.  Население, состоящее из людей в возрасте свыше 65 лет, может быть также поделено на три различные подгруппы, или рынки. Люди от 65 до 74 лет считаются активными пенсионерами и составляют более молодую группу - важный рынок путешествующих. Вторую группу составляют люди в возрасте от 75 до 84 лет. По сравнению с первой группой они не так активны, чаще всего не расположены к путешествиям. Третью группу составляют люди от 85 лет и выше. Турорганизации не видят потенциала данного сегмента рынка. Однако необходимо знать, с каким турпродуктом можно проникнуть на данный рынок.
 


2.1. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ТУРИСТСКИЙ СПРОС Надо помнить, что пенсионеры, хотя и располагают большим количеством свободного времени, которое они могли бы потратить на путешествия, однако они ограничены в денежных средствах. Некоторые пенсионеры продолжают работать и тратить денежные средства на путешествия. Для этого сегмента туристского рынка необходима специальная маркетинговая программа. Данные возрастные группы людей могут стать потребителями недорогих товаров и услуг, поэтому целесообразно предлагать им специальные возрастные льготы, скидки на размещение и питание, льготные тарифы на транспорте. Таким людям по карману путешествия внутри страны с целью посещения родственников или с целью отдыха и лечения в санаториях и домах отдыха. При выборе средств транспорта должен делаться акцент на более доступные и недорогие средства передвижения. Пожилые люди не любят, когда им напоминают об их возрасте. Следовательно, должна быть хорошо продуманная связь, необходимо тщательно выбирать и составлять тексты рекламных обращений, что, с одной стороны, затрудняет работу тур-агентов. С другой стороны, их образ жизни позволяет им путешествовать в любое время года и на более длительный период времени, в отличие от более молодых групп населения. Таким образом, должны быть организованы усиленные рекламные кампании для стимулирования спроса этой группы населения, особенно в период недозагрузки туристских предприятий и в межсезонье.
 


2.1. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ТУРИСТСКИЙ СПРОС Одиночки.  Большинство из них - это молодые люди, не обремененные заботами и затратами на воспитание и образование детей, предпочитающие тратить свои средства на отдых, путешествия, обеды в ресторанах и на веселую жизнь. Одиночкам свойственны, как правило, высокий уровень образования, стремление к успеху в профессиональной деятельности, повышенные требования к комфорту и качеству жизни, индивидуализм. Они много внимания уделяют организации своего свободного времени, стремясь в полной мере наслаждаться жизнью. Молодые одинокие люди больше путешествуют по сравнению со своими ровесниками, состоящими в браке, и с людьми среднего возраста. Они предпочитают путешествовать за пределы своей страны или своего региона проживания и используют самолет в качестве основного транспортного средства. Одинокие люди подразделяются: на никогда не состоящих в браке, вдовых и разведенных. На западном рынке туризма существуют фирмы, которые работают только в данном сегменте, например немецкая фирма «Сингл-Трэвел». Доход. Очевидно, что с ростом дохода количество турпоездок и величина расходов на туризм увеличиваются. Чем выше доход той или иной семьи, тем больше возможностей для совершения турпоездок. Состоятельные люди большую часть доходов предпочитают тратить на туризм. Их больше привлекают перелеты самолетом - как средство, экономящее время передвижения.
 


2.1. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ТУРИСТСКИЙ СПРОС В расходах на отдых состоятельных клиентов большую часть составляют затраты на размещение, приобретение готового турпродукта «all-inclusive», развлечение, питание и т. д. Расходы же на транспорт составляют лишь небольшую долю всех расходов на тур. У клиентов с менее низкими доходами расходы на транспорт составляют существенную долю всех затрат на тур, потому что сэкономить на транспортных услугах намного сложнее, чем, например, на размещении, питании и на многом другом. Спрос на туризм зависит от уровня доходов потребителей, поэтому необходимо постоянно следить за тенденциями перемен в сфере личных доходов населения. Если экономические показатели говорят о спаде, то фирмам нужно изменить позиции и цены своего товара. У основной части российского населения в связи с экономическими потрясениями, инфляцией, потерей сбережений произошло резкое снижение реальных доходов. И это, естественно, не может не сказаться на перспективе развития массового туризма. Так, рост туристских поездок за рубеж, наблюдавшийся с 1994 г., из-за финансово-экономического кризиса в августе 1998 г. значительно снизился. В этой связи для туристских предприятий возрастает перспектива развития внутреннего туризма - перенос спроса от более дорогих поездок за рубеж на более доступные непродолжительные и недорогие поездки внутри страны.
 


2.1. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ТУРИСТСКИЙ СПРОС Образование. Туристская активность находится в прямой зависимости от уровня образования потенциальных потребителей, поэтому следующим фактором, заслуживающим внимания менеджера туризма, является уровень образования населения, т. к. оно делает интересы людей шире и, таким образом, стимулирует туризм. Люди со средним образованием больше предпочитают увеселительные поездки. Люди с высшим образованием склонны больше путешествовать. Они тратят больше средств на туризм. Итак, с ростом населения с высоким уровнем образования можно ожидать увеличения использования авиатранспорта в качестве основного средства передвижения. Профессия. Определенное влияние на виды приобретаемых человеком товаров и услуг оказывает род его занятий. Служащие офисов путешествуют больше, чем рабочие, но больше всего турпоездок в год совершают менеджеры и административные работники. Турфирмы стремятся выделить группы по роду занятий. Фирма может даже специализироваться на производстве товаров, нужных какой-то конкретной профессиональной группе. Колебания в экономике больше всего отражаются на рабочих. В период экономического спада удар, прежде всего, приходится именно на них, поэтому менеджеры туризма предпочитают концентрироваться на наиболее продуктивных целевых рынках: менеджерах, директорах и профессионалах. Потребителей, однако, нельзя четко разделить по категориям дохода, возраста, пола и рода занятий. Например, некоторые рабочие могут иметь достаточно высокие доходы, но их покупательские привычки и привычки административных работников значительно различны. Они меньше тратят на туризм. Хотя эта группа людей и не является активно путешествующей, она все же заслуживает внимания менеджеров туризма как потенциальный рынок.
 


2.1. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ТУРИСТСКИЙ СПРОС Раса.  Население России весьма неоднородно. Расовые и национальные меньшинства также могут считаться потенциальными потребителями туристских услуг, так как они располагают необходимыми для этого предпосылками - фактором свободного времени и фактором свободно располагаемого дохода. Эта часть населения имеет свои национальные особенности, культуру и традиции. У этих групп людей отличные от основного населения предпочтения и покупательские привычки. Эти потенциальные потребители требуют специального подхода, создания специализированных маркетинговых программ. Пол. Вопросы, связанные с принятием семьей решения относительно того, стоит или не стоит покупать ту или иную услугу (товар), где и у кого покупать, привлекали внимание маркетологов и озадачивали их в течение многих лет. Они задаются вопросом, кто является инициатором в принятии решений - жена или муж или каждый из них имеет одинаковое влияние на принятие решений? Если один принимает решение, то какое влияние и какую роль играет в этом процессе другой? Не оставляет никакого сомнения тот факт, что сегодня женщины играют важную роль в принятии решения относительно путешествий. Женщины становятся более важным сегментом туристского рынка. Это доказывает тот факт, что в структуре российского населения большую часть составляют женщины и что средняя продолжительность их жизни постепенно увеличивается по сравнению со средней продолжительностью жизни мужчин. Эти факторы, а также растущая социальная, политическая и экономическая роль женщин увеличивают их долю в туристском рынке. Женщины наравне с мужчинами считаются основной рабочей силой. Они больше, чем когда бы то ни было, предпочитают жить одни, самостоятельно и имеют высшее образование
 


2.1. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ТУРИСТСКИЙ СПРОС В России женщин, работающих вне дома, больше, чем занимающихся домашним хозяйством. Работающие женщины располагают высоким доходом, тем самым они способствуют появлению в семье дополнительного дохода, необходимого для осуществления путешествий. Среди работающих женщин наиболее перспективны для турпредприятий женщины-карьеристки. Для многих женщин содержание дома не является основным занятием. Они занимают традиционные должности мужчин с повышенной ответственностью, которые ведут к новому уровню образования и к значительной степени экономической и социальной самостоятельности. В результате женщины представляют собой новый большой сегмент туристского рынка, весьма отличный от всех других. Таким образом, социальные роли полов претерпевают значительные изменения и способствуют изменению в потребительском поведении. Поэтому эти факторы заслуживают пристального внимания менеджера туризма. Время. Люди тратят на путешествия не только деньги, но и свое время. Никакие доходы, даже самые высокие, не смогут помочь индивиду совершить турпоездку, если у него нет на это времени. В современном обществе нехватка времени так же, как и нехватка дохода, является основным ограничением туризма. Время также оказывает влияние на выбор транспортного средства, турцентра и на мероприятия на отдыхе.
 


2.1. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ТУРИСТСКИЙ СПРОС Объем свободного времени значительно увеличился за последнее столетие. Такие факторы, как сокращение в среднем продолжительности рабочей недели, более длительный отпуск, праздничные дни, школьные каникулы, наличие возможностей работы неполный день, занятия внештатных должностей, уход на пенсию, а также изменения в уровне образования, сыграли значительную роль. Россия по числу праздников и перенесению праздничных дат с целью продления отдыха стоит на одном из первых мест. В практику снова входят туры выходного дня. При организации таких туров используется авиатранспорт. Поэтому менеджеру необходимо следить за изменениями свободного и рабочего времени для выявления новых тенденций в этой области. Урбанизация. В результате урбанизации сокращается численность населения, проживающего в мелких населенных пунктах и занимающегося сельским хозяйством. Именно эта социальная группа, которая составляла часть «непутешествующего» населения, добавляется на туристский рынок как новый сегмент.  
 


2.2. РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ 2.2.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И РАЗНОВИДНОСТЬ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА Туристом, путешествующим с религиозными целями, является человек, выезжающий за пределы постоянного места жительства на срок не более полугода для посещения святых мест и центров религий. Под религиозным туризмом следует понимать виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющимся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами привычной для них среды. Религиозный туризм подразделяется на две основные разновидности: 1. Паломнический туризм (духовно-паломнический туризм) 2. Религиозный туризм религиозно-познавательной направленности. [15; с 44] Паломнический туризм – это совокупность поездок представителей различных конфессий с паломническими целями. Паломничество – это стремление верующих людей поклониться святым местам. Обычно выделяют несколько видов паломничества: 1. семейные и групповые 2. длительные и кратковременные 3. круглогодичные 4. посещение конфессиональных культовых мест и природных культурных мест 5. внутренние и зарубежные 6. добровольные и обязательные
 


2.2. РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ 2.2.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И РАЗНОВИДНОСТЬ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА
 


2.1. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ТУРИСТСКИЙ СПРОС Паломники обычно выдвигают гораздо меньше требований к уровню и качеству обслуживания, питания и размещения. Они останавливаются на ночлег в кельях монастырей, на территории ашрамов, палаточных городках, могут ночевать в храмах на полу или прямо на улице. Выбор пищи невелик, и она довольно скромная. Духовно-паломнический туризм имеет социально-психологическую базу и географическую направленность. Под духовно-паломническим туризмом понимаются поездки туристов из Северной и Южной Америки, Европы и России в различные центры духовной практики в странах Востока, в первую очередь, Индию, Тибет, Китай, Непал и Японию. Духовно-паломнический туризм тесно связан с лечебно-оздоровительным туризмом. Например, многие духовные центры в Индии являются центрами аюрведического лечения. В Индии аюрведа – это комплексная наука лечения, омоложения организма и предотвращение заболеваний, которые возникают как следствие нарушения гармонии между энергией человека и Вселенной. Духовно-паломнический туризм близок с другими видами туризма. Например, ежегодно многие туристы посещают Китай для занятий цигун. Цигун – это комплекс двигательных и дыхательных упражнений. Он помогает человеку набрать большой запас жизненных сил, или энергии ци, как полагают китайцы. Так что такая поездка содержит элементы религиозного, спортивного и лечебно-оздоровительного туризма.
 


2.1. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ТУРИСТСКИЙ СПРОС Религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности предполагает посещение религиозных центров, в которых туристы смогут увидеть религиозные объекты: действующие культовые памятники, музеи, посетить богослужение, принять участие в крестных ходах, медитациях и других религиозных мероприятиях. Этот вид туризма тесно связан с научным туризмом религиозной направленности. Ученые посещают центры существующих религий, страны и регионы с богатыми религиозными традициями. Такие поездки не многочисленны, но они расширяют географию туристических поездок. Ученых интересуют религиозное наследие: рукописи, различные культовые предметы, архитектурные формы как современных, так и ушедших в прошлое религий и многое другое.
 


2.1. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ТУРИСТСКИЙ СПРОС Индустрия религиозного туризма является составной частью всей туристической индустрии. В ней выделяют следующие сегменты: 1. Предприятия размещения - все специализированные средства размещения (кемпинги, гостиницы, монашеские кельи, общежития и так далее) 2. Предприятия питания – все специализированные предприятия питания 3. Транспортные предприятия 4. Религиозные объекты показа - все сооружения, являющиеся объектами религиозного туризма, в том числе культовые сооружения, природные объекты культа и маленькие объекты культа. В религиозном туризме принято выделять религиозные и культовые центры. Культовый центр - это место, которое имеет большое значение для представителей той или иной конфессии, где проводятся мероприятия культового и иного типа, которые собирают паломников. Чаще всего, для культовых центров характерны храмы с чудодейственными иконами или сооружения, в которых жил известный духовный учитель, святой или аскет, а также там могут иметь место определенные исторические события религиозного значения. Что касается религиозного центра, то это гораздо более широкое понятие, чем центр культовый. Помимо объекта культа, религиозный центр может включать образовательное учреждение или административные органы религии. Учитывая все особенности всех религий мира, дать четкое определение понятию культового центра - невозможно, да и с культовым центром все очень сложно.
 


ГЛАВА 3. ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ТУРИСТСКИХ ПОТОКОВ С ОСОБЕННОСТЯМИ ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ   Туристские путешествия (в них можно включить и религиозный туризм, в частности паломничество) для отдыха и развлечений являются наиболее массовыми среди других видов. Для этого направления туризма характерно 3 особенности:  1. Внутрирегиональные поездки преобладают над межрегиональными.  Их соотношение составляет 82: 18. В Европе на внутрирегиональные туристские потоки приходится до 90 % всех отбытий, в Америке и Азиатско-Тихоокеанском макрорегионе – до 75 %. [12; с 202] 2. Меридиональная направленность туристских потоков. Туристы из северных стран в основном отдыхают на берегу теплых морей, отмечаются расширения встречных потоков с юга на север. 
 


ГЛАВА 3. ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ТУРИСТСКИХ ПОТОКОВ С ОСОБЕННОСТЯМИ ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ 3. Получил развитие обмен туристами между бывшими метрополиями и колониями. Этому способствуют прочные традиционные связи, отсутствие языкового барьера, упрощенные туристские формальности.  Европа является самым крупным рынком для туризма с отдыхом и развлечениями. Здесь формируются и сюда направляются главные туристские потоки. Внутрирегиональный характер туризма выражен более ярко, чем межрегиональный. Интенсивному внутриевропейскому обмену способствуют:  • большое количество стран на относительно малой территории;  • тесные экономические, культурные и этнические связи между государствами;  • развитая сеть наземных транспортных коммуникаций;  • упрощенные туристские формальности;  • большое разнообразие природных рекреационных и культурно-исторических достопримечательностей;  • развитая туристская инфраструктура.  В межрегиональном туристском обмене важная роль приходится на США (7 %). Из Азиатско-Тихоокеанского макрорегиона в Европу едут 3,5 % туристов, из Африки, стран Ближнего Востока и Южной Азии – 1,6 %. Среди регионов на европейском континенте самым посещаемым является Западная Европа – 34,4 %, затем следует Южная Европа – 29,4 %, Центральная и Восточная Европа – 21,9 %. 
 


ГЛАВА 3. ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ТУРИСТСКИХ ПОТОКОВ С ОСОБЕННОСТЯМИ ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ Самой путешествующей нацией не только в Европе, но и в мире считается Германия. Ежегодно немцы совершают свыше 80 млн. туристских поездок.  Американский макрорегион по прибытиям занимает 2-е место в мире. Из 4-х регионов Америки наиболее посещаемым является Северо-Американский регион (70 %), стремительно возрастает количество туристов в Южной Америке (14,4 %). В Америке подавляющая часть туристских потоков сосредоточена внутри региона. Особенно интенсивен обмен между США, Канадой и Мексикой. Так, Мексику ежегодно посещает свыше 20 млн. туристов из США, Канаду – свыше 15 млн. человек. Ежегодно американцы совершают свыше 1 млрд. поездок преимущественно для отдыха и развлечений, а также посещения родственников и знакомых. Маршруты большинства из них пролегают внутри страны.  Главным направлением межрегионального обмена для американцев является европейский континент (22 % посещений). Среди других направлений выделяется быстрорастущий поток в Азиатско-Тихоокеанский макрорегион. Наиболее привлекательными странами для американцев являются Китай, Япония, Республика Корея, Сингапур. В Азиатско-Тихоокеанском макрорегионе туризм еще очень молод. Основные туристские потоки направляются в Восточную Азию (57 %). Странам Юго-Восточной Азии отдают предпочтения 1/3 часть туристов макрорегиона, Сянган, Малайзия. Сингапур, Таиланд, Корея, Индонезия и Тайвань являются наиболее популярными туристскими направлениями. 
 


ГЛАВА 3. ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ТУРИСТСКИХ ПОТОКОВ С ОСОБЕННОСТЯМИ ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ Самой путешествующей нацией не только в Европе, но и в мире считается Германия. Ежегодно немцы совершают свыше 80 млн. туристских поездок.  Американский макрорегион по прибытиям занимает 2-е место в мире. Из 4-х регионов Америки наиболее посещаемым является Северо-Американский регион (70 %), стремительно возрастает количество туристов в Южной Америке (14,4 %). В Америке подавляющая часть туристских потоков сосредоточена внутри региона. Особенно интенсивен обмен между США, Канадой и Мексикой. Так, Мексику ежегодно посещает свыше 20 млн. туристов из США, Канаду – свыше 15 млн. человек. Ежегодно американцы совершают свыше 1 млрд. поездок преимущественно для отдыха и развлечений, а также посещения родственников и знакомых. Маршруты большинства из них пролегают внутри страны.  Главным направлением межрегионального обмена для американцев является европейский континент (22 % посещений). Среди других направлений выделяется быстрорастущий поток в Азиатско-Тихоокеанский макрорегион. Наиболее привлекательными странами для американцев являются Китай, Япония, Республика Корея, Сингапур. В Азиатско-Тихоокеанском макрорегионе туризм еще очень молод. Основные туристские потоки направляются в Восточную Азию (57 %). Странам Юго-Восточной Азии отдают предпочтения 1/3 часть туристов макрорегиона, Сянган, Малайзия. Сингапур, Таиланд, Корея, Индонезия и Тайвань являются наиболее популярными туристскими направлениями. 
 


ГЛАВА 3. ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ТУРИСТСКИХ ПОТОКОВ С ОСОБЕННОСТЯМИ ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ Экономический рывок этих стран привел к резкому развитию индустрии отдыха и развлечений. Эти территории притягивают туристов возможностями пляжного отдыха, экзотикой и культовым и культурным наследием. Привлекает своей индустрией развлечений Япония. В выездном туризме ведущую роль играет Япония (до 30 млн. поездок с целью развлечений и покупок). В России данные по въездному тур потоку не однозначные, по одним источникам тур поток значительно увеличивается, а по другим уменьшается. Существенное влияние на туристские потоки оказывает религиозная мотивация. Интенсивность потоков туристов, путешествующих по миру с паломническими и религиозными целями, ежегодно увеличивается. Если в 2001 г. уровень количества поездок с религиозными целями был примерно равен количеству поездок с целью обучения или лечения, то в 2005 г. он в 4 раза превысил эти направления в туризме и стал сопоставим с поездками с целью развлечения. Это не считая паломнических поездок.
 


ГЛАВА 3. ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ТУРИСТСКИХ ПОТОКОВ С ОСОБЕННОСТЯМИ ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ В XX в. бурно развивалась индустрия туризма, совершенствовались средства транспорта и связи. У людей появилось больше возможностей посещать святые места «своей» религии. Также в эпоху интернационализации усилился диалог культур. Сейчас в мире насчитывается 2,1 млрд. христиан, 1,3 млрд. мусульман и 376 млн. буддистов. Потребителей религиозного туризма можно разделить на несколько различных групп: Глубоко верующие. Эти люди соблюдают все посты, отмечают праздники и хотели бы прожить в монастырях длительное время. Верующие люди. Эта группа людей также отмечает большинство праздников, как правило, соблюдают посты, но не так строго как предыдущая группа. Они также готовы пожить в монастырях, но уже не столь длительный срок. Интересующиеся. Люди, верящие в Бога, но не так строго относящиеся к церковной атрибутике. Они, как правило, не соблюдают постов. Им интересна сама жизнь в монастырях, но провести там какое-то время они не хотели бы. Люди не интересующиеся религией как таковой, но который хотели бы ознакомиться с культовыми сооружениями, как с архитектурными памятниками. К этой группе так же можно отнести детей.
 


ГЛАВА 3. ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ТУРИСТСКИХ ПОТОКОВ С ОСОБЕННОСТЯМИ ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ Для первых двух групп целью посещения религиозных святынь является молитвенное общение, труд, сборы пожертвований на восстановление и развитие монастыря или храма. На Руси это называлось богомольем, а паломничеством считали поездки на Святую Землю для поклонения Гробу Господню, которые организовывало Российско-Палестинское общество. По религиозным канонам паломническая поездка должна продолжаться не менее 10 дней и чаще всего приходиться на религиозные праздники. В наши дни эти два понятия слились вместе. Сейчас паломничество может длиться от нескольких дней до нескольких месяцев, по желанию паломников или в зависимости от возможностей места приема. Ведь в настоящее время многие церкви, соборы и монастыри разрушены и начали восстанавливаться только сейчас.
 


ГЛАВА 3. ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ТУРИСТСКИХ ПОТОКОВ С ОСОБЕННОСТЯМИ ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ Для оставшихся групп характерны экскурсионные туры. Они, как правило, проходят в течение нескольких дней. Различие паломнических поездок и религиозно-познавательных туров заключается в различии их целеполагания. Отсюда исходят особенности размещения и питания туристов, специфика экскурсионного маршрута, выбора объектов показа, содержания и формы подачи самой экскурсии. Если для группы религиозно-познавательного тура размещение в гостинице с обилием увеселительных заведений и скромное питание в ресторане или кафе в постные дни может оказаться несущественным при оценке качества тура, то для паломника этот факт может перечеркнуть все остальные усилия турфирмы, создать психологический дискомфорт и эмоциональное напряжение. Паломнический тур в отличие от религиозно-познавательного включает в себя не только посещение и квалифицированный осмотр храмов, монастырей, святых мест (источников и т. д.), но и реальное участие паломника в религиозной жизни храма или монастыря, возможность посещения богослужения, совершения молитвенного правила утром и вечером, перед и после трапезы, в начале и конце пути. Организаторы паломнических туров должны учитывать специфику подобных поездок и соответствующим образом планировать время, разумно сочетая экскурсию и участие паломников в богослужении.
 


ГЛАВА 3. ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ТУРИСТСКИХ ПОТОКОВ С ОСОБЕННОСТЯМИ ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ В то же время уже на стадии комплектования группы следует учитывать интересы людей, информировать их о специфике тура, рискуя в противном случае создать в одной тургруппе конфликт людей, приехавших в одно место, но преследующих различные цели. Религиозно-познавательные и паломнические туры объединяют, прежде всего, маршруты экскурсионной поездки и объекты показа, что часто приводит к смешению данных категорий, когда любая поездка в монастырь именуется паломничеством. В то же время эти туры преследуют различные цели, а именно: паломнический тур прежде всего мотивирован религиозно, познавательный тур мотивирован прежде всего познавательно. Различие целей обусловливает различие выбора и использования методических приемов показа и рассказа, стиля общения с группой, использования специальной лексики и т.д. Часто неоправданно считая, что паломничество преследует только религиозные цели, полностью исключают путевую информацию и экскурсии. Это серьезно обедняет само паломничество как путешествие к святому месту, прикосновение к историческому прошлому, христианской культуре и традициям благочестия. При организации паломнических туров следует учитывать интеллектуальные и возрастные особенности, эмоциональное состояние участников поездки, случаи совпадения паломнического тура с днями религиозных праздников. Важное, а иногда и определяющее значение для организации религиозно-познавательного туризма имеет взаимодействие с епархиальными управами, благочинными округами, настоятелями монастырей. При организации паломничества это один из ключевых моментов.
 


ГЛАВА 3. ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ТУРИСТСКИХ ПОТОКОВ С ОСОБЕННОСТЯМИ ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ Если говорить о Египте, Иордании и Израиле, то поездки по этим территориям неразрывно связаны с историей израильского народа и с дорогой, которой шел Моисей. Тоже самое можно сказать о путешествиях по маршруту Израиль — Иордания— Сирия — Ливан. С точки зрения христианства, все эти государства находятся на единой территория Святой Земли. Почему? Потому что Господь ходил и был крещен в Иордании, там же находятся и места, неразрывно связанные с жизнью и смертью Иоанна Крестителя. Сирия и Иордания связаны с апостолами Павлом и Петром, которые шли на проповедь из Иерусалима. Если говорить о духовном содержании паломнических поездок, например, в Грецию или Италию, то они обычно следуют за путями апостолов по европейской части континента. Именно эта составляющая является основной в турах, включающих эти страны.
 


ГЛАВА 3. ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ТУРИСТСКИХ ПОТОКОВ С ОСОБЕННОСТЯМИ ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ Сочетание в одном паломническом туре таких двух стран, как Греция и Турция, тоже имеет вполне четкое идеологическое обоснование. Как правило, такие путешествия проходят по маршруту Каппадокия  — Стамбул — Салоники — Афины: это путь апостола Павла и его проповедей. А, например, путешествие Болгария — Греция — Турция основано на византийских традициях православия. Посещение этих трех стран — дань памяти и заслугам славянских святых и просветителей Кирилла и Мефодия. Большой популярность пользуются и комбинированные туры по России, наиболее востребованными среди них являются путешествия по Северо-западному региону (Коневец, Валаам, Кижи, Соловки). Маршруты таких путешествий определяют и географические факторы, и религия с историей.
 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ Туризм как современная сфера деятельности стремительно развивается по всему миру, все шире охватывая разные сферы жизни общества. Религия же, как важный элемент современной культуры, является неотъемлемой частью развития не только общества, но и туризма. Современный человек, стремящийся познавать мир, привык подчиняться своим религиозным инстинктам. И если ещё с десяток лет тому назад понятие «религиозный туризм» было для нас в диковинку (если не в дикость), то сегодня это направление в туриндустрии стало пользоваться бешеной популярностью. Объём доходов от религиозного туризма во всём мире составляет примерно 18 миллиардов долларов в год. Каждый год около 350 миллионов человек отправляются в путешествие, которое тем или иным образом связано с посещением культовых мест, имеющих отношение к одной из мировых религий
 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ Современная молодежь в большей степени интересуется пляжным и развлекательным отдыхом, мало уделяя время познанию культуры той или иной страны. Я думаю, развивая туризм религиозной направленности, есть возможность приобщить современную молодежь к культуре и истории. Тем самым есть возможность сохранения памятников религиозного значения, а значит и культуры в целом.      
 


 
 

< <       > >